На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Теории личностного роста и их влияние на содержание деятельности современных детских общественных организаций

Зоя Ивановна Лаврентьева,
кандидат педагогических наук, доцент НГПУ,
научный руководитель ГМДООН «Созвездие Лидер»

     Одной из важнейших задач организации деятельности детских общественных объединений выступает задача личностного роста ребенка. Это обусловлено тем, что дети и подростки в современном мире активно стремятся реализовать себя с самого раннего возраста. Общественная организация как социально ориентированное сообщество представляет собой великолепное условие ранней социализации и самореализации, что и создает предпосылки этого самого личностного роста.

     Вместе с тем, идея личностного роста обеспечивается не только объективными условиями жизнедеятельности общественной организации. Ее наиболее полное и эффективное осуществление возможно в том случае, если созданы специальные педагогические условия.

     Выбор этих педагогических условий зависит, по крайней мере, от нескольких обстоятельств. Среди них, прежде всего, необходимо назвать обоснование теоретико-методологического подхода к пониманию сущности категории «личностный рост». Это позволит определить факторы, влияющие на личностный рост. Кроме того, необходимо осознать, какую стратегию личностного роста можно предложить именно в условиях общественного объединения. Наконец, необходимо обосновать содержание и технологию личностного роста.

     Теория личностного роста представляет систему взглядов на человека, отражающую процесс продвижения к своей индивидуальности. В отличие от антропологической теории, где признается ценность человека как такового со всеми его достоинствами и ограничениями, в теории личностного роста высшей ценностью выступает человек, взошедший к вершинам своего совершенствования. Образно такую дифференциацию взглядов на человеческое существо можно выразить в тезисе: человеками могут быть все, личностями – люди, устремленные к совершенствованию.

     Следующий теоретический вопрос – что признать в качестве идеала совершенствования. Ответ на него можно найти в многочисленных теориях личности. Так, А. Маслоу видит в качестве вершины личностного роста потребность в самоактуализации, что и приводит к наиболее полной реализации потенциала. Американский ученый Э. Эриксон называет наивысшие точки роста для каждого возраста, указывая, в частности, в подростковом возрасте на такой показатель как идентичность, т.е. осознание своего места и роли в отношениях с другими людьми. Если этого не происходит, то проявляется смешение ролей, что и останавливает личностный рост в стадии подросткового возраста и ранней юности. Карл Роджерс предлагает в качестве показателя личностного роста признать сформированную «Я-концепцию», т.е. высокую степень внутреннего самопознания.

     Существует ряд других теорий, определяющих общую стратегию движения человека к своему совершенствованию. Однако все они сходятся в том, что это движение идет по линии: индивид – личность – индивидуальность. Следовательно, личностный рост в самом общем виде – это движение к своей индивидуальности, своей уникальности и неповторимости в их наивысшей стадии развития.

     Факторы, обеспечивающие такое продвижение к индивидуальности, в разных теориях также обозначаются по-разному. По А. Маслоу, в качестве ведущих факторов выступают потребности. Следовательно, обеспечить личностный рост возможно только при последовательном усложнении личностных потребностей. Ученый называет иерархию этих потребностей в следующем порядке: физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности самоуважения, и, наконец, потребности личностного совершенствования.

     Факторами личностного роста по Э. Эриксону выступают разрешения противоречий между биологическими достижениями развития психики и ростом социальных требований к индивидууму. В раннем подростковом возрасте – это противоречие между инициативой и чувством вины, а в старшем подростковом – противоречие между посвящением (идентичностью) и верностью (смешением ролей).

     К. Роджерс в качестве факторов роста в подростковом возрасте называет стремление к самопознанию.

     Кроме того, факторами личностного развития выступают интересы, мотивы деятельности, включение детей и подростков в различные виды деятельности, обеспечивающие накопление конкретных умений и навыков, обогащение социального опыта и развития социального интереса.

     Какую же стратегию личностного роста следует выбрать современному детскому общественному объединению? Что лучше – придерживаться одной теории или использовать разные подходы? Думается, что многообразие подходов дает больший шанс для обеспечения личностного роста ребенка. Вместе с тем, эти подходы должны быть осознаны как педагогами, так и самими детьми. Их следует обсудить, чтобы в каждом объединении выстроить определенную логику, четкую программу стратегического развития.

     Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является подход последовательно-параллельный. Последовательность – это продвижение по ступеням роста. В детском объединении они не столько связаны с возрастом, сколько со временем участия в объединении. Такой рост может быть обозначен, как продвижение по ступеням усложнения характера деятельности и отношений. Например, деятельность и отношения для своего объединения, деятельность и отношения для близкого окружения, деятельность и отношения для других. Параллельность – это усложнение самопознания, усложнение потребностей и обогащение «Я-концепции».

     Технологией организации последовательно-параллельного личностного роста следует признать деятельностно-рефлексивную технологию. Наиболее полно она представлена в методике коллективной творческой деятельности, где действия обязательно сопровождаются анализом. Вполне отражает требованиям последовательно-параллельного продвижения к вершинам личности технология социального проектирования.

     Однако в настоящее время возникает потребность разработки такого содержания и такой методики исполнения этого содержания, которые бы удерживали в целостности процесс восхождения к психическим вершинам своего Я и к вершинам своего Я-социального. По крайней мере, в этих программах необходимо интегрировать четыре раздела: я делаю, я познаю себя, я развиваю свои потребности, я отвечаю за то, каким станет мир в зависимости от того, какой я.

     Разработанные программы детской и молодежной общественной организации «Созвездие Лидер» вполне возможно развернуть в заданную плоскость и обеспечить, таким образом, целенаправленный процесс личностного роста каждого члена организации.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru