На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


История моей школы в истории нашего города

Анна Парлюк,
ученица 4 «А» класса МОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Руководитель: Эльвира Валерьевна Белобородова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

     Мы живём в замечательном молодом городе Новосибирске. Смотришь вокруг и радуешься: как красив город! Как быстро он меняется, растёт, хорошеет. Каждый дом, каждое дерево, каждый житель что-то значит в его истории.

     Однажды, глядя в окно автобуса на мелькающие мимо магазины, поликлиники, школы, я задумалась: а моя школа, что значит она для нашего города? Чем помогает ему расти и процветать?

     Я решила исследовать историю развития своей школы и определила цель своей работы: выявить особенности истории нашей школы и её значимость для нашего города.

     Объект исследования: история нашей школы, её ученики и учителя.

     Для своей работы я поставила следующие задачи:
     1. Изучить историю гимназии № 13.
     2. Выделить особенное в жизни нашей школы, что может стать предметом гордости.
     3. Изучить мнение учеников, учителей и родителей о гимназии № 13.

     Знать историю своего государства очень важно для каждого человека. Ведь это – твоя Родина. На факультативном занятии «Краеведение» мы изучаем историю своего города, его достопримечательности. Самой главной достопримечательностью любого города являются люди, которые в нём живут, его создают и любят. Каждый человек начинает своё образование со школы. Его отношение к окружающему, его личные качества во многом зависят от того, какие люди его учили, какой была его школа. Поэтому знать историю своей школы, историю людей её создающих также важно для каждого ученика.

     Своё исследование я начала с посещения Краеведческого музея. Вместе с папой я пошла на экскурсию. И выяснила, что там есть упоминание о нашей школе: небольшая фотография, сделанная в 1936 году, на ней изображено здание новой школы № 46 по улице Демьяна Бедного. В то время это была окраина города. В этот 1936 год десяток таких школ подарил город детям Новосибирска. Об открытии школы в городском архиве сохранился Акт приёмки школы, сейчас его ксерокопия находится в школьном музее (Приложение 1).

     Школа сразу стала культурным центром района. Неизбалованные вниманием и разнообразием досуга ребята проводили в школе каждый день. Первые выпускники хранят в памяти любительские школьные спектакли, шахматные турниры, лыжные походы, комсомольские собрания (Приложение 2).

     Как же началась более чем 70-летняя история нашей школы? Для того чтобы узнать об этом, я пошла в школьный музей. Там внимательно изучила материалы стендов и проследила путь развития нашей школы со дня основания до наших дней.

     Получилась следующая таблица:

Год События
1936 Открытие новой школы № 46
1942-1946 Школа – госпиталь.
Эвакогоспиталь № 3348, созданный на базе Харьковского института ортопедии и травматологии, разместившись в школе, стал госпиталем № 9424 для наших раненых. В конце войны он стал госпиталем для пленных немцев.
1946 Организована 7-летняя смешанная школа. Присвоен № 79 (Приложение 3).
1948-1954 Школа была женской.
1952 Сделан первый послевоенный выпуск.
1953 Первая Золотая медаль, её получила Чичеватова Элеонора.
1954 Воссоединение женской и мужской школ. В школу пришли мальчики из ближайших 95 и 4 мужских школ.
1970 Открытие Мемориальной стены «Помнит мир спасённый».
Школа удостаивается нести вахту памяти на посту № 1 у Монумента Славы.
Начало шлюпочных походов.
1972 Рождение зимнего лагеря «Снежинка» и весеннего «Сосулька».
1988 Открытие в школе музыкально-эстетического центра «Весна»
И сейчас наши ученики посещают теперь уже Школу искусств «Весна», где учатся хореографии, музыке, изобразительному и прикладному искусству (Приложение 4).
1989 К зданию школы сделана пристройка.
1997 Появилась школьная газета «Бригантина».
В настоящее время наша школьная газета имеет Медаль Сибирской Ярмарки 1999 года, Малую медаль Сибирской Ярмарки в 2007 году. Из неё мы узнаём много интересного о жизни школы, сами можем стать её корреспондентами (Приложение 5).
1999 Начало сотрудничества с языковой школой «Лабатон-класс».
2000-2001 Открытие мемориала ученикам, погибшим в Чечне.
2002 Открытие музея истории школы.
2004 Школа получила статус гимназии.
2005 Появилась школьная газета для начальной школы «Тринашка».
2007 Гимназия выиграла миллион в национальном проекте «Образование».

     В таблице перечислены основные этапы истории школы. Они не только отражают все новые и новые возможности для воспитания и развития учеников, но и активное участие школы в жизни города.

     Анализируя историю развития школы, я сделала вывод: наша школа на протяжении всего времени не стояла на месте, она росла и развивалась.

     Что же включает в себя понятие «школа»? Ведь это не только здание или место, где люди получают знания. Изучая материалы школьного музея, я поняла, что главное в школе – это люди: ученики, учителя, родители.

     Из мемуаров бывшего завуча Некрасовой Светланы Артемьевны я узнала о том, какие замечательные люди работали в нашей школе. Прежде всего, директора, руководившие нашей школой.

     Первый из них – Мошкин Иван Петрович, героический человек. Когда началась Великая Отечественная война, его не брали на фронт по состоянию здоровья. Но в начале 1942 года Иван Петрович добровольцем ушёл сражаться, окончив школу пулемётчиков в городе Татарске. В мае 1942 года он погиб под городом Сталинградом.

     Первым послевоенным директором нашей школы стал Зима Яков Александрович, тоже участник Великой Отечественной войны.

     В 1960 году в нашу школу пришёл новый директор Быков Эдуард Александрович. Все, кому посчастливилось работать с этим человеком, вспоминают его с любовью. Это был талантливый, ищущий педагог, чуткий человек, влюблённый в школу. Он был директором нашей школы 25 лет, к ученикам и учителям своей школы относился с глубоким уважением. Умел организовать интересные дела. Самым интересным были выезды в палаточный лагерь «Бригантина», где ученики и учителя вместе работали и активно отдыхали, шлюпочные походы. Эдуард Александрович фактически создал школу, заложил школьные традиции, дал ей имя. И хотя школа с гордостью носила имя А.П. Гайдара, славилась своими гайдаровскими делами, в городе была известна как быковская (Приложение 6).

     Под руководством такого замечательного директора в школе образовался творческий коллектив учителей, которые прививали ученикам самые лучшие человеческие качества: доброту, внимательность к людям, отзывчивость, активность, любовь к своей школе. Сейчас в нашей гимназии работают учителя, которым посчастливилось работать с Быковым Э.А. – это Тарновская Татьяна Константиновна, Калинина Нина Ивановна, Шапкина Вера Павловна, Ишмухаметова Галия Александровна, Луцкая Анна Сергеевна, библиотекарь Портнягина Валентина Яковлевна.

     Многие ученики, окончив вузы, вернулись в родную школу, чтобы продолжить благородную миссию воспитания и обучения молодого поколения. Это директор нашей гимназии – Денисова Светлана Анатольевна, заместитель директора Кузнецов Александр Алексеевич, Борщёва Лариса Николаевна, Ишмухаметова Галия Александровна, Важенина Ольга Викторовна, Прохорова Марина Викторовна, Кудинов Алексей Игоревич (Приложение 7).

     Чтобы узнать, почему они выбрали для своей работы именно нашу школу, что они ценят в ней больше всего, я взяла интервью у некоторых из них. Проанализировав их ответы, я сделала вывод:
     – Любовь к родной школе бывших выпускников настолько сильна, что они мечтали работать только в ней.
     – Больше всего они вспоминают из школьной жизни всевозможные мероприятия, интересные дела и считают, что быть учеником – это увлекательно и интересно (Приложение 8).

     Без ученика не может существовать школа. Кто же они, ученики нашей школы? В самом начале пути нашей школы – это девочки и мальчики, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Прямо со школьной скамьи многие из них, как тысячи граждан нашего города, ушли на фронт. Героически сражаясь, они принесли славу своей Родине, своему городу, своей школе.

     В 1970 году в нашей школе открыта Мемориальная стена, посвященная героям-ученикам и учителям нашей школы. На ней увековечены имена Устюгова Леонида, Мартыненко Геннадия, Солодянина Вячеслава, Чемакина Ивана, Маслова Георгия, Минаевой Нины, Герасимова Владимира, Михеева Георгия, Давыдова Анатолия, Елизарова Николая, Заболотского Генриха, Гуревича Михаила, Гинзбурга Марка, Рубака Николая, Соколова Виктора, Ананьева Алексея. Все они ушли на фронт очень молодыми и погибли в боях в 1942-1943 годах. Их подвиг позволил нам, нынешним ученикам гимназии № 13, учиться в замечательной школе, радоваться жизни, воплощать свои мечты. И мы не забываем о них. 1 сентября и в дни других праздников мы возлагаем цветы к мемориалу, чтим память о героях минутой молчания (Приложение 9).

     К сожалению, и в наше мирное время, проявляя воинский героизм, молодые люди гибнут на поле сражения. Среди них и наши выпускники Сергей Бутт и Сергей Сажаев. Об их подвиге знают все ученики школы. Отдавая дань их мужеству, создан мемориал (Приложение 10).

     Но не только воинскими подвигами славятся ученики нашей школы.

     Я обратилась к заместителю директора Кравец Татьяне Николаевне с вопросом: «Что делают нынешние ученики для того, чтобы приумножить славу своей школы?». Она рассказала, что учащиеся стараются хорошо учиться, много читают, интересуются литературой развивающего характера, посещают факультативы. Результатом чего являются их победы, дипломы лауреатов районных, городских, федеральных, международных конкурсов. Одним из таких учеников является Бобров Иван, ученик 6 «А» класса (Приложение 11).

     Такое отношение к школе позволило нашей гимназии стать одним из победителей в национальном проекте «Образование», получить в 2007 году 7 медалей на Сибирской Ярмарке. Конечно, ежегодно славу своей школе приносят ученики, которые оканчивают школу с Золотой медалью. В школьном музее на стенде мы можем прочитать их фамилии (Приложение 12).

     Изучая документы, я выяснила, что наша школа сделала 59 выпусков за время своего существования. Наши выпускники работают в разных сферах трудовой деятельности, среди них врачи и архитекторы, учителя и военнослужащие, музыканты и научные работники.

     Некоторые из них достаточно известные и уважаемые люди нашего города: художники Михаил Паршиков, Сергей Бабушкин, артист театра «Красный факел», заслуженный артист России Григорий Шустер, Павел Шаромов – заслуженный артист России, художественный руководитель «Вокального ансамбля Павла Шаромова», Дмитрий Верховод – вице-губернатор Новосибирска, председатель областного комитета по управлению государственным имуществом и другие.

     Для того чтобы определить, что именно привлекает родителей и учеников в нашу школу, почему они приходят учиться именно сюда, я провела опрос родителей и анкетирование учащихся 3-4 классов. Были заданы вопросы, которые помогают понять, что в нашей школе ценят больше всего ученики, как им здесь живётся (Приложение 13).

     В своих ответах дети больше всего выделили, что в школе работают хорошие учителя, нравится оформление школы, заниматься в бассейне, что во дворе есть площадка для игр, фонтан, музей, много друзей.

     Результаты анкетирования выглядят следующим образом:

№ вопроса Да Нет Не знаю
1. 38 учеников 1 ученик 1 ученик
2. Нравится в школе:
учителя, столовая, свой класс, оформление здания младшей школы, получать знания, уроки, бассейн, компьютерный класс, спортивный зал, сама школа, музей, всё.
3. 3 ученика 34 ученика 3 ученика
4. 25 учеников 15 учеников
5. Особенности нашей школы:
добрые учителя, уютная столовая, много интересных кружков, красивые классы, ученики, хороший директор, площадка для игр, фонтан, огромный школьный дружный коллектив, ХЭШИ «Весна», музей, всё.
6. 1 ученик 39 учеников

     Анкетировались 40 учащихся.

     Исходя из этого, можно сделать вывод: детям нравится учиться в нашей гимназии, они любят школу, гордятся ею.

     Родители отвечали на вопросы о том, почему выбрали именно эту школу. Проанализировав их ответы, можно сделать вывод, что нашу школу выбирают потому, что она одна из лучших в городе, в ней много интересного, созданы условия для развития гуманитарных способностей детей, хорошие учителя, в гимназию ведут своих детей те, у кого здесь учились старшие дети и бывшие ученики школы.

Заключение

     Изучив историческое развитие гимназии № 13, проведя опрос общественного мнения, можно сделать следующее заключение:
     – Наша школа – одна из лучших школ города, с богатой, более чем 70-летней историей, которая неразрывно связана с жизнью города.
     – Главной особенностью школы являются учителя и ученики.
     – У школы есть замечательные особенности – это школа, где работал замечательный человек, воспитанник А.С. Макаренко – Э.А. Быков; школа – эвакогоспиталь во время войны; школа, в которую ученики возвращаются работать учителями; школа-гимназия.
     – Выпускники школы трудятся на благо своего города, принося ему большую пользу и процветание.
     – Школа пользуется популярностью среди жителей города.
     – Ученики, которые обучаются в стенах нашей школы, любят её, гордятся ею. Они прилагают все усилия для того, чтобы умножать славу своей гимназии, своего города.
     – Я очень рада, что учусь в такой замечательной школе. Изучение её истории меня очень увлекло, поэтому я буду продолжать эту работу дальше.

     Приложения к работе (12 МБ)

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru