На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


САМОУПРАВЛЕНИЕ

Словарь понятий

     Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющиеся в творчестве, волевых актах, общении.

     Воспитательная деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

     Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

     Воспитывающая деятельность – совместная деятельность педагога и воспитуемого.

     Воспитательная система (по Е. Степанову) – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в ОУ функции содействия развитию личности ребенка.

     Воспитательная система – комплекс взаимосвязанных блоков, состоящий из целей – совокупности идей, деятельности, субъектов деятельности, отношений, рождающихся в деятельности, среды системы, освоенной субъектом, управления, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

     Демократизм – простота и доступность в обращении с окружающими, демократичность в жизни, в поведении.

     Демократия – принципы организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.

     Детская общественная организация (объединение) – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

     Диагностика – (от греч. diagnosis – распознание) в педагогике означает деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка, формирование детского коллектива и определение причин, повлиявших на эти процессы.

     Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

     Классный руководитель в общеобразовательной школе России – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.

     Содержание деятельности классного руководителя – это организация жизнедеятельности субъектов образовательного процесса в воспитательном пространстве класса, решение личностных и общественных проблем, в которое они включаются совместно со взрослыми, совместное проживание ценностных отношений, отражающих наивысшие достижения культуры в плане определения отношения к жизни как таковой.

     Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

     Лидер – человек, оказывающий существенное влияние на поведение остальных участников.

     Лидерство – отношение доминирования и подчинения, влияние и следование в системе межличностных отношений в группе.

     Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

     Обязанности – нравственные требования, которые выступают как долг человека, как возложенные на него задачи.

     Ответственность – обязательство выполнять задание и обеспечивать их удовлетворительное завершение, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

     Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порожденный потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, единую стратегию взаимодействий, восприятия и понимания другого человека.

     Потребность – надобность, нужда в чем-то, требующая удовлетворения.

     Развитие личности – предполагает рост, становление, «выращивание» таких личностных качеств и способностей, которые, интегрируясь, приводят к принципиально новому образу существования и реализации себя.

     Рефлексия – сосредоточение своего сознания на самом себе, на своих мыслях и чувствах, изучение своей психологии и своего поведения.

     Самоактуализация – от первых успехов к активной жизненной позиции, к самореализации в творчестве.

     Самовоспитание – развитие от исправления своих поступков и поведения к ответственности, принципиальности и сформированности позиций (Селевко Г.К.).

     Самоконтроль – контроль собственной деятельности.

     Самообразование – развитие от формирования устойчивого интереса к учению до потребности в самообразовании.

     Самоопределение – развитие от первого осознания своих физических и умственных данных и способностей к сознательному выбору профиля обучения, профессии, места в жизни.

     Самоорганизация – способность самостоятельно совершенствовать организацию деятельности, структуру.

     Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Ядро личности, важный регулятор поведения. От самооценки зависит характер общения человека, степень его критичности, требовательность к себе и другим, тип переживания успехов и неудач, влияет на эффективность деятельности человека.

     Самопознание – развитие от осознания своего «Я» к привычке самоконтроля и целевым установкам улучшения себя.

     Самореализация – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности.

     Самосознание – осознание своих взглядов на мир, убеждений, своего места в обществе, своих отношений с другими людьми, своего образа (телесного и духовного) и образа своего прошлого, настоящего и будущего.

     Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному стимулирующему типу взаимоотношений.

     Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

     Самоуправление – внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-то организации, коллективе.

     Самоуправление коллектива – это способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не нарушая при этом социально-культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами.

     Самоуправление общеобразовательного учреждения – наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

     Самоуправление ученическое – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

     Самоутверждение – утверждение себя, своей личности, своего значения.

     Социализация – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и восприятия культуры общества.

     Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом (Педагогический словарь. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

     Творческий человек – тот, кто воспринимает мир во всей его полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в жесткую схему (Ухтомский А.А.).

     Цель воспитания – отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс.

     Ценность – это многомерное ограничение индивидуального направленно-напряженного пространства жизнедеятельности человека, в котором он определяется как человек культуры. Человеческие ценности выполняют свою основную функцию – регулятивную. Ценности не только задают архитектуру пространства жизнедеятельности, они являются предельным горизонтом, границей, где идет становление смысла для человека культуры (Шаров А.С. «Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия»).

     Ценностные ориентиры – это комплексные цели, которые выполняют одновременно организующую и смыслообразующую функции по отношению к осуществляемой активности. Это индивидуальная система ценностных ориентаций, рассматриваемых во временной протяженности жизни, это направляющие векторы осознанно выбранной на перспективу активности.

     Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

     Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

     По материалам ИНТЕРНЕТ

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru