Личностно-ориентированный тренинг «Формула успеха»
|
Алла Анатольевна Пряхина,
МОУ СОШ № 1 города Иркутска
|
Методические материалы, представленные к публикации, являются результатом трехлетней работы, которая включает в себя и педагогический поиск, и педагогические наблюдения, и учительскую инструкцию и психолого-педагогическую методику современной науки.
Цель такой работы – побуждение ребенка к саморазвитию и самовоспитанию. Идея же саморазвития в достижении успеха может быть выражена в следующей мысли: «Научить ученика – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитываться». По этой причине деловые игры, классные часы и другие мероприятия, проводимые со школьниками, должны способствовать целенаправленному воспитанию, объединяя все стороны развития личности: образование, мировоззренческое, нравственно-эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков ребенка.
Работа классного руководителя Бузуновой Ульяны Юрьевны и направлена на то, чтобы дать каждому ученику ориентацию на саморазвитие, на воспитание успешности.
Надеемся, что наш скромный опыт заинтересует кого-то и пригодится в реализации подобных воспитательных задач. А мы готовы поделиться своими находками, открытиями и наработками.
Ну, и, конечно же, надеемся на дальнейшее сотрудничество!
|
Ульяна Юрьевна Бузунова,
классный руководитель 9 «А» класса
МОУ СОШ № 1 г. Иркутска,
победитель конкурса «Лучший классный руководитель»
Правобережного округа г. Иркутска,
призер городского конкурса
|
Личностно-ориентированный тренинг «Формула успеха»
Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации подростков к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности на основе глубокого и творческого самоопределения с помощью различных методик.
Задачи:
– формирование информационного пространства;
– развитие навыков рефлексии;
– развитие мотивов самоактуализации.
Оборудование: раздаточный материал, инструктивные карточки, тематическая литература, наглядный материал, медиапрезентация.
1. Организационный момент
Учащиеся делятся на 3 группы, рассаживаются за столы.
2. Основная часть
Диалог оптимиста и пессимиста
Пессимист:
Как тоскливо. Один день похож на другой. Каждый день одни и те же лица, одни и те же занятия, обязанности. Скучно!
Оптимист:
Разве каждый день похож на другой? Да ты посмотри, какой замечательный сегодня денек, воздух чистый, небо светлое, необычно тепло. И на душе от этого теплее.
Пессимист:
Да не могу я радоваться небу, снегу… У меня столько забот! Какая уж тут радость!
Оптимист:
Заботы уходят, если человек умеет радоваться. Человеку дается юность, чтобы понять, что для него самое главное.
Пессимист:
Как тут можно это понять, если с утра до вечера занят? Школа, уроки, дома надо помогать, одни обязанности, даже на общение с друзьями времени нет!
Оптимист:
А, по-моему, если человек стремится понять себя, он всегда найдет это время, как на еду и на сон. Было бы желание. Читай мудрые книги, размышляй, общайся с умными людьми, с друзьями.
Пессимист:
А! Все о чем пишут в книгах – это так далеко от жизни! С помощью книг не добьешься успеха.
Оптимист:
А по-моему, счастливым и успешным, может считаться тот человек, который, во-первых, нашел себе дело по душе, во-вторых, он знает к чему стремиться, в-третьих, он умеет радоваться. Да еще много-много всего.
Пессимист:
Неубедительно все это! Успех – это конечно здорово! Как бы я хотел понять, что это такое! Успех – ну как понять?
Пессимист:
Слушай, а давай послушаем, что говорят на этот счет мудрецы (уходят в разные стороны).
Ведущий. Правда, давайте откроем одну мудрую книгу.
Притча
Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой.
Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.
Так давайте же подумаем, в чем может заключаться смысл жизни человека и что приводит нас к успеху?»
Давайте и мы попытаемся наполнить свой сосуд по образцу мудреца.
У нас уже есть 3 группы, каждая группа получает конверт с заданием (синий, красный, желтый). Прочитайте задания.
Итак, 1 группа формирует образ успешного человека, ответив на 2 вопроса: «Кто он успешный человек?» и «Какой он успешный человек?». 2 группа создает «Круг успеха», а 3 группа – отгадав кроссворд, завершит портрет успешной личности.
А сейчас я прошу вас приступить к работе, на выполнение заданий вам дается 5 минут.
1 задание «Блики Лика».
Вам необходимо ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Вы должны ознакомить всех учеников с фактами биографии знаменитых людей, а также вспомните тех людей, которые часто появляются на экранах телевизора, вспомните их рассказы о себе, своей жизни и творчестве. Затем выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.
Обсуждение инициирует ведущий: Кто он успешный человек? Какой он успешный человек?
Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд камни и ставит зажженную свечу в подсвечник.
2 задание «Круг успеха».
Мудрец гальку сравнивал с вещами, без которых человек не обойдется. Из чего же состоит ваш «Круг успеха». Продемонстрируйте его.
Учащимся дается заготовка круга и лучиков (вера в себя, мечта, чувство времени, характер, интеллектуальный поиск, общение, любовь, творчество, ответственность, дисциплинированность, доброта, смелость, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, усидчивость). Задача учащихся подобрать и написать наиболее значимое, по их мнению, для формирования успешной личности.
Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд гальку и ставит зажженную свечу в подсвечник.
3 задание «Завершение образа успешной личности»
В сосуде не хватает мелочей, песчинок, которые заполнят наш сосуд. 3-я группа, вам слово.
Кроссворд
Перед вами слова, которыми можно завершить портрет успешного человека. Из них необходимо выбрать наиболее подходящие, они-то и загаданы в кроссворде.
Повседневные дела;
Развлечения;
Игра;
Чтение;
Учеба;
Прогулки;
Увлечения;
Праздники;
Любовь к близким людям;
Хобби;
Спорт;
Путешествия;
Общение.
Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд песок и ставит зажженную свечу в подсвечник.
Рефлексия
Ведущий. Итак, ребята, подведем итоги нашей творческой работе.
Сегодня для меня было главное…
Я согласен с тем, что…
Сегодня я понял, что…
Я не согласен с тем, что…
Успех – это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате.
Заключение
Ведущий. И сегодня итог подводя, я
Вам удачи, здоровья желаю.
Я на счастье кладу просто так
Этот медный старинный пятак.
А еще вам спешу я сказать,
Что мне хочется всех вас обнять,
Уберечь от ухабов дороги,
Чтоб не знали вы в жизни тревоги…
И пусть никогда не угаснет огонь вашей души,
Всегда стремящийся к вершинам успеха.
|