На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музей в школе – место для воспитания и развития

Серафима Эдуардовна Бахарева,
старший преподаватель кафедры управления
образовательными учреждениями НИПКиПРО

     Во многих школах Новосибирска и Новосибирской области открылись и успешно работают школьные музеи. Их создают, в них работают учителя-энтузиасты. Организацией музеев занимались сначала, как правило, учителя с большим стажем или учителя пенсионного возраста. В последние год-два отчетливо видна тенденция омоложения лиц, заинтересованных в работе школьных музеев. Старшему поколению удалось заинтересовать, привлечь к этой важной работе молодежь. Отрадно констатировать и такой факт: в то время, когда большинство школ испытывает дефицит учителей-мужчин, в группе руководителей школьных музеев количество мужчин увеличилось.

     Общение, обмен знаниями, мнениями и идеями, дружеская поддержка необходимы для любой успешной деятельности. Музейное движение не исключение. Общий интерес, общее дело объединяет в одну большую группу единомышленников очень разных по возрасту и интересам людей.

     Чем привлекает педагогов и школьников музей в школе? Какую конкретную помощь может оказать он взрослым и детям? В этом мы попытаемся разобраться в этой небольшой статье.

     Стало привычным утверждение о том, что нам довелось жить в быстроменяющемся мире. Эти слова повторяются так часто, что не всегда и говорящие, и слушающие предают им надлежащее значение. Если предложить привести примеры в доказательство того, что мы, действительно, свидетели того, что мир меняется на глазах, можно будет убедиться, что далеко не все справятся с таким заданием. Однако верность этого утверждения каждый наблюдает и переживает в собственной жизни: то, что было совершенно новым, актуальным, современным вчера, сегодня – уже достояние истории.

     Некоторые предметы быта, которыми мы перестали пользоваться, как может показаться, совсем недавно, заменив их более современными и удобными, для наших детей – музейные экспонаты в прямом смысле слова. Приемники, проигрыватели, пластинки, фотоаппараты, масса приспособлений для печатания фотографий и многие-многие другие вещи для большинства современных школьников совершенно незнакомы. Даже первые компьютеры, которые осваивали нынешние студенты в недалеком школьном прошлом, безнадежно устарели и вытеснены новыми моделями. То, что происходит с телефонами, удивляет и восхищает всех. Современный телефон только названием и одной из функций: позвонить и ответить на звонок – связан с прежним представлением о телефоне. Этот перечень перемен может быть продолжен.

     Детям интересно узнавать, как жили, чем пользовались их старшие братья и сестры, их родители, их бабушки и дедушки. Желание выбросить старое, ненужное заменяется потребностью сохранить, сберечь, изучить, показать другим. Оформить экспозицию, продумать сообщение, подготовить экскурсию и т.д., и т.п.

     Взрослые, рассматривая такие экспонаты, с удовольствием вспоминают недавнее прошлое, охотно рассказывают и объясняют детям реалии их недавнего быта, с удивлением обнаруживают, что детям это интересно. На этом обоюдном интересе возникает неформальное общение, сближение поколений. Многие педагоги начинают понимать, что этот интерес можно и нужно целенаправленно применять в воспитательном процессе. Кроме того, в «музейном движении» находят свое место те учителя, которые в силу своего почтенного возраста не могут работать в классе и не хотят оставаться в стороне от активной жизни. Сотрудничество с музеем дает им возможность реализовать себя, чувствовать свою полезность.

     Тематика школьных музеев близка и понятна детям. Это история родной школы, педагогов района, села, жителей села. Небольшие школьные музеи – это путь приобщения к большой культуре, к крупным музеям, к истории.

     Музейному движению в нашем регионе существенную помощь и поддержку оказывают сотрудники Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, творческая лаборатория «Музей». В состав творческой лаборатории входят люди, знающие и любящие музейное дело, готовые к сотрудничеству не по принуждению, а с большим желанием и интересом, открытые и готовые делиться своим опытом и знаниями.

     На протяжении уже четырех лет организуются курсы повышения квалификации для начинающих и опытных руководителей школьных музеев. Налажена связь с кафедрой управления образовательными учреждениями НИПКиПРО. Тематика курсов включает блок управленческих знаний и блок специальных знаний по музейному делу. Теоретические знания на занятиях, живая практическая работа с экспонатами и документами областного музея, выходы в учреждения образования, в которых хорошо налажена работа школьного музея, откровенный обмен мнениями и впечатлениями во время круглых столов, особая теплая доброжелательная атмосфера – неотъемлемые составляющие обучения на курсах повышения квалификации руководителей школьных музеев.

     Участники курсов – потенциальные члены творческой лаборатории, представители творческой лаборатории – частые гости на курсах. Общение заинтересованных людей обогащает не только знаниями, но и подпитывает эмоционально, вызывает желание работать лучше. На таких встречах всем есть чем поделиться, о чем рассказать.

     Можно привести множество интереснейших примеров из реальной практики школьных музеев. Приведем лишь несколько.

     Куйбышевский район. Дети из отдаленных сельских школ готовятся и принимают участие в Краеведческих чтениях, которые проводятся в Балманском музее. Учителя отмечают положительное влияние таких поездок на ребят, на их социализацию.

     г. Искитим, музей школы №2. К сбору экспонатов подключились не только учащиеся, но и многие жители Искитима. Принесли деталь сельхозтехники, найденной глубоко в земле. Она оказалась интересной, поскольку на ней отчетливо виден штамп: «1907 г. США». Старожилы рассказали, что в годы коллективизации крестьяне разбирали и прятали сельхозтехнику. Подлинную историю родного края дети узнают не только по учебникам и не только на уроках в классе.

     Новосибирск, музей школы № 20. Это особая трогательная история. Музеем руководит мама погибшего в Афганистане сына. Сын был учеником этой школы, мама – учителем этой школы. Вся работа школьного музея посвящена афганской тематике.

     Новосибирский район. Музей собирает материал об учителях, учителях-ветеранах своей школы.

     Современная школа переживает множество перемен. Переход на новую систему финансирования учреждений образования, новая система оплаты труда учителей. Эти изменения, безусловно, волнуют педагогическую общественность и широко обсуждаются. Однако неизменным остается главное назначение школы – учить и воспитывать. И то, и другое важно и ценно. Работа школьного музея при правильной ее организации, несомненно, оказывает мощное положительное воздействие на учебно-воспитательный процесс. Хочется пожелать всем, кто занят этим полезным делом, успехов, понимания и поддержки окружающих.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru