На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Стань ди-джеем!

Жанна Сергеевна Туманик,
педагог дополнительного образования,
руководитель клуба «Стань ди-джеем!» и вокально-хоровой студии
МОУ СОШ № 20 Ленинского района г. Новосибирска,
лауреат районных и городских конкурсов вокального мастерства,
обладатель премии имени В.Н. Петренко

     В наше время, когда в сознание молодёжи активно внедряется циничное, безнадёжное отношение к окружающей действительности, творчество помогает человеку найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования.

     Развитие творческих способностей имеет для учащихся большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственных возможностей, учит ставить цель и добиваться её выполнения, способствует повышению уровня самооценки и, следовательно, формирует положительный взгляд на жизнь.

     Поскольку отсутствие положительного взгляда на жизнь признано специалистами одной из причин вовлечения молодёжи в наркоманию, становится понятной та роль, которую играет творчество в воспитательном процессе.

     Таким образом, исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной и творческой активности граждан, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач организации полезного досуга, и, отмечая, что склонность к творчеству проявляется в детстве и развивается как качество личности, возникла идея создания клуба «Стань ди-джеем!»

     Программа детского клуба «Стань ди-джеем!» предназначена для работы с детьми подросткового возраста (не младше 14 лет).

     В объединение принимаются все дети, а не только те, которые обладают выраженными лидерскими (организаторскими) качествами и способностями. Педагогический смысл работы заключается в развитии социально-значимых качеств подростков в той образовательной траектории, которая возможна на основе их индивидуальных особенностей.

     Психолого-педагогические, содержательные и методические линии программы выстраиваются в двух основных направлениях:
     – формирование у детей ценностных ориентаций;
     – обучение их навыкам социального взаимодействия.

     Цель программы: создание условий для творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков в условиях школы, где пропагандируется здоровый образ жизни, спорт и активная разнообразная и творческая деятельность.

     Задачи:
     – создание в среде школьников условий для организации активного творческого процесса;
     – формирование творческих навыков и умений в организации и проведении различных творческих дел, конкурсных и шоу-программ;
     – развитие навыков делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать;
     – организация межличностного общения школьников при помощи творческого процесса;
     – выработка активной общественной позиции через творческую деятельность на благо школы, на благо общества.

Основные принципы деятельности

     1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности – предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение детей.

     2. Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает приоритетное внимание на развитие социально-значимых качеств личности ребёнка.

     3. Принцип вариативности – предполагает гибкое следование программе и корректировку содержания работы с детьми в зависимости от актуальности тех или иных мероприятий и дел, акций и начинаний.

     4. Принцип модульного построения – предполагает постепенное включение ребёнка в программу, работу по блокам – модулям.

     Клуб «Стань ди-джеем!» ставит своей целью в первую очередь развивать у подростков чувство самопринятия, позитивную самооценку, веру в собственные возможности, а также создавать условия для приобретения опыта социально и личностно значимой деятельности, деятельности на благо других людей.

     Предполагаемые результаты:
     1) организация и проведение дел и мероприятий школы различной тематики с привлечением членов Ди-джей клуба;
     2) развитие навыков и умений ребят по созданию и проведению сценариев различных праздников, тематических дискотек; их музыкальному и световому оформлению; техническому обеспечению;
     3) реализация идей творческого труда учащихся на благо школы.

     Контроль за предполагаемыми результатами: анкетирование; наблюдение; ранжирование; недописанный тезис; анализ результатов деятельности; методика «Почтовый ящик»; уточняющее собеседование; интервьюирование; обобщение независимых характеристик воспитанников.

Механизм реализации программы

     В данной программе развитие творческих способностей учащихся предусмотрено через работу школьного Ди-джей клуба.

     Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве, т.к. творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя.

     Деятельность педагога дополнительного образования направлена на культурно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира через музыку, на развитие творческого потенциала его личности.

     Формы эстетического воспитания достигают цели лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей ребёнка.

     Ди-джей клуб (школа ведущих и ди-джеев) – это некий шанс развития творческой активности детей и подростков, который способствует практической реализации знаний, полученных в разных видах творчества, форма отдыха от учебных и физических нагрузок, шанс для общения.

     Участие в деятельности Ди-джей клуба задаёт для каждого участника ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений, обширного поля деятельности, которые благотворно сказываются на формировании у него и укреплении его личностного достоинства.

     Совершенствование художественно-образной речи (диалоговой, художественной речи, декламации стихов, участие в шоу-программах) помогает сформировать ребёнку уверенное и свободное – креативное мышление.

     Программа рассчитана на один год обучения.

План реализации программы

     Практическая деятельность:

     Разработка эскизов светового оформления интерьера школы;
     Изготовление:
     – предметов музыкально-светового декора;
     – долговременных общих элементов украшения сцены для большинства школьных праздников;
     – Составление сценариев;
     – Актёрское мастерство;
     – Тренинги и упражнения «Конструктивное взаимодействие в группе».

     Познавательная деятельность:

     Семинарские занятия по темам:
     – «Электрический ток. Напряжение. Мощность» (программа курса физики, 8 класс);
     – «Экология пространства»;
     – «Правила оформления интерьера»;
     – «Цвет и свет в композиции»;
     – «Имидж ведущего» и другие.

     Условия реализации программы:
     – наличие отдельного оборудованного помещения, сцены;
     – квалифицированные педагоги дополнительного образования;
     – сотрудничество учителей-предметников с руководителем клуба;
     – наличие программ и тематических планов работы у ПДО;
     – материально-техническая база и оснащение;
     – регулярное посещение занятий клуба детьми;
     – система диагностики и отслеживания результативности и эффективности программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)

Название тем Всего Теория Практика
Блок – модуль № 1
1 Комплектование группы. Орг. работа 2 2 -
2 Введение в программу 2 1 1
3 Общение и его слагаемые 2 2 -
4 Бытовое общение. Условия эффективности разговора 4 2 2
5 Развитие восприятия. Тренинг для развития восприятия и наблюдательности 2 - 2
6 Психологические тесты на изучение мотивов деятельности 4 - 4
Блок – модуль № 2
1 Репетиции ко дню Учителя. Знакомство со сценой, общение со зрителями 4 - 4
2 Деловое общение. Особенности и виды делового общения 6 4 2
3 Беседа «Культура ведущего» 2 2 -
4 Час дружеского общения (ЧДО) «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» 2 - 2
5 Час творчества 2 - 2
Блок – модуль № 3
1 Внимание. Особенности, правила самоорганизации. Тренинг по развитию внимания 4 2 2
2 Невербальные средства обучения (мимика, жесты, жестикуляция) 2 1 1
3 Практикум по речевому этикету 2 - 2
4 Час дружеского общения «Простейший способ произвести хорошее впечатление. Цена улыбки» 2 - 2
5 Игра «Театр жизни» 2 1 1
6 Огонёк «Будем с песнею дружить!»: разучивание песен, музыкальных игр 4 - 4
Блок – модуль № 4
1 Основы культуры речи. Что такое культура речи. Основные качества речи 4 2 2
2 Игровой практикум по общению 4 - 4
3 ЧДО «Как стать хорошим собеседником и завоевать расположение людей» 2 1 1
4 Репетиции к Новому году 2 - 2
5 Час творчества 4 2 2
Блок – модуль № 5
1 Деловая игра «Проектируем творческое дело» 2 - 2
2 Встреча с интересными людьми. Встреча с профессиональным исполнителем песен 2 - 2
3 Разработка эскизов светового оформления интерьера школы 6 2 4
4 Актёрское мастерство ведущего 2 - 2
5 Беседа «Правила жизни нашей школы» 2 - 2
6 ЧДО «Тема любви в музыке с точки зрения порядочности» 2 - 2
Блок – модуль № 6
1 Праздник, посвящённый дню рождения музея «Афган» 2 - 2
2 Этикет делового человека 4 2 2
3 Репетиции ко Дню защитников Отечества 4 - 4
4 ЧДО: методика «Почтовый ящик» 2 - 2
5 Верёвочный курс 4 2 2
Блок – модуль № 7
1 Репетиционный процесс ко Дню 8 Марта 4 2 2
2 Память. Игры на развитие памяти 4 2 2
3 Беседа «Что делает речь яркой и выразительной?» 2 2 -
4 ЧДО «Правила организатора» 2 - 2
5 Практикум общения 2 - 2
6 Час творчества 2 - 2
Блок – модуль № 8
1 Звучащая речь и её особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка 4 2 2
2 Голос и процесс его воспитания. Практикум по созданию конкурсно - игровых программ: праздник «1 апреля» 4 2 2
3 Практикум по созданию конкурсно - игровых программ: праздник «1 апреля» 2 - 2
4 Игры на взаимодействие 2 - 2
5 Создание и защита творческих проектов «Дискотека 21 века» 4 1 3
Блок – модуль № 9
1 Репетиционный процесс ко Дню Победы 4 2 2
2 Дикция. Интонация (тон, тембр, темп, назначение интонации) 4 2 2
3 Пауза. Пауза в тексте 2 1 1
4 ЧДО «Я – творческая личность» 2 - 2
5 Час творчества «Чему мы научились» 2 - 2
6 Фестиваль друзей «Расскажи мне обо мне» 2 - 2
ИТОГО: 144

Содержание программы

     Образовательная программа реализуется через деятельность в различных формах.

