На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Гражданское самоопределение подростков в деятельности детских организаций

Наталья Валерьевна Вохмина,
кандидат педагогических наук,
председатель Новосибирской областной
общественной организации «Союз пионеров»

     Самоопределение является одной из составных частей социализации и индивидуализации подростка, так как оно имеет в своей основе общение с другими членами сообщества: первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении), а затем во всем многообразии проявлений культурного поля. Самоопределение само по себе является как результатом взаимодействия участников коммуникации, так и толчком к новым формам социального взаимодействия.

     Именно категория самоопределения подростка в выборе целей саморазвития является наиболее кризисной в настоящий момент. На протяжении ряда лет, наблюдая за подростками, исследуя их интересы и потребности, мы пришли к выводу, что декларируемые в законодательных актах, нормативных документах системы образования ценности гуманистической педагогики практически не реализуются в реальной практике образовательных учреждений. По-прежнему, ребенок не рассматривается как субъект своего развития, а педагог – остается транслятором знания.

     Гражданское самоопределение есть составляющая процесса воспитания, характерной особенностью которого является направленность на формирование гражданских качеств.

     Оно зависит от возможностей общества, от условий, в которых протекает. Под возможностями следует понимать материальное, учебно-методическое обеспечение процесса воспитания. Для повышения эффективности гражданского самоопределения необходимо, чтобы оно стало приоритетным, т.е. нужна иерархичность в декларируемых целях и задачах воспитания.

     Закономерностью гражданского самоопределения является определяющая роль деятельности в его содержании. Помимо общепринятых видов мы выделяем специфическую гражданскую деятельность подростков, включающую общественно-политическую, разнообразную лично-семейную и другие формы деятельности. Именно в них личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом и государством.

     Закономерностью гражданского самоопределения является то, что активность гражданской деятельности находится в зависимости от наличного уровня у подростков соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.

     Основные характеристики сущности гражданского самоопределения исходят из специфики морали гражданина Отечества, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций – регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др. В гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданское самоопределение регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни.

     Гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта семейных и личных отношений.

     Поэтому мы понимаем гражданское самоопределение как сочетание нравственного, правового и политического становления личности.

     Оно тесно связано с характером общественных отношений, и обладает спецификой конкретного исторического этапа развития общества и является разновидностью социального самоопределения наряду с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением.

     Гражданское самоопределение одна из составляющих индивидуального социального опыта наравне с деятельностным опосредованием и установками личности. При этом это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.

     Отрочество является сензитивным периодом для гражданского самоопределения, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, процесс гражданского самоопределения в этот период наиболее интенсивен.

     Процесс гражданского самоопределения подростков в детских общественных организациях осуществляется эффективно при: актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; личностно-ориентированном сопровождении развития субъектности участников детской общественной организации; осуществлении специальной подготовки организаторов общественной деятельности.

     Особенности процесса гражданского самоопределения подростков – участников детских общественных организаций состоят: в интенсивности взаимодействия и образа жизни детской общественной организации, что обуславливает многообразие содержания и форм гражданского самоопределения; в наличии субъектной позиции и ответственности члена организации; в предоставлении детям возможности выбора вида социально-полезной деятельности с учетом личных интересов; в преемственности и передаче опыта поколений – членов организации.

     Основными компонентами процесса гражданского самоопределения являются мировоззренческий (знания, идеалы, убеждения, ценностные ориентации); поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиля мышления, познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств); культурный (культура чувств, общения, поведения, формы, содержание, характер самодеятельного творчества).

     Вышеприведенные размышления позволяют сделать вывод, что детская общественная организация, как социальный институт, обладает рядом возможностей в организации процесса гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/самоорганизации; участия в разработке и реализации социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; возможности делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru