Гражданское самоопределение подростков в деятельности детских организаций
|
Наталья Валерьевна Вохмина,
кандидат педагогических наук,
председатель Новосибирской областной общественной организации «Союз пионеров»
|
Самоопределение является одной из составных частей социализации и индивидуализации подростка, так как оно имеет в своей основе общение с другими членами сообщества: первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении), а затем во всем многообразии проявлений культурного поля. Самоопределение само по себе является как результатом взаимодействия участников коммуникации, так и толчком к новым формам социального взаимодействия.
Именно категория самоопределения подростка в выборе целей саморазвития является наиболее кризисной в настоящий момент. На протяжении ряда лет, наблюдая за подростками, исследуя их интересы и потребности, мы пришли к выводу, что декларируемые в законодательных актах, нормативных документах системы образования ценности гуманистической педагогики практически не реализуются в реальной практике образовательных учреждений. По-прежнему, ребенок не рассматривается как субъект своего развития, а педагог – остается транслятором знания.
Гражданское самоопределение есть составляющая процесса воспитания, характерной особенностью которого является направленность на формирование гражданских качеств.
Оно зависит от возможностей общества, от условий, в которых протекает. Под возможностями следует понимать материальное, учебно-методическое обеспечение процесса воспитания. Для повышения эффективности гражданского самоопределения необходимо, чтобы оно стало приоритетным, т.е. нужна иерархичность в декларируемых целях и задачах воспитания.
Закономерностью гражданского самоопределения является определяющая роль деятельности в его содержании. Помимо общепринятых видов мы выделяем специфическую гражданскую деятельность подростков, включающую общественно-политическую, разнообразную лично-семейную и другие формы деятельности. Именно в них личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом и государством.
Закономерностью гражданского самоопределения является то, что активность гражданской деятельности находится в зависимости от наличного уровня у подростков соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.
Основные характеристики сущности гражданского самоопределения исходят из специфики морали гражданина Отечества, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций – регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др. В гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданское самоопределение регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни.
Гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта семейных и личных отношений.
Поэтому мы понимаем гражданское самоопределение как сочетание нравственного, правового и политического становления личности.
Оно тесно связано с характером общественных отношений, и обладает спецификой конкретного исторического этапа развития общества и является разновидностью социального самоопределения наряду с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением.
Гражданское самоопределение одна из составляющих индивидуального социального опыта наравне с деятельностным опосредованием и установками личности. При этом это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.
Отрочество является сензитивным периодом для гражданского самоопределения, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, процесс гражданского самоопределения в этот период наиболее интенсивен.
Процесс гражданского самоопределения подростков в детских общественных организациях осуществляется эффективно при: актуализации ценностно-смысловых основ правовой культуры в организованном групповом общении; личностно-ориентированном сопровождении развития субъектности участников детской общественной организации; осуществлении специальной подготовки организаторов общественной деятельности.
Особенности процесса гражданского самоопределения подростков – участников детских общественных организаций состоят: в интенсивности взаимодействия и образа жизни детской общественной организации, что обуславливает многообразие содержания и форм гражданского самоопределения; в наличии субъектной позиции и ответственности члена организации; в предоставлении детям возможности выбора вида социально-полезной деятельности с учетом личных интересов; в преемственности и передаче опыта поколений – членов организации.
Основными компонентами процесса гражданского самоопределения являются мировоззренческий (знания, идеалы, убеждения, ценностные ориентации); поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиля мышления, познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств); культурный (культура чувств, общения, поведения, формы, содержание, характер самодеятельного творчества).
Вышеприведенные размышления позволяют сделать вывод, что детская общественная организация, как социальный институт, обладает рядом возможностей в организации процесса гражданского самоопределения подростков: познания способа совместной деятельности в коллективе и группе сверстников; приобретения навыков организации и со/самоорганизации; участия в разработке и реализации социальных проектов по своему выбору и желанию; раскрытия своих собственных потенциальных возможностей; проявления личной инициативы, лидерства; приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних; возможности делать выбор, отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.
|