Урок окружающего мира, разработанный учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска Маргаритой Анатольевной Когтевой
Комментарий к уроку А.В. Молоковой
Экология жизни, экология труда, экология мыслей. Когда, если не с первых дней обучения в школе, формировать и развивать представления ребенка о бережном отношении к природе, а значит и к себе самому, другим людям? Урок окружающего мира наиболее подходящее время для начала такой работы с первоклассниками. Важно не ограничиться информацией и призывами в соответствии с содержанием учебного предмета, а вовлечь детей в интересную учебную деятельность, погрузить в недоступную в классной комнате природную среду, создать на уроке соответствующую его цели атмосферу. В качестве примера реализации этой идеи средствами современных технологий приведём урок окружающего мира в первом классе, проведённый учителем начальных классов МОУ гимназии № 10 Маргаритой Анатольевной Когтевой.
Примечательно, что учитель не только использует иллюстративные возможности презентации, созданной в Smart notebook, но и организует интерактивное взаимодействие с электронной наглядностью. Дети участвуют в моделировании целостного объекта из элементов, на данном уроке – слова, отмечают свое настроение в предлагаемой символьной форме в ходе итоговой рефлексии. Кроме того, подобранные учителем слайды служат источником дополнительной образовательной информации. Этот приём в совокупности с использованием традиционных источников, в данном случае – учебника, позволяет расширить и проиллюстрировать значительный для первоклассников объем материала. Создание учителем проблемной ситуации с опорой на электронную наглядность также привнесло элемент неожиданности и дискуссионности в урок, а возможность наносить пометки поверх изображения позволила детям предложить и обсудить различные варианты реплик электронных персонажей.
«Береги природу, человек!»
Цели:
– закрепить и углубить экологические знания учащихся;
– воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: доска SMART Boаrd, тексты с заданиями.
Ход урока
I. Орг. момент (звучат звуки природы, голоса птиц, шум воды).
II. Знакомство с новым материалом.
1. Мотивация к теме урока.
– Наша природа удивительно красива, добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Как вы понимаете тему нашего урока? (Ученики высказывают свое мнение).
Слайд 1
– Совершить путешествие в удивительный мир природы нам помогут Коля и Наташа. (Учитель читает стихотворение).
Слайд 2
– Как было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые рвут цветы, бросают мусор, ловят бабочек и ломают деревья.
2. Проблемная ситуация.
– Может ли человек жить без природы? (Учащиеся восстанавливают диалог Коли и Наташи).
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
3. Физминутка (Звучит песенка, сопровождаемая анимацией).
Слайд 6
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт-привет!
4. Игра «Составь слово»
Слайд 7
– Давайте попробуем составить слово, имеющее отношение к теме урока. (Учащиеся составляют слово ЗАПОВЕДНИК устно и по желанию на доске).
– А знаете ли вы, что такое заповедник? Для чего он нужен? (Ученики высказывают свои предположения). Проверьте себя по справочнику в учебнике с.141. А теперь посмотрите на доску.
Слайд 8
– Из-за того, что становится меньше лесов, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Ребята, а кто из вас знает, что такое Красная книга? Зачем она нужна? (Ответы учащихся)
– Проверьте себя по справочнику в учебнике с. 141. А теперь посмотрите на доску.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
– Вы правы, ребята! Распахивая новые земли, строя города, плотины на реках, люди в течение многих веков неосторожно и легкомысленно брали у природы всё, что хотели. И во второй половине 20 века оказалось, что обычные когда-то растения и животные, особенно полезные или красивые, начали исчезать. Больше нет на озёрах зарослей водяного ореха или чилима, почти невозможно найти в тайге корень женьшеня, стали редкостью прекрасные водяные лилии, эдельвейсы и сон-трава.
I. Закрепление.
– Подумайте, что нужно сделать, чтобы растения и животные не исчезали? (Ученики высказывают свои предположения)
– Какой же вывод вы сделали? (Учитель резюмирует высказывания детей: «Нужно беречь и охранять природу!»).
1. Работа в группах (отделах охраны): птиц, рыб, растений, зверей, насекомых. Учащиеся разгадывают загадки и составляют правила охраны природы для своего отдела.
Слайд 12
Отдел охраны рыб
Кто весь век
В воде живёт,
А самой воды не пьёт:
Ни озёрной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?
Рыба
В буйном море – океане
Рыба страшная живёт:
У неё большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
Акула
|
Отдел охраны зверей
Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Волк
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Белка
|
Отдел охраны растений
Стоит красавица на полянке
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
Берёза
Хоть не огонь,
А жжётся.
Крапива
|
Отдел охраны птиц
Живёт в глуши лесной
И летом, и зимой.
Старательный работник,
Лесной носатый плотник.
Дятел
Маленький мальчик
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Воробей
|
Отдел охраны насекомых
Не птичка,
А с пёстрыми крыльями.
Бабочка
|
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт.
Комар
|
2. Обмен информацией
Каждая группа выходит к доске, зачитывает загадки и отгадки к ним, делится своей информацией с классом. Остальные дети слушают, если возникли вопросы, задают их выступающим. Каждая группа делает свои выводы по проделанной работе.
I. Итог урока.
– Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Резюмируя ответы детей, учитель заканчивает урок стихотворением).
Слайд 13
– Ребята, оцените своё настроение на уроке! (Ученики выходят к доске и отмечают свое настроение).
Слайд 14
– Всем спасибо!(Звучит музыка)
Слайд 15
|