На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Исследовательская деятельность членов детских и молодежных общественных организаций

Ирина Михайловна Сысоева,
заместитель директора по воспитательной работе
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска,
руководитель детского общественного объединения «Содружество»,
структурного подразделения городской молодежной,
детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер»

Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.
Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.
Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.
Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.
Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.
Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.
Если ты хочешь изменить семью, начни с себя.
Конфуций, древний китайский философ V-VI в. до н.э.

     Детские общественные организации – реалии общественной жизни современной России. Тем не менее, уровень осведомленности подростков по данной проблеме неравномерен, а зачастую ограничивается знаниями только о своей организации. На наш взгляд, умение ориентироваться в проблемах молодежного и детского движения – это элемент лидерской культуры, существенно влияющий на качество их деятельности, их личностный рост.

     Возникает вопрос: а могут ли сами ребята – члены детских и молодежных общественных организаций – быть исследователями детского движения? Оказывается, могут. Такой опыт исследовательской деятельности накоплен в городской молодежной, детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер».

     Идея заняться исследованием истории и особенностей детского движения принадлежит руководителю ГМДООН «Созвездие Лидер» Ольге Петровне Еременко, ребята и руководители первичных организаций и объединений с интересом поддержали это предложение. С 2003 года исследовательская деятельность стала одним из направлений деятельности ГМДООН «Созвездие Лидер» наряду с такими направлениями, как социальная инициатива, социальное проектирование, социальное взаимодействие.

     На занятиях «Школы юного исследователя детского движения» (такие школы были созданы и действуют в настоящее время на базе ДОО «Содружество», «Аквилон», «Шок») подробно рассматриваются этапы и способы исследовательской деятельности, правила работы с научно-методической литературой, способы поиска тем и методы исследования.

     Изучается история детского движения, современные аспекты детского движения, особенности детского движения в регионе (городе Новосибирске и Новосибирской области).

     Основная цель программы: развитие личности, владеющей исследовательской технологией как универсальным способом освоения действительности на уровне компетентности.

     Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
     – создать условия для самостоятельной творческой исследовательской деятельности школьников (материально-технические, учебно-методические, информационные, ресурсные и др.);
     – обеспечить развитие мотивации воспитанников к исследовательской деятельности;
     – развивать аналитическое и критическое мышление ребят в процессе творческого поиска и выполнения исследований (исследовательская компетентность);
     – развивать коммуникативную компетентность: умение строить коммуникацию с другими людьми;
     – формировать презентационную компетентность: умение выбрать формы и способы предъявления результатов исследовательской деятельности.

     В ходе исследовательской деятельности происходит:
     1. Формирование у воспитанников исследовательских компетентностей (получение и обработка информации; обращение к различным источникам данных и их использование; организация консультации с научным руководителем; представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях; использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности);
     2. Расширение коммуникативных компетентностей (выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; выступать на публике);
     3. Развитие личностно-адаптивных компетентностей (использовать новую информацию и коммуникативные технологии; быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации, проявлять гибкость, быть упорным и стойким перед трудностями).

     Организация исследовательской деятельности членов детских и молодежных организаций опирается на следующие принципы.

     Первый принцип – добровольность.
     Ребенок занимается исследовательской деятельностью не по принуждению, не по указке взрослого, а по собственной инициативе, по собственному желанию.

     Второй принцип – социальный интерес.
     Социальный интерес (общественное чувство) – это способность интересоваться другими и принимать в них участие (А. Адлер).

     Третий принцип – знание особенностей организации исследовательской деятельности.
     Без знания основ технологии исследовательской деятельности, т.е. этапов организации данного вида деятельности, методов исследования, структуры исследовательской работы, невозможно заниматься исследованием той или иной проблемы.

     Четвертый принцип – стремление к саморазвитию и самообразованию.
     Этот принцип говорит сам за себя. Стремление к развитию самого себя, к познанию окружающего мира, поиск новых путей решения той или иной проблемы.

     Пятый принцип - социальная компетентность.
     Социальная компетентность (сформированные навыки социального поведения) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их в меняющихся условиях жизни, целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью.

     В ходе исследовательской деятельности члены детских и молодежных общественных организаций приобретают опыт:
     – работы с различными информационными ресурсами;
     – анализа и конспектирования литературы;
     – постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
     – определения целей и задач исследования;
     – самостоятельной организации исследовательской деятельности;
     – рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
     – публичной защиты результатов собственного исследования.

     Большую помощь юным исследователям оказывает Лаврентьева Зоя Ивановна, к.п.н., доцент, заведующая научной лабораторией социального воспитания Новосибирского государственного педагогического университета.

     Отличительной особенностью юного исследователя по проблемам детского движения, на наш взгляд, является не только его умение работать с научно-методической литературой, но и то, что он является автором своей исследовательской работы.

     Тематика работ юных исследователей самая разнообразная:
     – Нравственные ориентиры лидеров детского движения;
     – Социальное проектирование как одно из направлений волонтерской деятельности;
     – Формирование активной жизненной позиции в детских и молодежных общественных организациях;
     – Информационное поле молодежных и детских общественных организаций;
     – Тимуровское и волонтерское движение: черты сходства и отличия;
     – Социализация ребенка в детских и молодежных общественных организациях;
     – Роль детских и молодежных общественных организаций в профессиональном самоопределении старшеклассников;
     – Реализация прав ребенка в детских и молодежных общественных организациях.

     Некоторые из представленных работ вошли в I и во II городские сборники юных исследователей детского движения «Точка зрения».

     Члены детских общественных объединений и организаций принимают участие в научно-практических конференциях городского, регионального, Всероссийского уровня. В рамках городской научно-практической конференции НОУ «Сибирь» с 2006 года работает секция детского движения.

     В данном направлении достигнуты положительные результаты:
     – Гейгер Дарья награждена серебряным знаком «Национальное достояние России» и дипломом лауреата Всероссийского конкурса исследовательских работ (март 2007 г., Москва);
     – Дипломы III степени на Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2007» (декабрь 2007 г., Москва);
     – Дипломы I и III степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Национальное достояние России» (март 2008 г., Москва);
     – Диплом I степени на региональной научно-практической конференции «Эврика» (январь 2007 г., Новосибирск);
     – Золотая лига городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь» (2006 г., 2007 г., 2008 г.);
     – Дипломы лауреатов городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь», секция «Детское движение» (2006 г., 2007 г., 2008 г.).

     Руководители первичных организаций также принимают активное участие в работе городской научно-практической лаборатории «Детское движение» (зав. лабораторией Еременко О.П., научный руководитель, к.п.н. Лаврентьева З.И.), обмениваются накопленным опытом на семинарах, круглых столах. В апреле 2007 года в Новосибирске проходил II Сибирский научно-практический семинар «Участие детей в жизни общества: региональная специфика», в рамках которого была проведена выездная площадка на базе школы № 205 «Работа юных исследователей по проблемам Детского движения».

     В мае 2007 года ребята и взрослые делились опытом исследовательской деятельности на Международном слете «Пионерия собирает друзей» в Москве, а в декабре этого же года – во Всероссийском детском центре «Океан» на смене «Молодые лидеры России».

     Опыт, полученный ребятами в городской молодежной, детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер», используется ими в дальнейшей жизни. Они инициативны, коммуникабельны, толерантны, социально компетентны, обладают активной жизненной позицией, знакомы с особенностями исследовательской деятельности и технологией социального проектирования.



Библиографический список

     1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002.
     2. Безрукова В. Конспект и конспектирование // Народное образование. – №5, 2001.– с. 150-154.
     3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – №9, 2000. – с. 177-180.
     4. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
     5. Детское движение. Словарь-справочник. – М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. – 543 с.
     6. Обухова. А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование.– 1999.– № 10.
     7. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение. //Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002.
     8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru