САМОУПРАВЛЕНИЕ
Словарь понятий
Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющиеся в творчестве, волевых актах, общении.
Воспитательная деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитывающая деятельность – совместная деятельность педагога и воспитуемого.
Воспитательная система (по Е. Степанову) – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в ОУ функции содействия развитию личности ребенка.
Воспитательная система – комплекс взаимосвязанных блоков, состоящий из целей – совокупности идей, деятельности, субъектов деятельности, отношений, рождающихся в деятельности, среды системы, освоенной субъектом, управления, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Демократизм – простота и доступность в обращении с окружающими, демократичность в жизни, в поведении.
Демократия – принципы организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Детская общественная организация (объединение) – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.
Диагностика – (от греч. diagnosis – распознание) в педагогике означает деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка, формирование детского коллектива и определение причин, повлиявших на эти процессы.
Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Классный руководитель в общеобразовательной школе России – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.
Содержание деятельности классного руководителя – это организация жизнедеятельности субъектов образовательного процесса в воспитательном пространстве класса, решение личностных и общественных проблем, в которое они включаются совместно со взрослыми, совместное проживание ценностных отношений, отражающих наивысшие достижения культуры в плане определения отношения к жизни как таковой.
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Лидер – человек, оказывающий существенное влияние на поведение остальных участников.
Лидерство – отношение доминирования и подчинения, влияние и следование в системе межличностных отношений в группе.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Обязанности – нравственные требования, которые выступают как долг человека, как возложенные на него задачи.
Ответственность – обязательство выполнять задание и обеспечивать их удовлетворительное завершение, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порожденный потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, единую стратегию взаимодействий, восприятия и понимания другого человека.
Потребность – надобность, нужда в чем-то, требующая удовлетворения.
Развитие личности – предполагает рост, становление, «выращивание» таких личностных качеств и способностей, которые, интегрируясь, приводят к принципиально новому образу существования и реализации себя.
Рефлексия – сосредоточение своего сознания на самом себе, на своих мыслях и чувствах, изучение своей психологии и своего поведения.
Самоактуализация – от первых успехов к активной жизненной позиции, к самореализации в творчестве.
Самовоспитание – развитие от исправления своих поступков и поведения к ответственности, принципиальности и сформированности позиций (Селевко Г.К.).
Самоконтроль – контроль собственной деятельности.
Самообразование – развитие от формирования устойчивого интереса к учению до потребности в самообразовании.
Самоопределение – развитие от первого осознания своих физических и умственных данных и способностей к сознательному выбору профиля обучения, профессии, места в жизни.
Самоорганизация – способность самостоятельно совершенствовать организацию деятельности, структуру.
Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Ядро личности, важный регулятор поведения. От самооценки зависит характер общения человека, степень его критичности, требовательность к себе и другим, тип переживания успехов и неудач, влияет на эффективность деятельности человека.
Самопознание – развитие от осознания своего «Я» к привычке самоконтроля и целевым установкам улучшения себя.
Самореализация – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности.
Самосознание – осознание своих взглядов на мир, убеждений, своего места в обществе, своих отношений с другими людьми, своего образа (телесного и духовного) и образа своего прошлого, настоящего и будущего.
Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному стимулирующему типу взаимоотношений.
Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Самоуправление – внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-то организации, коллективе.
Самоуправление коллектива – это способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не нарушая при этом социально-культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами.
Самоуправление общеобразовательного учреждения – наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.
Самоуправление ученическое – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоутверждение – утверждение себя, своей личности, своего значения.
Социализация – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и восприятия культуры общества.
Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом (Педагогический словарь. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Творческий человек – тот, кто воспринимает мир во всей его полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в жесткую схему (Ухтомский А.А.).
Цель воспитания – отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс.
Ценность – это многомерное ограничение индивидуального направленно-напряженного пространства жизнедеятельности человека, в котором он определяется как человек культуры. Человеческие ценности выполняют свою основную функцию – регулятивную. Ценности не только задают архитектуру пространства жизнедеятельности, они являются предельным горизонтом, границей, где идет становление смысла для человека культуры (Шаров А.С. «Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия»).
Ценностные ориентиры – это комплексные цели, которые выполняют одновременно организующую и смыслообразующую функции по отношению к осуществляемой активности. Это индивидуальная система ценностных ориентаций, рассматриваемых во временной протяженности жизни, это направляющие векторы осознанно выбранной на перспективу активности.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
По материалам ИНТЕРНЕТ
|