На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Переход в основную школу: трудности адаптации

Анна Дмитриевна Шмакова,
победитель конкурса лучших учителей
общеобразовательных учреждений,
проводимого в рамках национального проекта «Образование»;
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МОУ лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска

Несколько важных слов
для родителей пятиклассников

     Позади начальная школа. И вот ваш ребенок уже в 5 классе. Можно сказать «второй раз в первый пятый класс».

     Возрасту ваших детей, как и любому другому, соответствуют определенные возрастные особенности, которые не всегда нравятся окружающим, но которые надо уметь принять:
     – Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье.
     – Повышенная утомляемость.
     – Стремление обзавестись верным другом.
     – Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе.
     – Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
     – Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.
     – Отсутствие авторитета возраста.
     – Устойчивость первого впечатления.
     – Отвращение к необоснованным запретам.
     – Восприимчивость к промахам учителей и родителей.
     – Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.
     – Отсутствие адаптации к неудачам.
     – Отсутствие адаптации к положению «худшего».
     – Тенденция предаваться мечтаниям.
     – Боязнь осквернения мечты.
     – Ярко выраженная эмоциональность.
     – Требовательность к соответствию слова делу.

     Естественно, что на лицо неустойчивая картина личности ребенка. 5-классник, помимо конфликтов внутренних, переживает и внешние, связанные с периодом адаптации.

     Несколько слов об адаптации.

     Адаптация – это приспособление к новым изменившимся условиям. Что изменилось?

     Ситуация обучения:
     а) подросток приступает к изучению основ наук, усложняется материал и как следствие – требования к подростку: от него требуется овладение навыками самостоятельной работы и самоорганизация, повышаются требования к интеллектуальной сфере и произвольности;
     б) обучение происходит разными учителями.

     Изменение самого ребенка:
     а) вступает в пубертатный период развития – со всеми последствиями (эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость);
     б) интеллектуальный рост, развитие рефлексии (что приводит к изменению отношения к себе, учителям, учебе). Стремление к самостоятельности, взрослости, активность во всех сферах деятельности;
     в) смена ведущей деятельности: учебная деятельность – общение;
     г) возникновение мотивационного кризиса (старые мотивы потеряли свое значение, а новые еще не возникли).

     Об адаптации подростков к новым условиям можно говорить, если наблюдается благополучие в 3-х сферах деятельности подростка в школе: учебной деятельности, общении с одноклассниками, общении с учителями.

     В чем проявляется дезадаптация?
     – неуспеваемость;
     – нарушение дисциплины;
     – конфликтность;
     – пассивность;
     – негативное отношение к школе вообще;
     – уединенность;
     – меньшая эффективность работы по сравнению со способностями.

     От чего зависит адаптация?
     – от уровня овладения учебной деятельностью;
     – от интеллектуальных способностей;
     – от личностных качеств подростка;
     – от семейной ситуации;
     – от состояния здоровья.

     Адаптация проходит в несколько этапов.
     I этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс воздействий новых условий организм отвечает бурной реакцией. Подростки подвижны, говорливы, быстро утомляются. Идет ломка старых стереотипов отношений с учителями, старого стереотипа работы на уроке и выработка новых (2-3 недели).
     II этап – неустойчивое приспособление, буря начинает затихать, организм ищет и находит оптимальные варианты реакций (2 недели).
     III этап – период относительно устойчивого приспособления (на 5-6-ой неделе).

     Однако, если подросток болен, если идет информационная перегрузка, когда подросток не справляется с задачей (в силу своей медлительности), если идет эмоциональная перегрузка (чувство обиды, страх) адаптация не наступает или процесс затягивается.

     Для того, чтобы ваш пятиклассник адаптировался как можно безболезненнее, ему необходима ваша родительская помощь. Для этого:
     – Интересуйтесь школьными делами ребенка.
     – Поощряйте, культивируйте, отмечайте успехи ребенка.
     – Спокойно обсуждайте промахи.
     – Подпитывайте стремление ребенка быть взрослым и успешным.
     – Не наказывайте ребенка за двойки, т.к. они являются неожиданными для него, и он сам очень сильно переживает.
     – Сами не впадайте в гипертревожное или депрессивное состояние в связи со сложностями вашего ребенка. Он это остро чувствует.
     – Любите ребенка безусловно.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru