На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Личностно-ориентированный тренинг «Формула успеха»

Алла Анатольевна Пряхина,
МОУ СОШ № 1 города Иркутска

     Методические материалы, представленные к публикации, являются результатом трехлетней работы, которая включает в себя и педагогический поиск, и педагогические наблюдения, и учительскую инструкцию и психолого-педагогическую методику современной науки.

     Цель такой работы – побуждение ребенка к саморазвитию и самовоспитанию. Идея же саморазвития в достижении успеха может быть выражена в следующей мысли: «Научить ученика – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитываться». По этой причине деловые игры, классные часы и другие мероприятия, проводимые со школьниками, должны способствовать целенаправленному воспитанию, объединяя все стороны развития личности: образование, мировоззренческое, нравственно-эстетическое формирование, развитие природных склонностей и задатков ребенка.

     Работа классного руководителя Бузуновой Ульяны Юрьевны и направлена на то, чтобы дать каждому ученику ориентацию на саморазвитие, на воспитание успешности.

     Надеемся, что наш скромный опыт заинтересует кого-то и пригодится в реализации подобных воспитательных задач. А мы готовы поделиться своими находками, открытиями и наработками.

     Ну, и, конечно же, надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Ульяна Юрьевна Бузунова,
классный руководитель 9 «А» класса
МОУ СОШ № 1 г. Иркутска,
победитель конкурса «Лучший классный руководитель»
Правобережного округа г. Иркутска,
призер городского конкурса

Личностно-ориентированный тренинг «Формула успеха»

     Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации подростков к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности на основе глубокого и творческого самоопределения с помощью различных методик.

     Задачи:
     – формирование информационного пространства;
     – развитие навыков рефлексии;
     – развитие мотивов самоактуализации.

     Оборудование: раздаточный материал, инструктивные карточки, тематическая литература, наглядный материал, медиапрезентация.

     1. Организационный момент
     Учащиеся делятся на 3 группы, рассаживаются за столы.

     2. Основная часть

Диалог оптимиста и пессимиста

     Пессимист:
     Как тоскливо. Один день похож на другой. Каждый день одни и те же лица, одни и те же занятия, обязанности. Скучно!

     Оптимист:
     Разве каждый день похож на другой? Да ты посмотри, какой замечательный сегодня денек, воздух чистый, небо светлое, необычно тепло. И на душе от этого теплее.

     Пессимист:
     Да не могу я радоваться небу, снегу… У меня столько забот! Какая уж тут радость!

     Оптимист:
     Заботы уходят, если человек умеет радоваться. Человеку дается юность, чтобы понять, что для него самое главное.

     Пессимист:
     Как тут можно это понять, если с утра до вечера занят? Школа, уроки, дома надо помогать, одни обязанности, даже на общение с друзьями времени нет!

     Оптимист:
     А, по-моему, если человек стремится понять себя, он всегда найдет это время, как на еду и на сон. Было бы желание. Читай мудрые книги, размышляй, общайся с умными людьми, с друзьями.

     Пессимист:
     А! Все о чем пишут в книгах – это так далеко от жизни! С помощью книг не добьешься успеха.

     Оптимист:
     А по-моему, счастливым и успешным, может считаться тот человек, который, во-первых, нашел себе дело по душе, во-вторых, он знает к чему стремиться, в-третьих, он умеет радоваться. Да еще много-много всего.

     Пессимист:
     Неубедительно все это! Успех – это конечно здорово! Как бы я хотел понять, что это такое! Успех – ну как понять?

     Пессимист:
     Слушай, а давай послушаем, что говорят на этот счет мудрецы (уходят в разные стороны).

     Ведущий. Правда, давайте откроем одну мудрую книгу.

Притча

     Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой.

     Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.

     Так давайте же подумаем, в чем может заключаться смысл жизни человека и что приводит нас к успеху?»

     Давайте и мы попытаемся наполнить свой сосуд по образцу мудреца.

     У нас уже есть 3 группы, каждая группа получает конверт с заданием (синий, красный, желтый). Прочитайте задания.

     Итак, 1 группа формирует образ успешного человека, ответив на 2 вопроса: «Кто он успешный человек?» и «Какой он успешный человек?». 2 группа создает «Круг успеха», а 3 группа – отгадав кроссворд, завершит портрет успешной личности.

     А сейчас я прошу вас приступить к работе, на выполнение заданий вам дается 5 минут.

     1 задание «Блики Лика».
     Вам необходимо ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Вы должны ознакомить всех учеников с фактами биографии знаменитых людей, а также вспомните тех людей, которые часто появляются на экранах телевизора, вспомните их рассказы о себе, своей жизни и творчестве. Затем выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.
     Обсуждение инициирует ведущий: Кто он успешный человек? Какой он успешный человек?
     Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд камни и ставит зажженную свечу в подсвечник.

     2 задание «Круг успеха».
     Мудрец гальку сравнивал с вещами, без которых человек не обойдется. Из чего же состоит ваш «Круг успеха». Продемонстрируйте его.
     Учащимся дается заготовка круга и лучиков (вера в себя, мечта, чувство времени, характер, интеллектуальный поиск, общение, любовь, творчество, ответственность, дисциплинированность, доброта, смелость, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, усидчивость). Задача учащихся подобрать и написать наиболее значимое, по их мнению, для формирования успешной личности.
     Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд гальку и ставит зажженную свечу в подсвечник.

     3 задание «Завершение образа успешной личности»
     В сосуде не хватает мелочей, песчинок, которые заполнят наш сосуд. 3-я группа, вам слово.

     Кроссворд
     Перед вами слова, которыми можно завершить портрет успешного человека. Из них необходимо выбрать наиболее подходящие, они-то и загаданы в кроссворде.
     Повседневные дела;
     Развлечения;
     Игра;
     Чтение;
     Учеба;
     Прогулки;
     Увлечения;
     Праздники;
     Любовь к близким людям;
     Хобби;
     Спорт;
     Путешествия;
     Общение.

     Заканчивая свой ответ, группа кладет в сосуд песок и ставит зажженную свечу в подсвечник.


     Рефлексия

     Ведущий. Итак, ребята, подведем итоги нашей творческой работе.
     Сегодня для меня было главное…
     Я согласен с тем, что…
     Сегодня я понял, что…
     Я не согласен с тем, что…
     Успех – это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате.

Заключение

     Ведущий. И сегодня итог подводя, я
     Вам удачи, здоровья желаю.
     Я на счастье кладу просто так
     Этот медный старинный пятак.
     А еще вам спешу я сказать,
     Что мне хочется всех вас обнять,
     Уберечь от ухабов дороги,
     Чтоб не знали вы в жизни тревоги…
     И пусть никогда не угаснет огонь вашей души,
     Всегда стремящийся к вершинам успеха.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru