На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Школа №29 – социально значимый объект микрорайона
(представление опыта работы муниципальной экспериментальной площадки «Школа – центр физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех»)

Юлия Борисовна Яхно,
руководитель высшей квалификационной категории,
заместитель директора по научно-методической работе
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением предметов
образовательной области «Физическая культура»
Центрального района г. Новосибирска

     Школа № 29, расположенная в историческом центре Новосибирска, – одно из старейших учебных заведений города, – в ноябре 2008 года отметит восьмидесятилетний юбилей.

     Сложившиеся традиции позволяют позиционировать МОУ СОШ № 29 в открытом образовательном пространстве как школу ЗОЖ, школу полного дня, школу – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения.

     В 1996 году школе был присвоен статус школы здорового образа жизни.

     В 1998 году в ОУ создана кафедра физической культуры, которая, объединив усилия педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, социальных партнеров, родителей, стала центром семейного физкультурно-оздоровительного движения.

     В 1998 году школа приобрела статус муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура».

     В 2006 году на базе школы была открыта муниципальная экспериментальная площадка «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно – творческого движения «Спорт для всех».

     В 2006 году педагогическим коллективом была одержана победа в номинации «Школа спорта и здоровья» в рамках городского конкурса «Школа года».

     В 2007 году школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих в образовательном процессе инновационные проекты и программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с присуждением гранта в один миллион рублей.

     Очевидно, что экспериментальная площадка могла родиться как результат многоплановой деятельности всего педагогического коллектива, органов государственно-общественного соуправления, тесного взаимодействия семьи и школы.

     Ступенями, которые привели к открытию на базе школы экспериментальной площадки, стали долгосрочные и целевые программы, реализуемые ОУ в первой и второй половине дня.

     Такие программы разрабатываются и внедряются в образовательный процесс творчески работающими педагогами, объединенными в школьное научное общество учителей «Пчела». Это программы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, социальной, общекультурной и гражданско-правоведческой направленности, рассчитанные как на длительный, так и на краткосрочный периоды. Все они отличаются комплексностью, системностью, гуманистической и практической направленностью, природосообразностью, возрастной адаптированностью, реалистичностью.

     Таких программ за последние три года разработано более 30, все они имеют внешнюю экспертизу и соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам.

     Параллельно творческая группа учителей в 2005-2006 гг. работала над составлением расширенного варианта социального паспорта ОУ. Целью исследований являлось выявление специфических особенностей контингента семей обучающихся и, соответственно, определение социального заказа на образовательные услуги. В ходе аналитической деятельности группой были применены разнообразные приемы и методы исследовательской деятельности: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, блиц-опросы, посещение семей обучающихся на дому. К работе были привлечены организации гражданского общества: ТОСы, фонд поддержки и развития ОУ «Феникс», ассоциация выпускников, а также активные представители родительской общественности.

     В результате проведенного исследования было выявлено следующее. Во-первых, наряду со спадом общих показателей здоровья, обучающиеся, по мере взросления, все меньше интересуются вопросами здоровья.

     Во-вторых, у родителей обучающихся в процессе продвижения детей к выпуску из стен ОУ приоритеты сдвигаются в сторону выбора дальнейшей образовательной траектории. В прошлом для родителей старшеклассников остаются совместные походы с детьми на лыжах, походы выходного дня, в бассейн.

     В-третьих, самостоятельные занятия физкультурой и спортом для большинства обучающихся невозможны по причине высокой оплаты спортивных секций. Контингент обучающихся МОУ СОШ № 29 – это дети швей фабрики «Синар» с оплатой труда, не превышающей 4-5 тыс. рублей, жители поймы реки Каменка – островка частного сектора, дети служащих военного городка, а также небольшого микроучастка, где подавляющую часть территории занимают не жилые дома, а офисы коммерческих организаций.

     И, наконец, в ходе работы над созданием социального паспорта выявилась значительная группа детей, родители которых большую часть времени находятся на работе, а значит, дети проживают в условиях социального сиротства и нуждаются в компенсации развивающей функции семьи. Именно поэтому, в лучших традициях русских школ, МОУ СОШ № 29 работает как школа полного дня, заменяя семью для нуждающихся детей во второй половине дня, в выходные дни и в каникулярный период. Школа полного дня подразумевает пребывание ребенка в стенах ОУ с 8 часов утра до 6-7 часов вечера. Такая школа должна быть теплой, светлой, уютной, домашней. Эти условия в ОУ обеспечены полностью: в коридорах и кабинетах школы преобладают светлые тона, много живых цветов, в большинстве кабинетов сделан евроремонт, в части кабинетов – ремонт класса премиум, кабинеты обеспечены новой мебелью, в том числе мягкой. Организовано 4-х разовое горячее питание. Во второй половине дня проводятся кружки и секции, работают группы продленного дня. Психологическая помощь оказывается детям, подверженным социальным болезням XXI века – лудомании – зависимости от азартных игр, киберзависимости.

     Открытие на базе ОУ экспериментальной площадки, объединившей усилия всех заинтересованных лиц, ставило перед собой достижение следующих целей:
     – сохранение здоровья детей;
     – повышение роли семьи;
     – социальная поддержка детей;
     – преодоление синдрома дефицита внимания.

     Конкретизируя цели, авторы программы, лежащей в основе деятельности муниципальной площадки, ставят перед участниками и партнерами эксперимента следующие задачи:
     – пропаганда здорового образа жизни и активного семейного спортивного досуга;
     – совершенствование здоровьесберегающей среды для обучающихся и педагогов;
     – распространение передового педагогического опыта;
     – помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

     Направленность экспериментальной деятельности школы уникальна. Площадка с такой спецификой является единственной в масштабах города Новосибирска и НСО.

     Результатом совместных усилий всех участников по реализации целей и задач площадки должны стать: модернизация образовательного процесса на основе широкого привлечения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, интеграция образовательного пространства школы в открытое образовательное пространство города и области, поддержка социализации личности, сохранение и преумножение традиций школы в области ЗОЖ и физического воспитания, формирование инвестиционно привлекательного имиджа школы № 29.

     В качестве основных принципов функционирования площадки определены: личностно-ориентированный подход, вовлечение максимального количества участников в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение, а также системность, природосообразность, гуманизация межличностных отношений.

     В основе деятельности площадки лежит долгосрочная целевая программа, структурированная в пять блоков, состоящих, в свою очередь, из необходимого количества модулей.

     Блок «Образование», реализующийся через углубленное изучение предметов образовательной области «Физическая культура», профилизацию старшей школы по оборонно-спортивному направлению.

     Статус школы предполагает наличие в учебном плане большего по сравнению со стандартом количества часов, отведенных на изучение предметов «Физическая культура», «ОБЖ». В течение более чем 10-ти лет в учебный план школы введен 3 и 4 недельный час занятий физической культурой. В учебном плане отведено место для таких практикооориентированных предметов, как «Азбука здоровья» в начальной школе, «Спортивные игры» и «Подвижные игры» в среднем звене, «Прикладная физическая культура» в старшей школе.

     Специфическим является и учебный план профильного, оборонно-спортивного класса, рассчитанный на два года. Предметы, наполняющие учебный план в части школьного компонента, способствуют формированию жизненно необходимых умений и навыков, формированию социальных и коммуникативных компетенций, а также компетенции здоровьесбережения. Это такие предметы, как «Медицина» и «Автодело», «Школа выживания», реализующиеся учреждениями сетевой модели профильного образования.

     Администрацией ОУ к преподаванию профильных предметов привлекаются специалисты – сотрудники структурных подразделений ГО и ЧС, среди которых профессиональные спасатели – выпускники класса «Спасатель» – и волонтеры – выпускники класса оборонно-спортивного профиля. Научно-методической частью планируются и корректируются перспективные планы реализации школьного компонента за счет включения в учебный план вспомогательных оборонно-спортивных дисциплин, таких как «Логистика спасательного дела», «География катастроф», «Психология чрезвычайных ситуаций», «Туризм и выживание». Об укреплении и расширении образовательного пространства за счет возможностей сетевой модели профильного обучения свидетельствует факт вовлечения в образовательный процесс учреждений и организаций оборонно-спортивной направленности, среди которых новосибирский колледж физической культуры, региональный детско-юношеский лагерь «Сибэкстрем», ВЧ 22316, ПЧ № 1, НГАВТ.

     Профильное обучение на третьей ступени образования направлено на получение выпускниками в дальнейшем массовых профессий, предполагающих хорошую физическую подготовленность и сформированность практических навыков в области прикладных дисциплин. Выпускники нацелены на продолжение образования в колледжах и в ВУЗах, готовящих специалистов спасательного дела: на гидротехническом факультете НГАВТа по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», в Новосибирском военном институте внутренних войск, Новосибирском высшем военном командном училище, на факультете физической культуры НГПУ, а также в колледже физической культуры и спорта, базовом медицинском колледже.

     К числу массовых профессий, на которые школа № 29 ориентирует выпускников профильных классов, следует отнести профессии, востребованные сегодня и сейчас. Среди них профессии инспектора дорожного движения, участкового милиционера, учителя физической культуры, тренера, водителя автомобиля, сотрудника структурных подразделений ГО и ЧС.

     Прогнозы востребованности профессий на рынке труда города Новосибирска и НСО позволяют судить об отложенном дефиците спроса на специальности, связанные с оборонно-спортивным профилем. А значит, выпускники, окончившие профильный класс и продолжившие образование по оборонно-спортивному направлению, не попадут в «камеру хранения специалистов».

     Второй блок, функционирующий в рамках площадки – это блок «Здоровье и безопасность». В ОУ в системе осуществляется медико-социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. Врачом определяются физкультурные группы, сведения доводятся до педагогов, тренеров и классных руководителей. Медики сотрудничают с преподавателями физической культуры по вопросам медико-педагогического контроля при проведении уроков физкультуры и тренировок, профилактики и учету травматизма. В школе работает медицинский кабинет, стоматологический кабинет, галокамера. Диагностику, групповую и коррекционную работу, индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями проводят школьный психолог и социальный педагог. Медицинское и социально-психологическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в «Школу развития» в возрасте 5-6 лет и до выпуска из 11 класса, а нередко и после окончания школы – в период адаптации выпускника к условиям высшей школы.

     Гордостью педагогического коллектива является территория школы, где на 2 га земли силами учителей, обучающихся и их родителей, с привлечением средств многоканального финансирования был введен в эксплуатацию социально значимый объект озеленения города Новосибирска, отмеченный Большой Золотой медалью Сибирской Ярмарки в номинации «Ландшафтная архитектура – 2005».

     Ландшафтный дизайн пришкольного участка несет эстетическую, воспитательную нагрузку.

     В ходе совместной деятельности всех заинтересованных лиц по формированию неповторимого, индивидуального облика пришкольного участка появился на свет имиджевый слоган образовательного учреждения – «Школа наш общий дом», что подразумевает единство целей и задач всех участников образовательного процесса.

     Администрацией школы уделяется серьезное внимание формированию компетенций здоровьесбережения у обучающихся различных ступеней образования, для чего применяются новейшие педагогические технологии. Так, деятельностный подход к обучению и воспитанию позволил осуществить ряд совместных проектов в области здорового образа жизни – это и научные работы обучающихся – победителей районных, городских научно-практических конференций, и выступления на олимпиадах по физической культуре районного, городского и областного уровней, и участие в олимпиадах школьников по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности «Неболит», и движении КВН.

     Блок «Педагогическая мастерская» предполагает интеграцию школьной научно-методической службы в открытое образовательное пространство посредством тиражирования передового педагогического опыта, накопленного школой в области организации физкультурно-оздоровительного движения.

     «Педагогическая мастерская» базируется на современном подходе к использованию школьного банка педагогических идей. Научно-методическая служба издает на базе НИПКиПРО методические программы и материалы, являющиеся практикоориентированными пособиями для учителей физкультуры, организаторов внеклассной работы, заместителей директоров по УВР, тренеров, педагогов дополнительного образования. Такие пособия научно-методическая служба выпускает один раз в два года под патронажем и при методической поддержке научных руководителей, специалистов. О педагогической значимости документов свидетельствует тот факт, что методические пособия становятся призерами и победителями образовательных выставок УЧСИБ в рамках Сибирской ярмарки.

     В течение более чем 20-ти лет на базе школы проходят педагогическую практику студенты колледжа физической культуры и факультета физической культуры НГПУ. Студенты привлекаются к физкультурно-оздоровительной работе в качестве тренеров, педагогов дополнительного образования.

     Целью организаторов эксперимента являются не спортивные достижения и личные рекорды, а максимально возможный охват обучающихся и их родителей физкультурно-оздоровительной деятельностью в самых разнообразных формах – от семейного воскресного выхода на школьную лыжню, до коллективного, общешкольного выезда за город в день здоровья.

     Физкультурники ОУ принимают участие в спортивной жизни района и города. В соответствии с циклограммой коллективных творческих дел школой организуются и проводятся в среднем два мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности в месяц. Особо в этом ряду следует отметить день здоровья, который предполагает обязательное участие родителей и проводится традиционно, в масштабах школы не реже одного раза в четверть – это «День туриста», «День лыжника», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День семьи».

     На базе школьного методического кабинета физической культуры, музея спортивной славы школы, открытых более 30-ти лет назад, проходят открытые мероприятия районного, городского и областного уровней: семинары-практикумы, научно-практические конференции, презентации, целью которых является распространение передового педагогического опыта в области преподавания предметов образовательной области «Физическая культура» и организации детского семейного досуга в условиях статусной и профильной школы. В ОУ созданы условия для прохождения практического этапа обучения учителей физической культуры города и области – слушателей курсов повышения квалификации при кафедре физической культуры НИПКиПРО.

     В рамках курсовой переподготовки слушателям предлагаются открытые уроки, мастер-классы с применением новейших педагогических технологий в области физкультуры и спорта, раскрывающие специфические особенности преподавания предметов образовательной области «Физическая культура» на углубленном и профильном уровне.

     Хотелось бы особо отметить, что все уроки физической культуры и оздоровительные занятия второй половины дня открыты для родителей и педагогической общественности. Традиционными мероприятиями открытого характера являются презентации спортивно-творческих дел, таких как Большой спортивный праздник, Школьная спартакиада, День гражданской обороны, которые проводятся с участием специалистов ГО и ЧС. Регулярно открывает двери своих заседаний школьная кафедра физической культуры.

     Задачей блока «Спорт для всех» является вовлечение в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение представителей различных социальных групп.

     Поставленная задача успешно реализуется через многообразные формы активного досуга: это подвижные игры в условиях ГПД, динамические паузы, дни здоровья, школьные спартакиады, туристические походы. Усилиями педагогического коллектива в традиционных школьных спортивных мероприятиях задействовано до 85% школьников, до 20% семей, 100% педагогов.

     Серьезную финансовую поддержку развитию движения оказывают спонсоры из числа родителей и выпускников, фонд поддержки и развития образовательного учреждения «Феникс», представители депутатского корпуса.

     Показатели участия школьников в движении достаточно высоки: 98% от контингента обучающихся первой ступени образования, 88% – второй ступени, 63% – третьей ступени.

     Анкетирование обучающихся и их родителей позволяет сделать вывод о высокой степени удовлетворенности участников образовательного процесса ходом эксперимента.

     Наконец, последний блок «Управление» нацелен на координацию деятельности субъектов и объектов эксперимента в части ресурсного обеспечения функционирования площадки. Менеджерский подход к управленческой деятельности позволяет укрепить материально-техническую базу площадки, обеспечить своевременную нормативно-правовую поддержку, сформировать действенную систему договорных отношений, решить кадровые вопросы.

     Блок «Управление» призван обеспечить также мониторинг хода эксперимента и управление качеством работы муниципальной площадки, для чего сформирован банк контролирующих материалов – это диаграммы, шкалы, опросные листы.

     Сегодня МОУ СОШ № 29, работая в режиме развития, обеспечивает оптимальные условия для функционирования муниципальной экспериментальной площадки.

     Внутреннее пространство школы оформлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: использованы безопасные материалы, окна затенены жалюзи, мебель подобрана с учетом возрастных групп. В школьных коридорах и кабинетах оборудованы зоны отдыха для обучающихся и педагогов.

     Гордостью педагогического коллектива, родителей и учеников является школьная территория, превращенная совместными усилиями в «райский уголок». На двух гектарах земли расположились пруд с романтическим мостиком, рокарий и французский огород, аллея памяти выпускников и цветники, спортивные сооружения и детский городок.

     В ОУ имеется большой спортивный зал, соответствующий современным требованиям. В спортивном зале оборудованы баскетбольная площадка с дополнительными баскетбольными кольцами, волейбольная площадка, площадка для большого тенниса, 6 пролетов гимнастической стенки, электронное табло для волейбола и баскетбола.

     Имеется тренажерный зал, оснащенный специальными тренажерами для укрепления всех групп мышц, а также малый спортивный зал для занятий младших школьников. Большой и малый спортивные залы оснащены необходимым оборудованием и используются для проведения общешкольных мероприятий и спортивных праздников. Спортивные залы эксплуатируются в первой и второй половине дня, в выходные и праздничные дни, в вечернее время.

     Функционирует школьный стадион, на котором оборудованы беговая дорожка, сектор для метания гранаты (мяча), легкоатлетическая дорожка, гимнастический городок, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, площадка для бадминтона. Имеется хоккейная коробка, полоса препятствий. В зимнее время на стадионе прокладывается лыжня длиной 400 м и тренажерная площадка для отработки лыжных ходов.

     На пришкольном участке сооружен корт для занятий большим теннисом, соответствующий современным требованиям.

     Школьный стадион является социально-значимым объектом микрорайона, в вечернее время спортивная площадка эксплуатируется жителями близлежащих домов, большая часть которых – обучающиеся и их родители, а также выпускники школы. Спортивные секции и оздоровительные занятия на базе спортивных сооружений ОУ проводятся на бесплатной основе, в том числе с привлечением общественных тренеров из числа родителей обучающихся и выпускников школы прошлых лет.

     В школе имеется актовый зал, уровень которого соответствует требованиям уровня класса премиум: в зале оформлена зеркальная стена, предусмотрены три режима освещения сцены. Установлено оборудование для проведения значимых общешкольных мероприятий: радиомикрофоны, мультимедийный проектор, ноутбук, стационарный экран, музыкальный центр, кафедра.

     Открыт для свободного доступа школьный информационный центр, где имеется десять компьютерных мест, обеспечен бесплатный выход в Интернет, имеется интерактивная доска.

     Эффективность реализации программы экспериментальной площадки «Спорт для всех» обеспечивает стабильное укрепление материально технической и учебно-методической базы образовательного учреждения. За счет средств городского бюджета и программы исполнения наказов депутата городского Совета Бондаренко С.В. летом 2007 года осуществлена реконструкция и установлено освещение школьной хоккейной коробки на сумму 310 тысяч рублей.

     При содействии фонда поддержки и развития образовательного учреждения «Феникс» произведен ремонт большого и малого спортивных залов, теннисного корта на общую сумму 50 тысяч рублей.

     Дополнительным ресурсом для стимулирования инновационного режима функционирования экспериментальной площадки явилась победа МОУ СОШ № 29 в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Часть средств президентского гранта была использована на оборудование зала для занятий хореографией; на приобретение спортивного инвентаря для занятий в баскетбольной, волейбольной, фитнес-секциях; переоснащение школьной лыжной базы; оснащение компьютерной техникой методического кабинета кафедры физической культуры – всего на сумму 205,3 тысяч рублей.

     Образовательный процесс в рамках деятельности площадки осуществляет профессиональный коллектив, состоящий из 43 педагогов, среди которых 39 учителей-предметников, 20 классных руководителей, 8 воспитателей ГПД, 4 педагога дополнительного образования.

     Все члены педагогического коллектива в установленные сроки проходят курсовую переподготовку, повышают квалификационную категорию. Среди них: 69% учителей высшей и первой квалификационной категории, 24 % – второй квалификационной категории. Не имеют квалификационной категории молодые учителя, составляющие 7 % педагогического коллектива.

     В числе педагогов школы Заслуженные учителя школ РСФСР, Отличники народного просвещения, Отличники физической культуры и спорта.

     Достижение прогнозируемых результатов эксперимента во многом зависит от компетентности и профессионального мастерства специалистов, участвующих в реализации основных направлений экспериментальной площадки. Хотя участие в другом эксперименте – переходе на новую систему оплаты труда и нормативное финансирование с 1 сентября 2007 года – не позволило увеличить количество ставок тренеров, педагогов дополнительного образования, администрация ОУ использовала новые формы привлечения необходимых кадров. При поддержке благотворительного фонда образовательного учреждения «Феникс» на контрактной системе в школе работают такие мастера, как Ячменев Л.А., заслуженный тренер Советского Союза и России; Федотов В.А., председатель региональной общественной организации «Кёкусинкай карате» Новосибирской области, тренер высшей квалификационной категории, черный пояс, 1 дан; Кривдина С.А., мастер спорта России по лыжным гонкам, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории.

     В рамках социального партнерства руководителями студий и секций спортивно-творческого направления являются общественные тренеры из числа родителей обучающихся и выпускников МОУ СОШ № 29. Возглавляет физкультурно-оздоровительное движение Романов Б.В., Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

     Администрация школы и сегодня развивает и преумножает накопленный потенциал, включаясь в инновационную деятельность на уровне Центрального района, города Новосибирска, НСО.

     Ресурсный подход к организации эксперимента предполагает формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность, для чего разработан пакет документов, включающий в себя следующие локальные акты и положения: о школе здорового образа жизни, об организации спортивного досуга обучающихся, о дне здоровья и спортивном празднике, о кафедре физической культуры, о профильных классах оборонно-спортивной направленности и др.

     Педагогический коллектив и администрация ОУ приглашает к сотрудничеству в работе муниципальной экспериментальной площадки «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех» всех заинтересованных лиц в качестве экспертов, партнеров и специалистов.

     Двери школы всегда открыты для гостей!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru