На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Урок внеклассного чтения, разработанный учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска Ольгой Николаевной Коробовой

Комментарий к уроку А.В. Молоковой

     Очевидно, что формирование и развитие умений и навыков важная, но не единственная задача учителя. Как, обучая, развивать и воспитывать личность? Как провести урок в первом классе на философскую, неоднозначную тему? Какие образовательные технологии, современные технические средства можно использовать, чтобы сделать такой урок запоминающимся, интересным и продуктивным? В качестве возможного варианта решения этих задач приведём конспект урока внеклассного чтения, проведённого для первоклассников учителем начальных классов МОУ гимназия № 10 Ольгой Николаевной Коробовой.

     На данном уроке учителем продемонстрировано использование известной интерактивной технологии РКМЧП, одновременно показаны разнообразные формы организации учебной деятельности первоклассников при доминировании групповой работы. Примечательно то, как учитель использовал возможности визуализации учебного материала, предоставляемые интерактивной доской Smart board. Данное оборудование применялось для создания зрительной опоры в полилоге. Не было перегрузки урока наглядностью, которая выполнена учителем в соответствии с законами эргономики восприятия.


Урок «Что такое счастье?» проводит О.Н. Коробова

«Что значит быть счастливым?»

     Цели урока:
     – помочь младшим школьникам раскрыть понятие «счастье»;
     – познакомить учащихся с новым литературным жанром – притчей;
     – развивать само- и взаимооценку школьников;
     – развивать творческие и коммуникативные способности первоклассников.

     Урок построен по технологии: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

     Формы работы: фронтальная, групповая.

     Оборудование: интерактивная доска SMART board, листочки с изображением горы для самооценки учащихся, текст притчи «Секрет счастья».

Ход урока

     Орг. момент (На доске – слайд1).
     – Ребята, сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Мы познакомимся с древними притчами и поразмышляем над сложным вопросом «Что значит быть счастливым?».


Слайд 1

     II. Объявление темы и целей урока
     – Тема нашего урока «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 20». Вспомним различные приемы счета, будем решать задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом. Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке.

Вызов

     1ученица
     Красивым здорово родиться!
     Красивый может погордиться,
     Поважничать и полениться,
     На красоту не станут злиться!

     2 ученица
     Счастливым – интересней быть.
     Счастливый может всех любить.
     Он дарит счастье всем вокруг,
     И рядом с ним всегда есть друг.

     (На доске– слайд 2.)


Слайд 2

     – Наверное, нет такого человека, который бы не задумывался над этими вопросами. Но кто-то думает об этом на склоне лет, когда большая часть жизни уже позади. А кто-то пробует ответить на них в начале своей жизни. Как вы считаете, когда нужно искать ответы на поставленные вопросы? Почему? Обсудите это в группах в течение 1-2 минут и договоритесь, кто будет представлять мнение группы.
     (Идет обсуждение в группах и представление общего мнения групп.)

     (На доске – слайд 3.)


Слайд 3

     – Что для вас является счастьем?
     (Индивидуальные ответы.)
     – Что говорится об этом в «Толковом словаре» С.И. Ожегова?
     (Учитель нажимает значок в нижнем левом углу картинки. Происходит ссылка на слайд 12. Дети читают определение. Затем учитель через ссылку возвращается к слайду 3.)


     Работа в группах (На доске – слайд 4).
     – Какие близкие по смыслу слова можно подобрать к слову СЧАСТЬЕ?
     (В течение 2 минут дети в группах подбирают синонимы и записывают их на листочках. Затем представители групп называют свои варианты. Учитель стирает «губкой» на доске внутреннюю часть прямоугольников. Постепенно открываются все слова).


Слайд 4

     Самооценка
     – Представьте свою жизнь в виде горы, на вершине которой живет ваше счастье. Путь к нему трудный, каменистый. Кто-то точно знает, как преодолеть его и достичь своего счастья. Кто-то еще не уверен в правильности выбранного пути. А кто-то, возможно, вообще пока не знает, как стать счастливым. Оцените себя. На каком этапе пути вы сейчас находитесь. Точно ли вы знаете, как достичь счастья?
     (Дети берут листочки с изображением горы и ставят на левом склоне точку.)




Слайд 5

     Осмысление
     – Понять, в чем же секрет счастья, вам поможет восточная притча. Знаете ли вы, что такое ПРИТЧА? (Возможны ответы детей.)
     (На доске – слайд 6. Для проверки правильности ответов учащихся учитель по ссылке открывает слайд 13. Затем экран доски гасится, а детям раздается текст притчи «Секрет счастья». См. приложение.)


Слайд 6



     (Дети читают притчу.)
     – Чтобы понять скрытый смысл притчи, нужно найти слова, в которых заключается ее главная мысль. Найдите и прочитайте такое предложение. Как вы его понимаете? (Примечание: по технологии развития критического мышления учитель не должен высказывать своё согласие или несогласие с мнениями детей.)
     (Включается доска, на экране – слайд 7. Когда 2-3 учащихся выскажутся по данному вопросу, учитель предлагает послушать еще одну притчу.)


Слайд 7

Счастье. Древняя притча

     Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
     – Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.
     – Слепи мне счастье, – попросил человек.
     Ничего не ответил Бог. И только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
     – Как вы думаете, почему Бог не выполнил просьбу человека?

     (Выслушивается мнение 2-3 человек, затем учитель закрывает «шторку», читает высказывание английского философа Джона Локка.)

     – Ребята, накануне вам было предложено творческое задание: сочинить сказку о том, как богиня счастья дает каждому младенцу волшебное зернышко, из которого можно вырастить цветок своего счастья. Вам нужно было объяснить в сказке, почему одним людям удается вырастить этот цветок, а другим – нет.

     (На доске – слайд 8.)


Слайд 8

     – Сейчас мы послушаем некоторые сказки. А выбранные эксперты оценят ваши работы в соответствии с известными вам критериями.

     (Выбранные эксперты садятся за отдельный стол, получают листок с таблицей, в которой указаны критерии оценки данного задания. 3-4 ученика читают свои сказки, а эксперты, посовещавшись, ставят точку на «волшебной линеечке». Чем больше работа соответствует критериям, тем выше точка.)

     Рефлексия
     – Вернемся к вопросу, над которым вы задумались в начале урока: «Знаю ли я, как достичь своего счастья?». Удалось ли каждому из вас продвинуться на этом пути? Оцените свое понимание. Вновь возьмите листочки с изображением горы. Теперь на правом склоне поставьте точку.
     (Дети оценивают свое продвижение. На доске – слайд 10.)


Слайд 10

          Итог урока
     – Ребята, что вы хотели бы сказать о сегодняшнем уроке внеклассного чтения? Что вам понравилось, в чем испытывали трудность?
     – Завершить урок мне хочется словами Ю. Баласагунского.
     (Учитель на слайде 10 закрывает «шторку», открываются слова: Будь добрым, справедливым и правдивым, ведь быть таким – и значит быть счастливым.)

     Приложение

Секрет счастья
(Восточная притча)

     Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша 40 дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там жил мудрец, которого он искал. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

     Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

     – Однако я хочу попросить тебя об одном одолжении, – добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. – Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

     Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.

     – Ну, как, – спросил тот, – ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

     Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

     – Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, – сказал ему мудрец. – Нельзя доверять человеку, если ты незнаком с домом, в котором он живёт.

     Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу, на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.

     Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

     – А где те две капли масла, которые я тебе доверил? – спросил мудрец.

     И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

     – Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru