Урок математики, разработанный учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска Еленой Владимировной Карповой
Комментарий к уроку А.В. Молоковой
Наверное, нет человека, который не смог бы вспомнить своё первое знакомство с математикой. Счётные палочки, касса цифр и тайком загибаемые под партой пальцы… А решение первой задачи?! Это же как прикосновение к таинству! Но почему-то считать первоклассники всегда учились быстрее, чем справляться с задачами. О причинах и способах преодоления этой проблемы написан не один десяток книг. Учительница начальных классов МОУ гимназии № 10 Елена Владимировна Карпова провела урок для первоклассников, в ходе которого ученикам было одинаково интересно и считать, и математически рассуждать, и решать задачи, а главное – обучаясь, играть!
Урок проходил с опорой на электронную наглядность, однако на нём значительное количество времени было уделено традиционным видам работы младшим школьников. Учитель организовывал фронтальную и индивидуальную самостоятельную деятельность с электронными материалами, включил в урок элементы обучения в сотрудничестве, текущую и итоговую рефлексию. В целом, структура урока соответствует традициям начального образования, однако элементы интерактивности, использованные педагогом, придали известным методам и приёмам новое звучание.
Урок математики в первом классе проводит Е.В. Карпова
Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 20
Цели урока:
– закрепить понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места, которое она занимает в этой записи;
– развивать умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;
– вырабатывать навыки различных приемов устного счета;
– повторить знания геометрического материала;
– развивать умения решать задачи;
– воспитывать чувство коллективизма, любви к математике.
Ход урока
I. Организационный момент
– Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Запишите в тетрадях число и слова «Классная работа».
Слайд 1
II. Объявление темы и целей урока
– Тема нашего урока «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 20». Вспомним различные приемы счета, будем решать задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом. Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке.
Слайд 2
III. Устный счет.
– Королева математика пригласила нас к себе во дворец. Но добираться нам придётся очень долго, путь будет очень нелёгким. Отправимся в путь? И первым на пути мы встречаем…
Слайд 3
– Гном предлагает нам выполнить задание на знание нумерации. Дети читают задание в учебнике и выполняют поочерёдно на доске и в тетрадях.
Слайд 4
– Какое число в записи не похоже на другие и почему? Обведите его зелёным карандашом в кружок. Обведите в кружок красным карандашом чётные числа, а нечётные числа – в кружок синего цвета. Какое число в записи самое маленькое, а какое – самое большое? Какие числа в этом ряду пропущены?
Проверка осуществляется в парах. Результаты работы озвучиваются. (20 –двузначное число, но в нем 2 десятка, а в остальных числах по 1. И в этом числе нет единиц, а в остальных числах есть. Четные числа – 12, 16, 18, 20; нечетные – 15 и 19. В ряду пропущены 13, 14, 17).
– Молодцы. Двигаемся дальше по лесу. Кто же это?
Слайд 5
– Колобок нас с вами просит сравнить числа! (Дети работают на карточках, один ребёнок выполняет это задание на компьютере. Диск «Кирилл и Мефодий», Математика 1 класс, часть 4, урок 26, задание 8).
IV. Сравнение чисел
Слайд 6
После выполнения – проверка, сравнение с эталоном.
– Ну, что ж, молодцы, из леса-то мы с вами выбрались. И куда ж теперь попали? Ученики комментируют увиденное на слайде.
Слайд 7
– Ну что же, рискнём? Нужно ведь нам на сушу выбираться?
V. Арифметические действия с числами
Слайд 8
Дети выписывают выражения со значением 10 к себе в тетрадь, один человек выполняет задание на компьютере (Диск «КМ» Математика-1, часть 4, урок 26, задание 15). До начала работы ребята на волшебных линеечках оценивают свои возможности, после работы также выставляют себе оценку, делают это же и после проверки, как им удалось выполнить это задание.
– Из морских глубин мы выбрались, но на сушу не попали. К нам на помощь спешат дельфины, они доставят нас на корабль. Но и мы должны отблагодарить дельфинов. Поможем им выполнить их домашнее задание?
Слайд 9
Слайд 10
– Что мы сейчас будем делать? Дети делают вывод, что на доске – задача.
VI. Решение задачи
Дети читают задачу.
– Пользуясь схемой, ответьте на вопрос: сколько километров проехал всадник от дворца королевы до дома Красной Шапочки? Сколько километров проехал гонец от дома Красной Шапочки до Кота в сапогах?
(От дворца до дома Красной Шапочки гонец проехал 6 км, потом до Кота в сапогах ещё 4 км).
– Передал ли гонец в первый день ещё кому-нибудь приглашения на бал? (Нет)
– Сможем ли мы узнать, сколько километров проскакал гонец в первый день? Как? Запишите в тетрадь. Откуда начал свой путь гонец во второй день? (От дома Кота в Сапогах. Проехал до дома Золушки 5 км, а потом вернулся во дворец).
– Расскажите, сколько километров проехал на обратном пути гонец от дома Золушки до дома Кота в сапогах? А от дома Кота до Красной Шапочки? А от Красной Шапочки до дворца? Как же узнать, сколько всего километров проехал всадник во второй день? Запишите в тетрадь.
– Проверьте своё решение с решением на доске. У кого получилось также? У кого другая запись в тетради? (Проверка по эталону)
Слайд 11
VII. Физкультминутка
К слайду присоединена музыкальная ссылка, животные двигаются – дети под музыку выполняют упражнения вместе с животными.
Слайд 12
– Куда же мы попали теперь? К Бабе Яге? Баба Яга – дама суровая, придётся соглашаться на её условия. Что нам нужно сделать?
Слайд 13
VIII. Арифметические действия с числами в пределах 20.
Слайд 14
Чтобы найти дорогу из лабиринта, дети должны найти значение выражения и следующее выражение, которое бы начиналось с такого же числа-ответа. Задание выполняется у доски. Дети проверяют правильность выполнения, хлопком выражают своё согласие, если не согласны – поднимают руку.
– От Бабы Яги мы ушли, из лабиринта выбрались, но на пути нас ждёт ещё одно испытание.
Слайд 15
IX. Логическая задача
– Нам надо помочь крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту. Поможем? Тогда за дело!
Слайд 16
Задание выполняется по группам. В каждой группе есть эксперт, который выслушивает мнения участников, выбирает наиболее подходящие и принимает правильный ответ. Эксперт отмечает самых активных.
X. Итог урока
– Вот и подошёл к концу наш урок. Мы добрались до дворца королевы Математики.
Слайд 17
Слайд 18
– Расскажите, какие препятствия нам встретились на пути? Как мы с ними справились? Почему же нам удалось справиться со всеми трудностями?
– Благодарю всех за урок. Он вам понравился? Нарисуйте в тетради, как вы чувствовали себя на уроке. Всё ли у вас получалось? Комфортно ли вам было? (Дети рисуют символ, отражающий эмоциональное состояние на уроке).
Звучит песня «Дорогою добра».
Слайд 19
|