На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Организация дополнительного дистанционного образования в общеобразовательном учреждении: достоинства, проблемы, перспективы

Елена Николаевна Белова,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора по НМР
МОУ «Лицей №22 города Белово»
Кемеровской области

     Дополнительное образование в современной российской школе, на наш взгляд, призвано не только развивать склонности, способности обучающихся, наиболее полно отвечать их интересам, но и часто решать существенные противоречия традиционного урока как основной единицы процесса общего образования.

     Мы согласны с Ю.Г. Молоковым и А.В. Молоковой в том, что «основным противоречием традиционного урока является противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, интеллектуального личностного развития ученика» [1, с. 29]. При этом, на наш взгляд, ученые абсолютно правы в том, что «применение компьютера в качестве индивидуального средства дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей и учебных достижений каждого ребенка [1, с. 29].

     Как нам видится, особое значение на современном этапе имеет использование компьютера в целях организации дистанционного дополнительного образования. Системное взаимодействие в течение года МОУ «Лицей №22 города Белово» с всероссийскими Центрами дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru), «Перспектива» (www.perspektiva-inva.ru) и «Умные игры» (www.umnye-igry.jino-net.ru) позволило определить принципы вовлечения лицеистов в дополнительное дистанционное образование и условия организации деятельности участников воспитательно-образовательной деятельности лицея:
     – добровольность дополнительного дистанционного образования лицеистов;
     – педагогическая и техническая поддержка участников воспитательно-образовательного процесса, вовлеченных в дополнительное дистанционное образование;
     – широкое освещение в лицее и СМИ города достижений обучающихся в режиме дополнительного дистанционного образования;
     – организация научно-методической поддержки педагогов, курирующих и координирующих деятельность обучающихся;
     – поощрение родителей и педагогов, курирующих и координирующих деятельность обучающихся;
     – сочетание различных форм дополнительного образования лицеистов, позволяющих работать как в режиме индивидуальной работы (выполнение тестовых, конкурсных, олимпиадных, проектных, курсовых заданий пр.), так и в режиме групповой и коллективной работы (форум, ЧАТ и пр.).

     Для педагогического коллектива лицея при выборе центров дистанционного образования было важным, чтобы предполагаемое содержание деятельности обучающегося, во-первых, расширяло или углубляло содержание стандартов общего образования, во-вторых, реализовывало компетентностный и личностно-ориентированный подходы в образовании.

     Практика показывает, что для эффективной организации дистанционного дополнительного образования обучающихся необходимо, чтобы один из заместителей директора образовательного учреждения выполнял функции координатора дистанционного образования. Один из учителей информатики или инженеров-программистов осуществлял техническую поддержку и консультирование по вопросам дистанционного дополнительного образования. При этом администратор, курирующий данное направление деятельности школы, без сомнения, должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, как на содержательном уровне, так и в техническом плане в качестве пользователя персональным компьютером.

     На настоящий момент нам видятся очевидные достоинства дистанционного дополнительного образования:
     – расширение круга партнеров и педагогов образовательного процесса обучающихся, что особенно актуально на периферийных территориях, а также в подростковом возрасте, когда мотивация общения преобладает над мотивацией учения;
     – самостоятельное выстраивание обучающимся и родителями при педагогической поддержке индивидуальной образовательной траектории;
     – приобщение обучающихся к новым формам и способам общения, взаимодействия, образования и познания в информационном обществе началаXXI века;
     – усвоение учебного материала в творческой, продуктивной деятельности, на достаточно высоком уровне;
     – возможность обучающегося быть оцененным экспертами всероссийского уровня, иметь достижения и их официальные подтверждения всероссийского уровня и пр.

     Наблюдаемое педагогами повышение мотивации учения школьников, повышение показателей качества общего образования – следствие частичного разрешения основного противоречия урока в процессе дополнительного дистанционного образования. Необходимо отметить, если дополнительное образование, выходящее за пределы образовательных областей общего образования, востребовано школьниками, то на дополнительное образование, расширяющее и углубляющее базовые знания, как правило, обучающиеся организуются либо усилием собственной воли, либо в результате советов педагогов и родителей. Дистанционное дополнительное образование в силу перечисленных выше достоинств, а также современности и престижности средств (в первую очередь компьютера) выбирается обучающимися в силу личного желания и интереса.

     Организация системы дополнительного дистанционного образования школьников в рамках общеобразовательного учреждения сопряжена с рядом проблем:
     – недостаточной технической оснащенностью учреждений;
     – отсутствием необходимого уровня информационно-коммуникационной культуры и технической грамотности пользователя ПК педагогов и родителей;
     – недостаточным финансированием школ для введения в штатное расписание единиц, организующих и сопровождающих процессы дистанционного дополнительного образования обучающихся;
     – отсутствием специальных научно-методических служб, повышающих квалификацию педагогов, курирующих дополнительное дистанционное образование обучающихся и пр.

     Перспективы развития дополнительного дистанционного образования лицея видятся нам в организации такового для лицеистов и на базе школы, что требует освоения методологии и технологии создания курсов, ведения форумов, ЧАТ-обсуждений, организации олимпиад, разработки и проведения Интернет-уроков и пр. При этом освоение механизмов взаимодействия участников образовательного процесса, организация и управление данными механизмами является, на наш взгляд ключевыми моментами запуска, функционирования и развития такой системы.

Литература

     1. Молокова, А.В., Молоков, Ю.Г. Открытая информационная среда школы. /Монография/ А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков. – Новосибирск: Изд-во НИКПиПРО, 2006. – 64 с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru