Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения: каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Участвую в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим (младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да»,
3 – «Скорее да, чем нет»,
2 – «Трудно сказать»,
1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов: При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8,);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18,19, 20);
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на общее число участников опроса и на 16 (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Анкета
1.1. Как ты понимаешь ученическое самоуправление:
- Я не знаю точно, что это такое;
- Это возможность учеников отстаивать свою точку зрения по важным вопросам школьной жизни;
- Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы;
- Это возможность школы отстоять свои интересы перед вышестоящими органами управления.
1.2. Структура вопросов, которые в первую очередь должны решать органы ученического самоуправления:
- Организация досуга и свободного времени учащихся;
- Организация и расширение возможностей общения с друзьями, сверстниками;
- Качество обучения в школе;
- Установление контакта с другими детскими, подростковыми и молодежными организациями.
1.3. Отношение к ученическому самоуправлению в школе:
- Я рад(а), что кто-то из моих друзей участвует в этой работе;
- Мне все равно, есть органы ученического самоуправления или их нет;
- Для меня важно быть участником творческого союза, совета школы;
- Не вижу необходимости в самоуправлении;
- Мне бы очень хотелось войти в состав совета школы, но точно знаю, что мне это не удастся сделать;
- Затруднюсь ответить.
Лист самооценки
Ф.И.О. |
Самооценка |
Оценка старосты |
Оценка группы |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По материалам ИНТЕРНЕТ
|