На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Урок математики, разработанный учителем начальных классов
МОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска
Еленой Владимировной Карповой

Комментарий к уроку А.В. Молоковой

     Наверное, нет человека, который не смог бы вспомнить своё первое знакомство с математикой. Счётные палочки, касса цифр и тайком загибаемые под партой пальцы… А решение первой задачи?! Это же как прикосновение к таинству! Но почему-то считать первоклассники всегда учились быстрее, чем справляться с задачами. О причинах и способах преодоления этой проблемы написан не один десяток книг. Учительница начальных классов МОУ гимназии № 10 Елена Владимировна Карпова провела урок для первоклассников, в ходе которого ученикам было одинаково интересно и считать, и математически рассуждать, и решать задачи, а главное – обучаясь, играть!

     Урок проходил с опорой на электронную наглядность, однако на нём значительное количество времени было уделено традиционным видам работы младшим школьников. Учитель организовывал фронтальную и индивидуальную самостоятельную деятельность с электронными материалами, включил в урок элементы обучения в сотрудничестве, текущую и итоговую рефлексию. В целом, структура урока соответствует традициям начального образования, однако элементы интерактивности, использованные педагогом, придали известным методам и приёмам новое звучание.


Урок математики в первом классе проводит Е.В. Карпова

Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 20

     Цели урока:
     – закрепить понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места, которое она занимает в этой записи;
     – развивать умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;
     – вырабатывать навыки различных приемов устного счета;
     – повторить знания геометрического материала;
     – развивать умения решать задачи;
     – воспитывать чувство коллективизма, любви к математике.

Ход урока

     I. Организационный момент
     – Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Запишите в тетрадях число и слова «Классная работа».


Слайд 1

     II. Объявление темы и целей урока
     – Тема нашего урока «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 20». Вспомним различные приемы счета, будем решать задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом. Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке.


Слайд 2

     III. Устный счет.
     – Королева математика пригласила нас к себе во дворец. Но добираться нам придётся очень долго, путь будет очень нелёгким. Отправимся в путь? И первым на пути мы встречаем…


Слайд 3

     – Гном предлагает нам выполнить задание на знание нумерации. Дети читают задание в учебнике и выполняют поочерёдно на доске и в тетрадях.


Слайд 4

     – Какое число в записи не похоже на другие и почему? Обведите его зелёным карандашом в кружок. Обведите в кружок красным карандашом чётные числа, а нечётные числа – в кружок синего цвета. Какое число в записи самое маленькое, а какое – самое большое? Какие числа в этом ряду пропущены?
     Проверка осуществляется в парах. Результаты работы озвучиваются. (20 –двузначное число, но в нем 2 десятка, а в остальных числах по 1. И в этом числе нет единиц, а в остальных числах есть. Четные числа – 12, 16, 18, 20; нечетные – 15 и 19. В ряду пропущены 13, 14, 17).
     – Молодцы. Двигаемся дальше по лесу. Кто же это?


Слайд 5

     – Колобок нас с вами просит сравнить числа! (Дети работают на карточках, один ребёнок выполняет это задание на компьютере. Диск «Кирилл и Мефодий», Математика 1 класс, часть 4, урок 26, задание 8).

     IV. Сравнение чисел


Слайд 6

     После выполнения – проверка, сравнение с эталоном.
     – Ну, что ж, молодцы, из леса-то мы с вами выбрались. И куда ж теперь попали? Ученики комментируют увиденное на слайде.


Слайд 7

     – Ну что же, рискнём? Нужно ведь нам на сушу выбираться?

     V. Арифметические действия с числами


Слайд 8

     Дети выписывают выражения со значением 10 к себе в тетрадь, один человек выполняет задание на компьютере (Диск «КМ» Математика-1, часть 4, урок 26, задание 15). До начала работы ребята на волшебных линеечках оценивают свои возможности, после работы также выставляют себе оценку, делают это же и после проверки, как им удалось выполнить это задание.
     – Из морских глубин мы выбрались, но на сушу не попали. К нам на помощь спешат дельфины, они доставят нас на корабль. Но и мы должны отблагодарить дельфинов. Поможем им выполнить их домашнее задание?


Слайд 9


Слайд 10

     – Что мы сейчас будем делать? Дети делают вывод, что на доске – задача.

     VI. Решение задачи

     Дети читают задачу.
     – Пользуясь схемой, ответьте на вопрос: сколько километров проехал всадник от дворца королевы до дома Красной Шапочки? Сколько километров проехал гонец от дома Красной Шапочки до Кота в сапогах?
     (От дворца до дома Красной Шапочки гонец проехал 6 км, потом до Кота в сапогах ещё 4 км).
     – Передал ли гонец в первый день ещё кому-нибудь приглашения на бал? (Нет)
     – Сможем ли мы узнать, сколько километров проскакал гонец в первый день? Как? Запишите в тетрадь. Откуда начал свой путь гонец во второй день? (От дома Кота в Сапогах. Проехал до дома Золушки 5 км, а потом вернулся во дворец).
     – Расскажите, сколько километров проехал на обратном пути гонец от дома Золушки до дома Кота в сапогах? А от дома Кота до Красной Шапочки? А от Красной Шапочки до дворца? Как же узнать, сколько всего километров проехал всадник во второй день? Запишите в тетрадь.
     – Проверьте своё решение с решением на доске. У кого получилось также? У кого другая запись в тетради? (Проверка по эталону)


Слайд 11

     VII. Физкультминутка

     К слайду присоединена музыкальная ссылка, животные двигаются – дети под музыку выполняют упражнения вместе с животными.


Слайд 12

     – Куда же мы попали теперь? К Бабе Яге? Баба Яга – дама суровая, придётся соглашаться на её условия. Что нам нужно сделать?


Слайд 13

     VIII. Арифметические действия с числами в пределах 20.


Слайд 14

     Чтобы найти дорогу из лабиринта, дети должны найти значение выражения и следующее выражение, которое бы начиналось с такого же числа-ответа. Задание выполняется у доски. Дети проверяют правильность выполнения, хлопком выражают своё согласие, если не согласны – поднимают руку.
     – От Бабы Яги мы ушли, из лабиринта выбрались, но на пути нас ждёт ещё одно испытание.


Слайд 15

     IX. Логическая задача

     – Нам надо помочь крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту. Поможем? Тогда за дело!


Слайд 16

     Задание выполняется по группам. В каждой группе есть эксперт, который выслушивает мнения участников, выбирает наиболее подходящие и принимает правильный ответ. Эксперт отмечает самых активных.

     X. Итог урока

     – Вот и подошёл к концу наш урок. Мы добрались до дворца королевы Математики.


Слайд 17


Слайд 18

     – Расскажите, какие препятствия нам встретились на пути? Как мы с ними справились? Почему же нам удалось справиться со всеми трудностями?
     – Благодарю всех за урок. Он вам понравился? Нарисуйте в тетради, как вы чувствовали себя на уроке. Всё ли у вас получалось? Комфортно ли вам было?
(Дети рисуют символ, отражающий эмоциональное состояние на уроке).
     Звучит песня «Дорогою добра».


Слайд 19

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru