Теории личностного роста и их влияние на содержание деятельности современных детских общественных организаций
|
Зоя Ивановна Лаврентьева,
кандидат педагогических наук, доцент НГПУ,
научный руководитель ГМДООН «Созвездие Лидер»
|
Одной из важнейших задач организации деятельности детских общественных объединений выступает задача личностного роста ребенка. Это обусловлено тем, что дети и подростки в современном мире активно стремятся реализовать себя с самого раннего возраста. Общественная организация как социально ориентированное сообщество представляет собой великолепное условие ранней социализации и самореализации, что и создает предпосылки этого самого личностного роста.
Вместе с тем, идея личностного роста обеспечивается не только объективными условиями жизнедеятельности общественной организации. Ее наиболее полное и эффективное осуществление возможно в том случае, если созданы специальные педагогические условия.
Выбор этих педагогических условий зависит, по крайней мере, от нескольких обстоятельств. Среди них, прежде всего, необходимо назвать обоснование теоретико-методологического подхода к пониманию сущности категории «личностный рост». Это позволит определить факторы, влияющие на личностный рост. Кроме того, необходимо осознать, какую стратегию личностного роста можно предложить именно в условиях общественного объединения. Наконец, необходимо обосновать содержание и технологию личностного роста.
Теория личностного роста представляет систему взглядов на человека, отражающую процесс продвижения к своей индивидуальности. В отличие от антропологической теории, где признается ценность человека как такового со всеми его достоинствами и ограничениями, в теории личностного роста высшей ценностью выступает человек, взошедший к вершинам своего совершенствования. Образно такую дифференциацию взглядов на человеческое существо можно выразить в тезисе: человеками могут быть все, личностями – люди, устремленные к совершенствованию.
Следующий теоретический вопрос – что признать в качестве идеала совершенствования. Ответ на него можно найти в многочисленных теориях личности. Так, А. Маслоу видит в качестве вершины личностного роста потребность в самоактуализации, что и приводит к наиболее полной реализации потенциала. Американский ученый Э. Эриксон называет наивысшие точки роста для каждого возраста, указывая, в частности, в подростковом возрасте на такой показатель как идентичность, т.е. осознание своего места и роли в отношениях с другими людьми. Если этого не происходит, то проявляется смешение ролей, что и останавливает личностный рост в стадии подросткового возраста и ранней юности. Карл Роджерс предлагает в качестве показателя личностного роста признать сформированную «Я-концепцию», т.е. высокую степень внутреннего самопознания.
Существует ряд других теорий, определяющих общую стратегию движения человека к своему совершенствованию. Однако все они сходятся в том, что это движение идет по линии: индивид – личность – индивидуальность. Следовательно, личностный рост в самом общем виде – это движение к своей индивидуальности, своей уникальности и неповторимости в их наивысшей стадии развития.
Факторы, обеспечивающие такое продвижение к индивидуальности, в разных теориях также обозначаются по-разному. По А. Маслоу, в качестве ведущих факторов выступают потребности. Следовательно, обеспечить личностный рост возможно только при последовательном усложнении личностных потребностей. Ученый называет иерархию этих потребностей в следующем порядке: физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности самоуважения, и, наконец, потребности личностного совершенствования.
Факторами личностного роста по Э. Эриксону выступают разрешения противоречий между биологическими достижениями развития психики и ростом социальных требований к индивидууму. В раннем подростковом возрасте – это противоречие между инициативой и чувством вины, а в старшем подростковом – противоречие между посвящением (идентичностью) и верностью (смешением ролей).
К. Роджерс в качестве факторов роста в подростковом возрасте называет стремление к самопознанию.
Кроме того, факторами личностного развития выступают интересы, мотивы деятельности, включение детей и подростков в различные виды деятельности, обеспечивающие накопление конкретных умений и навыков, обогащение социального опыта и развития социального интереса.
Какую же стратегию личностного роста следует выбрать современному детскому общественному объединению? Что лучше – придерживаться одной теории или использовать разные подходы? Думается, что многообразие подходов дает больший шанс для обеспечения личностного роста ребенка. Вместе с тем, эти подходы должны быть осознаны как педагогами, так и самими детьми. Их следует обсудить, чтобы в каждом объединении выстроить определенную логику, четкую программу стратегического развития.
Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является подход последовательно-параллельный. Последовательность – это продвижение по ступеням роста. В детском объединении они не столько связаны с возрастом, сколько со временем участия в объединении. Такой рост может быть обозначен, как продвижение по ступеням усложнения характера деятельности и отношений. Например, деятельность и отношения для своего объединения, деятельность и отношения для близкого окружения, деятельность и отношения для других. Параллельность – это усложнение самопознания, усложнение потребностей и обогащение «Я-концепции».
Технологией организации последовательно-параллельного личностного роста следует признать деятельностно-рефлексивную технологию. Наиболее полно она представлена в методике коллективной творческой деятельности, где действия обязательно сопровождаются анализом. Вполне отражает требованиям последовательно-параллельного продвижения к вершинам личности технология социального проектирования.
Однако в настоящее время возникает потребность разработки такого содержания и такой методики исполнения этого содержания, которые бы удерживали в целостности процесс восхождения к психическим вершинам своего Я и к вершинам своего Я-социального. По крайней мере, в этих программах необходимо интегрировать четыре раздела: я делаю, я познаю себя, я развиваю свои потребности, я отвечаю за то, каким станет мир в зависимости от того, какой я.
Разработанные программы детской и молодежной общественной организации «Созвездие Лидер» вполне возможно развернуть в заданную плоскость и обеспечить, таким образом, целенаправленный процесс личностного роста каждого члена организации.
|