Экологическое состояние Новосибирска: анализ и перспективы
|
Виктория Владимировна Безручко,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
лицея с этнокультурным компонентом «Ор Авнер» и
лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска
|
Новосибирск – относительно молодой и бурно развивающийся город. Его интенсивный рост приводит к постоянному возрастанию антропогенной нагрузки на граничащие с ним естественные экосистемы и захвату природных территорий в состав урболандшафтов. Однообразие цвета, формы городской среды создаёт неблагоприятные для человека «агрессивные визуальные поля», ограничивает его возможность общения с природой. Часто для многих горожан единственные «оазисы» живой природы – это зелёные зоны их собственных дворов. В результате на территории города ещё остаются естественные массивы растительности, что может способствовать сохранению экологического каркаса города.
В последнее время всё больше внимания уделяется благоустройству и озеленению дворовых территорий. Это вызвано не только программой мэрии Новосибирска, направленной на улучшение внешнего облика сибирской столицы, но и желанием жителей города сделать окружающую среду более гармоничной и прекрасной.
Мэр Владимир Городецкий провел выездной семинар-совещание, в ходе которого посетил лучшие дворы Новосибирска, встретился с председателями органов ТОС и поблагодарил жителей за активное участие в благоустройстве придомовых территорий.
9 июля 2007 года начался смотр-конкурс «Зелёный двор» и продлился до 25 июля. Городской департамент энергетики и ЖКХ принял 37 заявок на участие. Разнообразие цветов, деревьев и кустарников во дворах, декоративность клумб, ухоженные газоны, аккуратные детские городки – это критерии, по которым были выбраны лучшие дворы Новосибирска.
Учащиеся лицея «Ор Авнер» решили выявить особенности сложения растительности дворовых территорий Железнодорожного, Дзержинского и Ленинского районов и оценить их экологическое состояние.
В результате экспресс-анализа были выбраны типичные дворовые участки.
Железнодорожный район
Нарымская 25, Нарымская 23/1, Железнодорожная 4, 6, 6/2, 8, 8/1, 8/2, 8/3, 8/4, 12, 14, 17 (новые дома), 1905 года 59, 23 (3 корпуса) – 15 дворов.
Ленинский район
Троллейная 130, 132, 134, 136, 138, 142, 144, 146, 148, 152, 152/1, 154, 158, 160, 9-й гвардейской дивизии 7, 5, 4, 3, 1 – 19 дворов.
Дзержинский район
Проспект Дзержинского 1а, 3а, 3б, 5, 6, 7, 9, 10, 10/1, 12, 14, 14/2-3, 15, 17, 18, 18/1, 19, 20/1, 21/1, 22, 22/1, 22/2, 23, 24, Шекспира 6, 7, 7а, 8, 9, 10, Красина 68, 70а, Королёва 27, 30 – 34 двора.
Всего 68 дворов.
Учащиеся исследовали видовое богатство и сложение растительного покрова, проанализировали особенности формирования исследованной растительности.
Дзержинский Железнодорожный
Ленинский Дзержинский
Ребята решили провести опрос населения по определённой анкете для выявления отношения людей к своим дворам. В Дзержинском районе было опрошено 10 человек, в Железнодорожном – 15, в Ленинском – 196, итого 221 человек.
Анализируя ответы, можно сделать следующие выводы.
Большинство жителей видит плачевное состояние дворов, есть желание это положение изменить, но все считают, что делать это будет кто-то, но не сами жители. Более пожилые люди ещё как-то пытаются окультурить свой двор, но самое большое равнодушие исходит от молодых жителей. Может надо размещать на домах больше призывов к облагораживанию своих территорий? И если каждый из нас внесёт небольшую лепту в это дело, то наш город станет прекрасным «зелёным оазисом».
Общая площадь растительности достаточно высокая в Дзержинском и Ленинском районах, но в пределах дворовых пространств отсутствуют сформированные растительные сообщества, что связано не только с высоким антропогенным прессом, но и с минимальной площадью участков, где антропогенные нарушения отмечены не были (особенно Дзержинский и Железнодорожный районы). Сомкнутость крон низкая, древесный ярус выражен слабо (Дзержинский и Ленинский районы).
Экологическое состояние дворов в целом благополучное, если не считать зон вытаптывания, замусоривания и стоянок машин (изобилуют Дзержинский и Железнодорожный районы).
Отношение населения весьма равнодушное к состоянию дворов, особенно у жителей молодого возраста.
Тем не менее, несмотря на вышеназванные минусы, высокая доля видов как естественной, так и культурной флоры позволяет рассматривать изученные объекты как потенциальный ресурс для формирования экологического каркаса города и формирования благоприятной видовой среды, окружающей человека.
Сохранение красоты нашего родного города в наших руках! Давайте любить и беречь наш родной город, прививать любовь к нему нашим детям!
Дзержинский
Железнодорожный
Ленинский
|