     Деловые игры:
     – «Лидер»;
     – «Проектируем творческое дело»;
     – «Выбор»;
     – «Театр жизни»;
     – «Предлагаю – выбираю»;
     – «Правила организатора»;
     – «Имею право»;
     – «Моя позиция» и др.

     Тренинги по развитию лидерских качеств:
     – «Игры на взаимодействие»;
     – «Верёвочный курс»;
     – «Актёрское мастерство лидера»;
     – «Психологический портрет лидера» и т.д.

     Практикумы:
     – оформительский;
     – игровой;
     – коммуникативный;
     – по созданию и защите творческих проектов;
     – по созданию конкурсно-игровых программ;
     – по созданию интеллектуальных игр и т.п.

     «Огоньки»:
     – «Легенды Орлятского круга»;
     – «Будем с песнею дружить!»;
     – проблемные»;
     – тематические и т.д.

     Самоуправление:
     – разработка сценариев праздников;
     – оформление сцены для праздников и т.п.

     Праздники школы: различной тематики.

Методическое обеспечение

     Известно, что сегодня подростки часто являются инфантильными, демонстрируют черты подросткового поведения и сознания, поэтому в построении методической части программы преобладает ориентация на особенности именно подросткового возраста.

     Дидактические методы, используемые в работе подразделяются на:
     – теоретические (беседы; лекции; конференции);
     – практические (тренинги; игры; практикумы; досуговые, конкурсно-игровые и шоу-программы).

     Как известно, каждый из этих методов, помимо прочего, может отражать степень участия педагога и ребёнка в общем познавательном процессе: быть либо репродуктивным, либо активно-творческим. В процессе работы с детьми изменяется не только их позиция, но и соотношение репродуктивных и активно-творческих подходов и методов обучения в работе педагога.

     На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:

     Общие методы воспитания:
     – рассказ;
     – пример;
     – беседа.

     Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
     – поручение;
     – игра;
     – упражнение;
     – коллективная творческая деятельность.

     Методы стимулирования:
     – поощрение;
     – предоставление прав;
     – одобрение;
     – награждение;
     – соревнование.

     Проведение итогового занятия в форме творческих отчётов микрогрупп обучаемых о жизни и работе Ди-джей клуба ведёт к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей и подростков, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу дополнительного образования проанализировать выполнение программы.

     Кроме того, используются разнообразные формы организации детей и подростков, а именно:
     – занятия;
     – деятельность творческих групп;
     – социально-значимые дела.

     Включение детей во все эти формы обеспечивает последовательное превращение полученных представлений и теоретических знаний в компонент личностной позиции.

     Важным методическим компонентом работы является педагогический мониторинг, т.е. фиксация результатов педагогической деятельности.

     Мониторинг осуществляется либо самим педагогом-руководителем, либо с помощью школьного психолога (если речь идет об изменении психологических характеристик ребёнка).

Список используемой литературы

     1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М, Первое сентября, 2004.
     2. Волкова Н.И. Досужее время. Сборник программ деятельности в помощь руководителям детских общественных объединений и организаторам летнего отдыха. – С-П, 1997.
     3. Вохмина Н.В. Сделай шаг навстречу! Выпуски 1-5. Сборник методических материалов в помощь руководителям и лидерам детских общественных объединений и организаций. – Новосибирск, 2000 – 2004.
     4. Газман О.С. Картотека коллективных, познавательных и ролевых игр. – М, Просвещение, 1990.
     5. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н. Новгород, Педагогические технологии, 2000.
     6. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М, Вако, 2004.
     7. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М, 5 за знания, 2005.
     8. Ерёменко О.П. Шпаргалка для лидеров – Новосибирск, 2004.
     9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М, Педагогика, 1989.
     10. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и проведение игр с подростками: взрослые игры для детей – М, Владос, 2001.
     11. Преображенская Н. Потенциал Вашей личности.– Екатеринбург, 2004.
     12. Преображенская Н. Ваши деловые качества. – Екатеринбург, 2003;
     13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М, Владос, 2001;
     14. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М, Сфера, 2000.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru