На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Урок окружающего мира, разработанный учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска Маргаритой Анатольевной Когтевой

Комментарий к уроку А.В. Молоковой

     Экология жизни, экология труда, экология мыслей. Когда, если не с первых дней обучения в школе, формировать и развивать представления ребенка о бережном отношении к природе, а значит и к себе самому, другим людям? Урок окружающего мира наиболее подходящее время для начала такой работы с первоклассниками. Важно не ограничиться информацией и призывами в соответствии с содержанием учебного предмета, а вовлечь детей в интересную учебную деятельность, погрузить в недоступную в классной комнате природную среду, создать на уроке соответствующую его цели атмосферу. В качестве примера реализации этой идеи средствами современных технологий приведём урок окружающего мира в первом классе, проведённый учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Маргаритой Анатольевной Когтевой.

     Примечательно, что учитель не только использует иллюстративные возможности презентации, созданной в Smart notebook, но и организует интерактивное взаимодействие с электронной наглядностью. Дети участвуют в моделировании целостного объекта из элементов, на данном уроке – слова, отмечают свое настроение в предлагаемой символьной форме в ходе итоговой рефлексии. Кроме того, подобранные учителем слайды служат источником дополнительной образовательной информации. Этот приём в совокупности с использованием традиционных источников, в данном случае – учебника, позволяет расширить и проиллюстрировать значительный для первоклассников объем материала. Создание учителем проблемной ситуации с опорой на электронную наглядность также привнесло элемент неожиданности и дискуссионности в урок, а возможность наносить пометки поверх изображения позволила детям предложить и обсудить различные варианты реплик электронных персонажей.

«Береги природу, человек!»

     Цели:
     – закрепить и углубить экологические знания учащихся;
     – воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

     Формы работы: фронтальная, групповая.
     Оборудование: доска SMART Boаrd, тексты с заданиями.

Ход урока

     I. Орг. момент (звучат звуки природы, голоса птиц, шум воды).
     II. Знакомство с новым материалом.
     1. Мотивация к теме урока.
     – Наша природа удивительно красива, добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Как вы понимаете тему нашего урока? (Ученики высказывают свое мнение).


Слайд 1

     – Совершить путешествие в удивительный мир природы нам помогут Коля и Наташа. (Учитель читает стихотворение).


Слайд 2

     – Как было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые рвут цветы, бросают мусор, ловят бабочек и ломают деревья.

     2. Проблемная ситуация.
     – Может ли человек жить без природы? (Учащиеся восстанавливают диалог Коли и Наташи).


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

     3. Физминутка (Звучит песенка, сопровождаемая анимацией).


Слайд 6

     На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
     Утром рано умывались, полотенцем растирались.
     Ножками топали, ручками хлопали.
     Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
     Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт-привет!

     4. Игра «Составь слово»


Слайд 7

     – Давайте попробуем составить слово, имеющее отношение к теме урока. (Учащиеся составляют слово ЗАПОВЕДНИК устно и по желанию на доске).
     – А знаете ли вы, что такое заповедник? Для чего он нужен? (Ученики высказывают свои предположения). Проверьте себя по справочнику в учебнике с.141. А теперь посмотрите на доску.


Слайд 8

     – Из-за того, что становится меньше лесов, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Ребята, а кто из вас знает, что такое Красная книга? Зачем она нужна? (Ответы учащихся)
     – Проверьте себя по справочнику в учебнике с. 141. А теперь посмотрите на доску.


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

     – Вы правы, ребята! Распахивая новые земли, строя города, плотины на реках, люди в течение многих веков неосторожно и легкомысленно брали у природы всё, что хотели. И во второй половине 20 века оказалось, что обычные когда-то растения и животные, особенно полезные или красивые, начали исчезать. Больше нет на озёрах зарослей водяного ореха или чилима, почти невозможно найти в тайге корень женьшеня, стали редкостью прекрасные водяные лилии, эдельвейсы и сон-трава.

     I. Закрепление.
     – Подумайте, что нужно сделать, чтобы растения и животные не исчезали? (Ученики высказывают свои предположения)
     – Какой же вывод вы сделали? (Учитель резюмирует высказывания детей: «Нужно беречь и охранять природу!»).

     1. Работа в группах (отделах охраны): птиц, рыб, растений, зверей, насекомых. Учащиеся разгадывают загадки и составляют правила охраны природы для своего отдела.


Слайд 12

Отдел охраны рыб

Кто весь век
В воде живёт,
А самой воды не пьёт:
Ни озёрной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?
Рыба

В буйном море – океане
Рыба страшная живёт:
У неё большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
Акула

Отдел охраны зверей

Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Волк

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Белка
Отдел охраны растений

Стоит красавица на полянке
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
Берёза

Хоть не огонь,
А жжётся.
Крапива
Отдел охраны птиц

Живёт в глуши лесной
И летом, и зимой.
Старательный работник,
Лесной носатый плотник.
Дятел

Маленький мальчик
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Воробей

Отдел охраны насекомых

Не птичка,
А с пёстрыми крыльями.
Бабочка

Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт.
Комар

     2. Обмен информацией
     Каждая группа выходит к доске, зачитывает загадки и отгадки к ним, делится своей информацией с классом. Остальные дети слушают, если возникли вопросы, задают их выступающим. Каждая группа делает свои выводы по проделанной работе.

     I. Итог урока.
     – Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Резюмируя ответы детей, учитель заканчивает урок стихотворением).


Слайд 13

     – Ребята, оцените своё настроение на уроке! (Ученики выходят к доске и отмечают свое настроение).


Слайд 14

     – Всем спасибо!(Звучит музыка)


Слайд 15

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru