На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Сетевое взаимодействие в организации учебно-воспитательного пространства
(из опыта работы отдела социализации и профилизации ДДТ «Центральный»)


Виктория Рейнгольдовна Перминова,
руководитель отдела профилизации и социализации
МОУ ДОД Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска

     В период реформирования и модернизации системы школьного образования проблема выбора профиля, профессии, самоопределения в ней остается сегодня актуальной для молодежи. В настоящее время жизненно необходимо учить школьников мыслить не техническими, а технологическими категориями, поэтому технологическая образованность становится критерием общей культуры члена общества, а ее важнейшей сферой является технологическая культура человека, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, о собственных возможностях, формировании потребности и умения школьников включаться в социальные отношения трудового коллектива на основе собственного опыта. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в целом, и в частности – технологической подготовки.

     Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования и непосредственно обеспечивает формирование различных уровней технологической грамотности и культуры, осуществляя технологическую подготовку школьников на качественно новом уровне. Технологическая подготовка школьников направлена на развитие функциональной технологической грамотности и проективных умений в построении профессиональной карьеры, т.е. способности учащихся мыслить уже не техническими, а технологическими категориями, быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей жизнедеятельности. Вместе с тем, процессы реформирования и модернизации, происходящие в муниципальной образовательной системе образования, к сожалению, не всегда обеспечивают целостность, преемственность и качество технологического образования.

     Сегодня любой средней общеобразовательной школе трудно осуществлять полноценную технологическую подготовку учащихся, т.к. существует множество причин: это слабая учебно-методическая база или полное ее отсутствие; проблема педагогических кадров; отсутствие учебно-методического комплекса, вследствие чего – формальный подход к технологической подготовке, а в некоторых школах – полное её упразднение. На этом фоне реорганизация межшкольных учебных комбинатов и их объединение с иными по своему функциональному назначению образовательными учреждениями – районными образовательными учреждениями дополнительного образования детей – вызывает недоумение. Законно возникает вопрос: может ли МОУ ДОД выполнять функции межшкольных учебных комбинатов (МУК) по реализации задач предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников? Возможно ли решение вопросов реализации технологической подготовки школьников вне системы общего образования?

     Сегодня, учитывая финансовую политику города, ответ на этот вопрос звучит утвердительно. В Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года в систему основных направлений деятельности включено развитие курсов допрофессиональной подготовки (профильного обучения) [1,2,3].

     Так, в Центральном районе г. Новосибирска в процессе объединения двух образовательных учреждений – ДДТ «Центральный» и МОУ МУК «Престиж» сложилась новая структура предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. В структуре ДДТ «Центральный» создано новое подразделение социализации и профилизации, которое призвано обеспечить решение задач профессиональной ориентации школьников, их предпрофильной подготовки и профильного обучения.

     В прошедшем учебном году в вышеназванном структурном подразделении обучалось 427 учащихся. На базе Дома детского творчества «Центральный» проходили предпрофильную подготовку учащиеся 8-х, 9-х классов школ №№ 4, 12, 17, «Перспектива».

     Итоги анкетирования, тестирования, педагогической и психологической диагностики этих учащихся позволили скомплектовать из них группы для изучения элективных курсов, не регламентированных содержанием школьного образования. Созданы такие условия, чтобы каждый школьник мог в процессе предпрофильной подготовки пройти обучение по двум (не менее) элективным курсам, а в основном трем-четырем в течение учебного года, так как были использованы часы, имеющиеся в резерве учреждения дополнительного образования.

     Таким образом, «симбиоз» двух ОУ позволил расширить возможность реализации содержания предпрофильной подготовки, профильного и даже профессионального обучения.

     В результате предпрофильной подготовки у школьников формируется (что очень важно) готовность к обучению в старшей школе в условиях профилирования, и происходит знакомство с различными видами профессиональной деятельности.

     Благодаря заключенным договорным отношениям о сотрудничестве в области образования Дома детского творчества «Центральный» с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования стало возможным проведение на их учебно-материальной базе «Профессиональных проб» школьников Центрального района. Такая возможность «попробовать» себя в различной профессиональной деятельности, находясь на рабочих местах вместе с учащимися профессиональных училищ, лицеев и техникумов, повышает готовность подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Также этому способствует проводимая в нашем образовательном учреждении профориентационная работа (экскурсии, виртуальные экскурсии, беседы, демонстрация творческих проектов учащихся по профессиональной тематике). В процессе проводимой работы школьники приобщаются к миру профессиональной деятельности, знакомятся с распространенными технологическими машинами, механизмами, приборами, инструментами; осуществляют профессиональное самоопределение, выбирая направления дальнейшей специализации общего или профессионального образования.

     Основой для реализации этой подготовки в учреждении дополнительного образования является:
     – преемственность общего, дополнительного и профессионального образования;
     – целостное образовательное пространство учреждений основного и дополнительного образования, создающее возможности для гармонического развития личности ребенка с учетом его запросов, интересов, профессиональных предпочтений и потребности рынка труда;
     – взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования на равноправных и взаимозаменяющих основах.

     В процессе профильного обучения в группах старших классов нами предусмотрена система специализированной подготовки, ориентированная на индивидуализацию и социализацию учащихся с учетом потребностей рынка труда – это нашло отражение в учебных программах, большинство которых прошли экспертизу на кафедре «Искусства и технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

     Сегодня профильное обучение проходят учащиеся 10-х и 11-х классов школ №№ 4, 54, 99, «Перспектива».

     Особую роль в предпрофильной и профильной подготовке школьников играет знакомство с производством, где учащиеся приобретают опыт будущей профессиональной деятельности. Педагоги дополнительного образования организуют «профес¬сиональные пробы» на рабочих местах на базе начального профессионального образования (профессиональный лицей № 19, профессиональные училища №№ 36, 22, 30, 21), среднего профессионального образования (медицинский колледж, новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса) и предприятий города (столовая № 21, торговые объединения АЛПИ-СИТИ и BANANA MAMA, академия парикмахерского искусства «Людмила»).

     С целью расширения учебно-материальной базы для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения составлены договорные отношения со следующими образовательными учреждениями:
     – образовательными учреждениями Центрального района: школами №№ 4, 12, 29, 54, 156, «Перспектива»; гимназиями №№ 1, 13; экономическим лицеем; основной (сменной) общеобразовательной школой № 17.
     – Новосибирским техникумом легкой промышленности и сервиса;
     – Центром занятости Центрального района;
     – Профессиональными лицеями №№ 19, 41;
     – Профессиональными училищами №№ 21, 30, 32, 36.

 

     В ходе реализации предпрофильного, профильного и профессионального обучения, как показал опыт работы, стало необходимым формирование сетевых взаимодействий образовательных учреждений. В процессе формирования единого образовательного пространства двух реорганизованных образовательных учреждений разрабатывается модель сетевой организации, основанная на кооперации ДДТ «Центральный» с учреждениями среднего профессионального образования, начального профессионального образования и школами. Это дает возможность привлечь дополнительные образовательные ресурсы сетевых учреждений:
     – учебно-материальную базу;
     – кадровый ресурс;
     – учебно-методическое обеспечение.

     Для реализации предпрофильной подготовки в контексте сетевого взаимодействия педагогам дополнительного образования необходимо повышать свою профессиональную компетентность. Способствует этому посещение теоретических и научно-практических семинаров, проводимых руководителем студии-лаборатории профессионального образования Новосибирского техникума легкой промышленности и сервиса, заслуженным учителем профтехобразования Черненко Надеждой Павловной. С данной студией-лабораторией у нас заключен договор о сотрудничестве и разработан курс «Технологизация дидактического процесса и современные педагогические технологии». Для учителей технологии школ Центрального района, в контексте сетевого взаимодействия, был проведен научно-теоретический семинар по изучению немецких технологий «направленные на действия». Договорные отношения с НИПКиПРО и в частности с кафедрой «Искусства и технологии» позволили открыть спецкурс для учителей технологии «Исследовательская и проектная деятельность учащихся старшей школы» и начать осуществление повышения квалификации педагогов в форме стажировки.

     Большую помощь в организации учебной и научно-методической работы с педагогами оказывает нам О.В. Петровская, доцент кафедры «Искусства и технологии» Новосибирского института повышения квалификации.

 &nsp;   Итак, в рамках модернизации муниципальной системы образования г. Новосибирска сделаны первые шаги по созданию новой модели профильного обучения школьников, основанной на принципе сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Однако остается ряд проблем, которые не позволяют утверждать, что данная модель способна обеспечить полноценную технологическую подготовку школьников на профильном уровне. Перечислим лишь некоторые из них:
     – нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в модели сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений общего, дополнительного и профессионального образования с учетом особенностей и условий региона, требований рынка труда;
     – взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования (формы взаимодействия, направления работы, пути реализации);
     – обеспечение социальной защиты выпускников на региональном рынке труда – наличие сертификата о профессиональной подготовке, гарантирующего трудоустройство или получение последующего профессионального образования.

Использованная литература

     1. Приказ Министерства образования и науки РФ, Департамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей от 24.09.2007 № 06-1549 «О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года».
     2. Приказ Главного управления образования мэрии от 30.03.2007 № 308 «Об организационно-кадровых мероприятиях по реорганизации Дома детского творчества «Центральный».
     3. Распоряжение мэрии г. Новосибирска от 26.06.2007 № 6168-р «О реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей – Дома детского творчества «Центральный».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru