На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Программа школы классных руководителей «Самый классный классный»

Наталья Валерьевна Шевелёва,
руководитель МО классных руководителей
МОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

     В условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и модернизации российского образования в современных общеобразовательных учреждениях резко возрастает роль классного руководителя. От личности учителя, овладения им высокого уровня профессиональной и общекультурной компетенций зависит успех совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе, школе.

     Главное предназначение предлагаемой Вашему вниманию программы – помочь классным руководителям найти ответы на каждодневные проблемы воспитательной работы с классным коллективом.

Пояснительная записка

Будь асом
в работе с классом!

     В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.

     Как 6ы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

     Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

     Так кто же такой – классный руководитель?

     Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

     Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).

     Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

     Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

     Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

     Он с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.

     Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

     Недаром Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует целенаправленный процесс образования как единство двух процессов: воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. А в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» школе предъявляются новые социальные требования, которые предполагают, что «школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость.

     «Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года» предусматривает рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала жителей города, обеспечение молодым и будущим поколениям новосибирцев условий для плодотворной и творчески активной жизни в Новосибирске, что определяет стратегию развития системы образования нашего города.

     Все эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего, в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами.

     Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство. Проводником этих идей становится классный руководитель. И как никогда, он должен быть профессионалом своего дела.

     Таким образом, исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной активности граждан, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического и культурологического порядка, возникла идея создания данной программы, как способа и/или формы обучения педагогов премудростям классного руководства.

     Что нужно знать классному руководителю о возрасте учащихся, планируя воспитательную работу в классе?

Развитие детей младшего возраста (6-8 лет)

     Физический рост и развитие
     Руки и ноги растут быстрее тела.
     Общее управление телом хорошее.
     Координация глаз и рук улучшается к 7 годам.
     Сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений.
     Невелик запас прочности опорного аппарата.
     Слабая мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки.

     Характерные особенности
     Высокий уровень активности.
     Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо.
     Лучшая награда – похвала.
     Стремление получить время на самостоятельные занятия.
     Формирование целеустремленности, самоуверенности или агрессии.
     Кризис 7 лет – «кризис непосредственности».
     Считают друзьями тех, кого видят чаще других.
     Любознательны.
     Отличаются конкретностью мышления.
     Подвижны.
     Не умеют долго концентрировать своё внимание на чём-либо одном.
     Высокий авторитет старшего товарища.

Развитие детей среднего возраста (9-11 лет)

     Физический рост и развитие
     Рост девочек опережает рост мальчиков.
     Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков).
     Учащается сердцебиение.
     Чаще появляется головная боль.
     Ускоряется развитие скелета, рук, ног.
     Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

     Характерные особенности
     Стремление повелевать у мальчиков, подчинённость у девочек.
     Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны.
     Часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности.
     Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры.
     Шумны, спорят, влюбчивы.
     Боятся поражения, чувствительны к критике.
     Интересы постоянно меняются.
     Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых.
     Укрепляется волевая сфера.
     Бурно проявляют эмоции.
     Повышенное стремление к спорам, неуступчивость.
     В контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями.
     Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности.
     Увлекаются коллективной деятельностью.
     Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны и той роли, которая им выпадает.
     Не увлекают далекие цели и перспективы.

Развитие детей 12-14 лет

     Физический рост и развитие
     Девочки обычно выше мальчиков.
     Половое созревание.
     Быстрый рост мускулатуры.
     Завершение роста скелета.
     Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года.
     Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

     Характерные особенности
     Дети испытывают внутреннее беспокойство.
     Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга.
     Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых.
     Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета.
     Стремятся к соревновательности.
     Подчиняют свои интересы мнению команды.
     Сопротивляются критике.
     Появляется интерес к заработку.
     Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности.
     Отчуждение от взрослых.
     Стремление утвердить свою самостоятельность.
     Остро ощущаемая потребность в активности.
     Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
     Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки.
     Развивается самооценка, самосознание, стремление определить своё место среди сверстников и взрослых.
     Не принимают на веру всё, что слышат о взрослых.
     Способны противостоять влиянию окружающих.
     Могут воздействовать на сверстников.

Развитие старших подростков (14-16 лет)

     Физический рост и развитие
     Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам).
     Завершается рост скелета.
     Развивается мужское и женское поведение.
     Завершается формирование социальных установок.

     Характерные особенности
     Ориентация на мир взрослых.
     Достижение личностного самоопределения.
     Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально.
     Желание поставить себя в позицию взрослого.
     Мужество, одежда, смелость – важные связи с социальной позицией.
     Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками.
     Наблюдается беспокойство о своей внешности.
     Рождается первая любовь.
     Растёт социальная активность.
     Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи.
     Происходит выбор будущей профессии.
     Появляются крайности в поведении, например, «я знаю всё!»
     Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками.
     «Пренебрежение» к советам старших.
     Кризис независимости.
     Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело.
     Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

     Программа школы классного руководителя предназначена для работы с педагогами, имеющими классное руководство, повышения их профессиональной компетенции и педагогического мастерства.

     Школа классного руководителя ставит своей целью в первую очередь развивать у педагогов чувство самопринятия, позитивную самооценку, веру в собственные возможности, а также создавать условия для приобретения опыта и профессиональных компетенций в своей деятельности, деятельности на благо вверенных им детей.

Основные принципы деятельности

     1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности – предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение педагога.
     2. Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает приоритетное внимание на развитие профессиональных качеств личности педагога.
     3. Принцип вариативности – предполагает гибкое следование программе школы классного руководителя и корректировки содержания работы с педагогами в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий и дел, акций и начинаний.
     4. Принцип модульного построения – предполагает постепенное включение педагогов в программу, работу по блокам-модулям.
     5. Принцип продуктивности. Получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность и для его личности, и для общества; индивидуальный профессиональный рост.

Предполагаемый результат

     1. Организация, систематизация и оптимизация воспитательно-образовательного процесса.
     2. Развитие компетенций классных руководителей по созданию сценариев различных праздников и их проведению.
     3. Обеспечение активного участия классных руководителей школы в жизни района, города, области.
     4. Использование интеллектуальных ресурсов других образовательных учреждений (НИПКиПРО, ДТД УМ «Юниор», ИМПиСР – посещение курсов) для развития профессиональных компетентностей педагогов – классных руководителей.
     5. Создание методического кабинета, формирование банка данных педагогических разработок классных руководителей.

     Контроль за предполагаемыми результатами:
     – анкетирование;
     – наблюдение;
     – ранжирование;
     – недописанный тезис;
     – тестирование;
     – анализ результатов деятельности;
     – методика «Почтовый ящик»;
     – уточняющее собеседование.

     Механизм реализации программы предусматривает:
     – организацию деятельности по подготовке классных руководителей;
     – разработку и сбор методических материалов, рекомендаций для организации жизнедеятельности классного и школьного коллектива;
     – систему диагностики, с помощью которой отслеживается эффективность программы;
     – разработку и составление воспитательных программ педагогов;
     – активное сотрудничество и сотворчество детей и взрослых (работа органов школьного со-управления, советов дела и т.д.)

     Условия реализации программы:
     – наличие отдельного оборудованного помещения для сбора и хранения методических материалов;
     – участие в работе курсов повышения квалификации классных руководителей;
     – наличие программ и планов воспитательной работы у классных руководителей;
     – материально-техническая база и оснащение (КИТ, оборудование и т.п.);
     – регулярное посещение занятий школы педагогами;
     – система диагностики и отслеживания результативности и эффективности программы.

Кадровое обеспечение программы

     1. Администрация школы.
     2. Попечительский совет.
     3. Заместитель директора по информатизации.
     4. Заместитель директора по воспитательной работе.
     5. Руководитель методического объединения классных руководителей.
     7. Классные руководители 1-11 классов.
     8. Администрация детского дома № 7.
     9. Педагоги дополнительного образования.

     Таким образом, цельданной программы: создание условий для творческого роста, позитивного профессионального становления, самореализации личности классных руководителей в условиях воспитательно-образовательного пространства школы.

     Задачи:
     1. Создание в среде классных руководителей условий для организации активного творческого процесса.
     2. Формирование творческих навыков и умений в организации и проведении различных творческих дел, конкурсных и шоу-программ.
     3. Развитие компетенций делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать.
     4. Организация межличностного общения классных руководителей, школьников и их родителей (законных представителей) при помощи творческого процесса.
     5. Выработка активной общественной позиции классных руководителей через творческую деятельность совместно с детьми, родителями и другими педагогами на благо школы, на благо общества.

Название тем Всего Теория Практика
Блок – модуль № 1 «Слагаемые мастерства классного руководителя»
1 Круглый стол «Школа глазами детей и взрослых» 2 2 -
2 Положение о классном руководителе ОУ, его функциональные обязанности.
Циклограмма и заповеди классного руководителя
2 2 -
3 Проектирование и организация воспитательного процесса в классе 2 1 1
Блок – модуль № 2 «Классный руководитель – это тот, кто помогает стать самим собой»
1 Возрастные особенности детей и их учёт в работе педагога 2 2 -
2 «Трудно первые сто лет, а потом легко»: адаптация детей к школе.
ЕПТ (единые педагогические требования)
1 1 -
3 «Неудобные дети»: особенности работы с ними 2 1 1
Блок – модуль № 3 «Игра. Творчество. Досуг»
1 Педагогика досуга 2 1 1
2 Коллективная творческая деятельность. Виды КТД 2 1 1
3 Проектирование КИП 2 1 1
4 Слагаемые успешного праздника 1 1 -
5 Анализ воспитательного мероприятия 2 1 1
Блок – модуль № 4 «Практикум Самоделкина»
1 Оформление классного уголка; кабинета к праздникам 2 1 1
2 Оформление методических материалов, сценариев, разработок 2 2 -
3 Оформление программно-методических материалов и папки классного руководителя 2 2 -
Всего: 26

Содержание программы

     Программа школы классного руководителя реализуется через деятельность в различных формах.

     Деловые игры:
     – Лидер;
     – Проектируем творческое дело;
     – Выбор;
     – Предлагаю – выбираю;
     – Правила организатора;
     – Имею право;
     – Моя позиция и другие.

     Тренинги по развитию лидерских качеств:
     – Игры на взаимодействие;
     – Верёвочный курс;
     – Актёрское мастерство лидера;
     – Психологический портрет лидера и т.д.

     Практикумы:
     – Оформительский;
     – Игровой;
     – Коммуникативный;
     – По созданию и защите творческих проектов;
     – По созданию конкурсно-игровых программ;
     – По созданию интеллектуальных игр и т.п.

     «Огоньки»:
     – Легенды Орлятского круга;
     – Будем с песнею дружить!
     – Проблемные;
     – Тематические и т.д.

     Самоуправление:
     – Разработка сценариев праздников;
     – Оформление сцены для праздников и т.п.

     Праздники школы:
     – различной тематики.

Методическое обеспечение

     Методическое объединение классных руководителей обладает опытом организации и проведения различных форм деятельности. В нашей практике среди форм организации деятельности методического объединения можно выделить традиционные и инновационные, представленные в таблице.

Формы деятельности учителей МО классных руководителей

ТРАДИЦИОННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ
Работа над единой методической темой Школа передового опыта
Психолого-педагогические проблемные семинары Неформальные объединения педагогов, клубы
Педагогические чтения Деловые игры
Творческие микрогруппы педагогов Ролевые игры
Методические выставки, газеты Опытно-экспериментальная работа
Наставничество Решение ситуативных задач
Открытые мероприятия Конкурсы классных руководителей
Повышение квалификации Публикация пособий, программ
Создание банка методических материалов

     Формы деятельности МО подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные. Они должны разумно сочетаться в практике.

     К индивидуальным формам деятельности МО относятся:
     – консультации;
     – консультирование;
     – самообразование;
     – посещение мероприятий опытных классных руководителей;
     – наставничество;
     – творческие мастерские;
     – работа над личной методической темой и т.п.

     К групповым формам относятся:
     – заседания МО;
     – заседания творческих групп;
     – школа молодого специалиста;
     – теоретические семинары (доклады, сообщения);
     – семинары-практикумы (сообщения с практическим показом);
     – диспуты, дискуссии (круглый стол; диалог-спор; дебаты и т.п.).

     Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы деятельности МО, среди которых наиболее эффективными являются следующие:
     – научно-практические педагогические конференции;
     – педагогические чтения;
     – конкурсы педагогического мастерства;
     – деловые и ролевые игры;
     – лекции учёных, психологов, логопедов и врачей по психолого-педагогическим проблемам;
     – разнообразные выставки, отчёты по самообразованию в виде докладов, рефератов, разработок мероприятий и занятий;
     – обсуждение новейших педагогических методик, технологий, достижений или их циклов, авторских программ и т.п.;
     – работа коллектива МО над единой методической темой.

     Дидактические методы, используемые в работе, подразделяются на:
     – теоретические (беседы; лекции; семинары, конференции);
     – практические (тренинги; игры; практикумы, мастер-классы, круглые столы по обмену опытом и т.п.).

     Как известно, каждый из этих методов, помимо прочего, может отражать степень участия классного руководителя в общем познавательном процессе, распределение ответственности между классными руководителями и быть по существу репродуктивным, либо активно-творческим. В процессе работы с педагогами изменяется не только их позиция, но и соотношение репродуктивных и активно-творческих подходов и методов обучения.

     Проведение итогового занятия в форме творческих отчётов микрогрупп классных руководителей о работе школы (МО) ведёт к наибольшему раскрытию творческого потенциала педагогов, их самовыражению, что особенно необходимо, а также позволяет заместителю директора по воспитательной работе и руководителю МО проанализировать выполнение программы.

     Кроме того, используются разнообразные формы организации обучения классных руководителей, а именно:
     – занятия;
     – деятельность творческих групп.

     Включение педагогов во все эти формы обеспечивает последовательное превращение полученных представлений и теоретических знаний в компонент личностной позиции классного руководителя.

     Важным методическим компонентом работы является педагогический мониторинг, т.е. фиксация результатов педагогической деятельности.

     Мониторинг осуществляется либо самим руководителем МО, либо с помощью заместителя директора по ВР.

В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Функциональные обязанности классного руководителя

     1. Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Несение персональной ответственности за жизнь и здоровье учащихся класса.
     Обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса.
     Проведение необходимого инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности.
     Организация работы с классом по соблюдению санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом.
     Соблюдение мер безопасности по сохранению здоровья учащихся.
     Изучение медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса в классе.
     Организация и контроль питания учащихся.
     Организация просветительской деятельности среди учащихся с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома.
     Деятельность классного руководителя по предупреждению учебной перегрузки учащихся.
     Посещение болеющих учащихся на дому и в лечебных учреждениях, организация учебной помощи часто болеющим детям.

     2. Организация учебной деятельности учащихся
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.
     Контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков.
     Проверка и контроль дневников учащихся.
     Сотрудничество с учителями-предметниками, изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету.
     Подготовка и участие в проведении психолого-педагогических консилиумов.
     Индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся.
     Индивидуальная работа с учащимися в рамках программы «Одаренные дети».
     Защита учебных интересов учащихся.

     3. Организация внеучебной деятельности учащихся
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития.
     Планирование и организация интересной внеклассной работы в коллективе учащихся с учетом способностей и умений учащихся.
     Индивидуальная работа с проблемными учащимися, сотрудничество с социально-психологической службой школы для организации целенаправленной и системной работы с проблемными учащимися.
     Работа с активом класса.
     Посещение театров, музеев, выставок.
     Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.
     Проведение профилактической работы среди учащихся по предупреждению аморальных и антиобщественных поступков.
     Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.
     Организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях, а также мероприятиях общегосударственного значения.

     4. Сотрудничество с семьей учащихся
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Изучение личных дел учащихся, состояния здоровья учащихся класса.
     Выборы родительского комитета и организация сотрудничества с ним.
     Регулярное проведение родительских собраний.
     Изучение быта ребенка, домашних условий для учебы и развития ученика.
     Выявление малообеспеченных семей.
     Выявление проблемных семей, привлечение общественных организаций, органов правопорядка к решению проблем в таких семьях.
     Моральное поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребенка.
     Привлечение родителей к участию в делах класса, организация совместных мероприятий, родительских уроков в классе.
     Проведение совместных мероприятий в системе «учитель – ученик – родитель».

     5. Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя. Сотрудничество со школьной психологической службой.
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Изучение индивидуальных особенностей учащихся, ведение дневника наблюдений за изменениями в личностном развитии учащихся.
     С помощью психологической службы школы изучение следующих аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся (на основе разрешения родителей), творческих способностей, общеучебных умений и навыков.
     Изучение уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся.
     Изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных отношений учащихся.
     Изучение лидерских качеств учащихся.
     Изучение социума ребенка, его ближайшего окружения, социального интеллекта.
     Создание социального паспорта класса.
     Сбор информации для написания характеристики класса.
     Определение форм и методов работы с классным коллективом на основе характеристики класса.
     Организация консультаций психолога для родителей и учащихся.
     Участие психолога в родительских собраниях.
     Организация и проведение уроков психолога в классе (по запросам классного руководителя).

     6. Сотрудничество с социальным педагогом
     В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
     Совместное посещение проблемных семей дому.
     Подготовка необходимых материалов для защиты прав ребенка.
     Привлечение социального педагога к проведению внеклассных мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, вредных привычек учащихся.

Основные направления воспитательной работы

     Направление «Здоровье»
     Направление «Здоровье» предусматривает:
     Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
     Создание условий для безопасных занятий физкультурой и спортом.
     Знакомство с историей развития олимпийского движения, демонстрация достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы.
     Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта.
     Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
     Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
     Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.
     Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
     Создание условий для формирования мотивации учения.
     Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.
     Воспитание уважительного отношения к людям, являющимися интеллектуальной гордостью нации.
     Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
     Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
     Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
     Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.

     Направление «Гражданин и патриот»
     Направление «Гражданин и патриот» предусматривает:
     Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.
     Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи и рода.
     Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.
     Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.
     Привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению.
     Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, города, поселка, деревни.
     Оказание посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках и музеях, помощь в поиске забытых имен в архивах.
     Подготовка внеклассных мероприятий и выступления в военных госпиталях для ветеранов, домах престарелых, клубах ветеранов войны и труда.
     Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины.
     Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей, заслуживших уважение и память России.
     Встречи с воинами-интернационалистами, защищающими интересы своей страны и других стран.
     Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям, встречи в воинских частях, шефские концерты.
     Праздники военных династий, встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества.
     Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты.
     Развитие навыков самоуправления.
     Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий.
     Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства.
     Приобщение к жизни в рыночных условиях.
     Изучение истории и культуры народов мира.
     Воспитание умения представлять свою страну в детских проектах и программах.
     Воспитание чувства собственного достоинства и моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях.
     Формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии, терпимости по отношению к другим людям) и опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
     Организация и проведение внеклассных мероприятий, демонстрирующих положительную роль представителей России в жизни других народов.
     Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям других народов.
     Развитие умения мыслить и поступать не только исходя из личных интересов, интересов своего народа, но и интересов человечества.
     Формирование стремления к миру и добрососедским отношениям.

     Направление «Семья»
     Направление «Семья» предусматривает:
     Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого членов своей семьи.
     Организация взаимного творчества детей и родителей.
     Воспитание уважительного отношения к старшим членам семьи.
     Регулярное проведение родительских собраний.
     Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условия их жизни.
     Проведение родительского всеобуча.
     Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и школы.

     Направление «Досуг»
     Направление «Досуг» предусматривает:
     Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.
     Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам.
     Воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению.
     Демонстрация средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов и творческих способностей.
     Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
     Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.
     Посещение театров, музеев, выставок, участие в культурных проектах.
     Способность к художественно-творческому самовыражению.
     Предоставление учащимся возможности самостоятельного планирования жизни в классе вне урочной деятельности и отвечать за его выполнение.
     Предоставление необходимой информации родителям о деятельности внешкольных и школьных учреждений дополнительного образования; демонстрация родителям достижений детей.

Формы организации внеклассной работы с учащимися

     Школьные линейки
     Школьные линейки могут быть организационными, тематическими, торжественными.
     Организационные линейки должны быть использованы для того, чтобы объявить учащимся об итогах или начале каких-либо мероприятий в классе или учебной параллели.
     Тематические линейки могут быть использованы для того, чтобы дать старт какому-либо празднику, например, Дню Победы. Тематические линейки могут быть использованы для того, чтобы подвести итоги работы учащихся и т.д.
     Торжественные линейки посвящаются торжественным событиям в жизни страны, школы, в жизни ученика. Например, линейка может быть посвящена чествованию ученика – победителя олимпиады, конкурса, конференции.
     Линейки могут проводиться как в начальной школе, так и в подростковой среде. К примеру, традиционными стали линейки первоклассников, линейки, посвященные окончанию учебного года для выпускников.
     Линейку можно провести и в классе. Она может быть посвящена окончанию учебного года. На линейку могут быть приглашены родители, бабушки и дедушки. На линейке можно вручать грамоты учащимся и родителям.

     Информационный час
     Информационный час – форма просвещения учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой и информационной культуры учащихся.
     Информационные часы могут быть обзорными и тематическими. Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, собственной социальной значимости.
     Обзорный информационный час – это краткий обзор политических, культурных, спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационного часа можно использовать различные источники, среди которых могут быть:
     – газеты и журналы, пользующие хорошей славой как информационные источники;
     – словари и справочники различной направленности;
     – записи радиопередач и радиоинтервью по интересующим темам;
     – записи телепередач;
     – сеть Интернет.
     В подготовке информационных часов может участвовать школьный библиотекарь, который может сделать на информационном часе обзор книжных новинок или средств массовой информации, предложить учащимся словари и специальную литературу по предмету.
     Тематические информационные часы используются для обсуждения глобальных тем в жизни страны и мира. Тематический информационный час должен учитывать актуальность и важность обсуждаемой проблемы, способствовать глубокому осмыслению учащимися обсуждаемых вопросов.
     К тематическому информационному часу уместно подготовить вопросы для обсуждения, литературу, статистические исследования и наглядные пособия, видеосюжеты, опросы и исследования. Для участия в тематическом информационном часе могут быть приглашены эксперты по обсуждаемой проблеме.
     Темы проведения информационного тематического часа могут быть самыми разнообразными, например:
     У нас в гостях молодежная пресса.
     Если бы я был редактором газеты...
     Беседы за круглым столом.
     Политические проблемы современности.
     Вопрос-ответ: Нужна ли альтернативная служба в армии?
     Люди и судьбы.
     Как это было. По следам одного события.
     По странам и континентам.
     События, которые изменяют мир.

     Классный час
     Классный час, час общения – это возможность обсуждения проблем класса с классным руководителем. Классный час может быть организационным и тематическим.
     Организационный классный час посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства по школе и классу, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины и т.д.
     Тематический классный час определяется теми задачами, которые ставит классный руководитель для организации воспитательного процесса в коллективе, запросами и интересами самих учащихся.
     Тематические классные часы могут быть различной формы, но они должны быть диалогом классного руководителя и учащихся. Тематические классные часы могут проводиться не только в классной комнате, но и в музее, картинной галерее, у костра, даже дома у ребят. Это зависит, в первую очередь, от темы классного часа. Тематические классные часы могут быть посвящены выдающемуся событию или человеку, нравственной проблеме, историческому факту. Классный час может иметь форму дискуссии, это зависит от обсуждаемой темы.

     Клубы по интересам
     Клубы по интересам – это объединения постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности.
     Клубы могут иметь различную направленность. Это могут быть спортивные клубы, литературные, музыкальные, клубы любителей песни, театральные клубы. Интересно может построить свою работу клуб интернациональной дружбы, интеллектуальный клуб. В клубной организации есть своя структура – руководитель клуба, совет клуба, члены клуба. Как правило, клуб имеет свой девиз, свой устав, регламентирующий права и обязанности членов клуба, свою песню и ритуалы. Клубная деятельность в большей степени привлекает подростков. Она дает возможность находиться среди единомышленников и друзей.

     Праздники
     Праздники – это массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или общеклассного характера.
     Праздник может быть традиционным, а также может быть посвящен какой-то дате, которая еще не приобрела традиционного характера. Торжественный праздник требует очень серьезной подготовки. Для подготовки праздника разрабатывается сценарий, в подготовке которого могут участвовать дети и родители. Торжественный праздник включает в себя:
     – торжественную часть (поздравление, приветствие, вручение чего-то, например, аттестатов);
     – концерт, спектакль, игру, сценки, аттракционы. В финале праздника может быть праздничное чаепитие.

     Экскурсии
     Экскурсии – это совместное посещение памятных исторических мест, достопримечательностей.
     Экскурсии могут носить учебный и культурно-просветительский характер. К экскурсии учащихся необходимо серьезно готовить. Для этого необходимо предварительно познакомиться с интересными материалами, касающимися будущей экскурсии, подготовить вопросы или другие виды возможных заданий, необходимых для проведения экскурсии.
     Перед экскурсией необходим инструктаж учащихся по ТБ.

     Игры
     Игры интеллектуального и развлекательного характера – викторины, КВН, конкурсы, брейн-ринги, соревнования, состязания между учащимися по заранее согласованным и определенным правилам.
     Клуб весёлых и находчивых
     Клуб веселых и находчивых – это игра-соревнование двух или нескольких команд от 5 до 10 человек.
     Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники – болельщики.
     Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3-5 человек). Организатором воспитательной работы или учителем заранее объявляется тематика КВН. Тематику КВНов могут определять и сами учащиеся.
     Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание.
     Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Жюри знакомится с критериями оценки каждого конкурса и получает оценочные листы.
     КВН начинается с приветствия команд. Далее проходит разминка, после которой следуют конкурсы: конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание, конкурс художников и прочие.
     Для болельщиков организуются специальные конкурсы, тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам.
     Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными, например, предметные: литературный, математический, экологический конкурсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.
     Викторины
     Викторина – это познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства.
     Например: «Знай и люби свой край», «Историческая и краеведческая мозаика», «Сказки зарубежных писателей» и т.д.
     Викторины имеют большое значение для расширения кругозора учащихся. При подборе вопросов необходимо учитывать возрастные особенности и подготовленность детей.
     Подвижные игры
     Подвижные игры – это соревнования в ловкости и мастерстве их участников.
     Подвижные игры могут иметь следующую тематику: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Место проведения таких игр – спортивный зал или спортивная площадка. Участники соревнуются в ловкости, скорости, приемах владения спортивными предметами.
     Составляется сценарий игры-соревнования, определяется состав жюри, создаются команды-участницы.
     Команды готовят приветствие, выбирают себе название и придумывают эмблему. Руководит командой капитан. Конкурсы могут быть объявлены участникам заранее или непосредственно в момент игры.
     Особое место в 5-6 классах имеют динамичные игры на переменах, между уроками – подвижные перемены. Цель этих игр – организовать отдых детей на переменах, снять умственное напряжение, увеличить двигательную активность ребенка в период школьных занятий.

Список используемой литературы

     1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001.
     2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2007.
     3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Дереклеева Н.И. Дневник классного руководителя: 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
     4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.
     5. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: 5 за знания, 2006.
     6. Рожков М.И. Классному руководителю. – М.: ВЛАДОС, 1999.
     7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: 2000.
     8. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. – М.: Сфера, 2004.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru