На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Роль детской общественной организации в формировании мотивации личностного роста

Ольга Петровна Еременко,
председатель ГМДООН «Созвездие Лидер»,
зав. научно-практической лаборатории
«Детское движение» ДТД УМ «Юниор»

     В современных условиях социально-экономического развития общества социально-психологический портрет современного подростка претерпел значительные изменения по сравнению с образом молодого человека советского и постсоветского периода. Исследованию этой проблемы посвящены многочисленные работы социологов, педагогов, психологов. Тем не менее, особенно в последние несколько лет, в выборе подростков заметны тенденции к повышению значимости для них общественной деятельности. Этому способствует не только более стабильная, по сравнению с предыдущим кризисным десятилетием, обстановка, но и идеологические изменения в обществе, кардинальные меры в сфере государственной и молодежной политики.

     В государственном минимальном стандарте Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» указано, что «динамика социокультурного развития требует от подрастающих поколений формирования принципиально нового социокультурного опыта и, соответственно, направленности личности на непрерывное саморазвитие, самосовершенствование, умения прогнозировать и моделировать процесс саморазвития собственной личности, ближайшего социоприродного окружения и цивилизации в целом, готовности ее к постоянному самостоятельному поиску духовных идеалов и эффективных способов воплощения их в практике».

     С момента принятия областного Закона о молодежной политики (12 июля 2004 года) и перехода Управления по делам молодежи на реализацию целевых проектов в 2007 году деятельность детских общественных организаций получила новый импульс развития. Государственная поддержка помогла поднять и сформировать социальные ресурсы, способствующие повышению социальной активности современных подростков.

     Социальными ресурсами можно считать следующие составляющие:
     – активность подростов и руководителей детских общественных организаций;
     – ценностные ориентиры;
     – современные технологии.

     Позитивно направленная социальная активность подростка наиболее ярко проявляется, если у него сформирована субъектная позиция как способность и готовность осуществлять личностное влияние на все этапы организации социально значимой деятельности в детской общественной организации.

     Поэтому особенно актуальным для детских общественных организаций становится формирование мотивации личностного роста.

     Мотивация – внутренняя побудительная причина действий и поступков человека.

     Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, но и условий среды, природных задатков. А.С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им – задача воспитателя. Прежде чем ребенок становится субъектом самоизменения, он является объектом воздействия со стороны целого ряда участников воспитательного процесса. В их число входят конкретный взрослый, ребенок, социальная среда (семья, ДОО, реальная действительность вне семьи и школа), природа (наследственность, экология).

     На формирование условий для успешного развития субъектной позиции подростка большую роль играет деятельность детской общественной организации. К.Д. Радина отмечает, что «в детском общественном движении на каждом его историческом этапе сущность, идейно-нравственное содержание деятельности, особенности положения каждого участника в объединении, его отношения к делам и товарищам определяли мотивацию». Далее автор приводит примеры мотивации в историческом развитии детского движения. Так, основой мотивации бойскаута является перспектива собственного роста, возможность продвижения к новым личностным приобретениям. Во Всесоюзной пионерской организации основой мотивации деятельности выступала коммунистическая идеология (символы и атрибуты, Торжественное обещание, Законы пионеров, программы). Современное детское общественное движение определило новые подходы к проблеме мотивов и мотивации: на первый план выступает общественная отдача, гуманистическая результативность деятельности, ее нравственные идеи. Но Ксения Давыдовна предупреждает, что «любая деятельность, в том числе и общественно направленная, обогащается переживаниями успеха, радостью преодоления трудностей, участия в общих делах. Неуспех, обманутые ожидания порождают разочарование, и гуманистическая мотивация в этом случае не спасает».

     Демократическая сущность нового воспитания должна заключаться:
     – в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;
     – в создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности;
     – в подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей;
     – в стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.

     При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки и чем выше у ребенка чувство ответственности, тем более широкими должны быть его возможности выбора.

     Подготовка ребенка к самоопределению может быть успешной только в том случае:
     – если ему есть из чего выбирать;
     – если в детской общественной организации обеспечено пространство для осуществления ребенком самостоятельного выбора форм и видов деятельности;
     – если ему предоставлены образцы успешной самореализации;
     – если лично для каждого ребенка создана ситуация успеха;
     – если каждому школьнику оказана поддержка в проектировании личностного роста;
     – если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу.

     Т.е. высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных проблем современного социума.

     В итоге хотелось бы отметить:
     – субъектная позиция подростка в деятельности детской общественной организации развивается более интенсивно в целенаправленной деятельности на основе реализации программного подхода;
     – программой развития субъектной позиции подростка необходимо предусматривать массовый и дифференцированный уровни самодеятельности детей;
     – в программы и проекты самодеятельных общественных организаций желательно включать лидерские составляющие;
     – психолого-педагогическое сопровождение развития субъектной позиции каждого подростка должно сочетаться с развитием его лидерских качеств в той или иной актуальной для него социально значимой деятельности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru