Музей в школе – место для воспитания и развития
|
Серафима Эдуардовна Бахарева,
старший преподаватель кафедры управления
образовательными учреждениями НИПКиПРО
|
Во многих школах Новосибирска и Новосибирской области открылись и успешно работают школьные музеи. Их создают, в них работают учителя-энтузиасты. Организацией музеев занимались сначала, как правило, учителя с большим стажем или учителя пенсионного возраста. В последние год-два отчетливо видна тенденция омоложения лиц, заинтересованных в работе школьных музеев. Старшему поколению удалось заинтересовать, привлечь к этой важной работе молодежь. Отрадно констатировать и такой факт: в то время, когда большинство школ испытывает дефицит учителей-мужчин, в группе руководителей школьных музеев количество мужчин увеличилось.
Общение, обмен знаниями, мнениями и идеями, дружеская поддержка необходимы для любой успешной деятельности. Музейное движение не исключение. Общий интерес, общее дело объединяет в одну большую группу единомышленников очень разных по возрасту и интересам людей.
Чем привлекает педагогов и школьников музей в школе? Какую конкретную помощь может оказать он взрослым и детям? В этом мы попытаемся разобраться в этой небольшой статье.
Стало привычным утверждение о том, что нам довелось жить в быстроменяющемся мире. Эти слова повторяются так часто, что не всегда и говорящие, и слушающие предают им надлежащее значение. Если предложить привести примеры в доказательство того, что мы, действительно, свидетели того, что мир меняется на глазах, можно будет убедиться, что далеко не все справятся с таким заданием. Однако верность этого утверждения каждый наблюдает и переживает в собственной жизни: то, что было совершенно новым, актуальным, современным вчера, сегодня – уже достояние истории.
Некоторые предметы быта, которыми мы перестали пользоваться, как может показаться, совсем недавно, заменив их более современными и удобными, для наших детей – музейные экспонаты в прямом смысле слова. Приемники, проигрыватели, пластинки, фотоаппараты, масса приспособлений для печатания фотографий и многие-многие другие вещи для большинства современных школьников совершенно незнакомы. Даже первые компьютеры, которые осваивали нынешние студенты в недалеком школьном прошлом, безнадежно устарели и вытеснены новыми моделями. То, что происходит с телефонами, удивляет и восхищает всех. Современный телефон только названием и одной из функций: позвонить и ответить на звонок – связан с прежним представлением о телефоне. Этот перечень перемен может быть продолжен.
Детям интересно узнавать, как жили, чем пользовались их старшие братья и сестры, их родители, их бабушки и дедушки. Желание выбросить старое, ненужное заменяется потребностью сохранить, сберечь, изучить, показать другим. Оформить экспозицию, продумать сообщение, подготовить экскурсию и т.д., и т.п.
Взрослые, рассматривая такие экспонаты, с удовольствием вспоминают недавнее прошлое, охотно рассказывают и объясняют детям реалии их недавнего быта, с удивлением обнаруживают, что детям это интересно. На этом обоюдном интересе возникает неформальное общение, сближение поколений. Многие педагоги начинают понимать, что этот интерес можно и нужно целенаправленно применять в воспитательном процессе. Кроме того, в «музейном движении» находят свое место те учителя, которые в силу своего почтенного возраста не могут работать в классе и не хотят оставаться в стороне от активной жизни. Сотрудничество с музеем дает им возможность реализовать себя, чувствовать свою полезность.
Тематика школьных музеев близка и понятна детям. Это история родной школы, педагогов района, села, жителей села. Небольшие школьные музеи – это путь приобщения к большой культуре, к крупным музеям, к истории.
Музейному движению в нашем регионе существенную помощь и поддержку оказывают сотрудники Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, творческая лаборатория «Музей». В состав творческой лаборатории входят люди, знающие и любящие музейное дело, готовые к сотрудничеству не по принуждению, а с большим желанием и интересом, открытые и готовые делиться своим опытом и знаниями.
На протяжении уже четырех лет организуются курсы повышения квалификации для начинающих и опытных руководителей школьных музеев. Налажена связь с кафедрой управления образовательными учреждениями НИПКиПРО. Тематика курсов включает блок управленческих знаний и блок специальных знаний по музейному делу. Теоретические знания на занятиях, живая практическая работа с экспонатами и документами областного музея, выходы в учреждения образования, в которых хорошо налажена работа школьного музея, откровенный обмен мнениями и впечатлениями во время круглых столов, особая теплая доброжелательная атмосфера – неотъемлемые составляющие обучения на курсах повышения квалификации руководителей школьных музеев.
Участники курсов – потенциальные члены творческой лаборатории, представители творческой лаборатории – частые гости на курсах. Общение заинтересованных людей обогащает не только знаниями, но и подпитывает эмоционально, вызывает желание работать лучше. На таких встречах всем есть чем поделиться, о чем рассказать.
Можно привести множество интереснейших примеров из реальной практики школьных музеев. Приведем лишь несколько.
Куйбышевский район. Дети из отдаленных сельских школ готовятся и принимают участие в Краеведческих чтениях, которые проводятся в Балманском музее. Учителя отмечают положительное влияние таких поездок на ребят, на их социализацию.
г. Искитим, музей школы №2. К сбору экспонатов подключились не только учащиеся, но и многие жители Искитима. Принесли деталь сельхозтехники, найденной глубоко в земле. Она оказалась интересной, поскольку на ней отчетливо виден штамп: «1907 г. США». Старожилы рассказали, что в годы коллективизации крестьяне разбирали и прятали сельхозтехнику. Подлинную историю родного края дети узнают не только по учебникам и не только на уроках в классе.
Новосибирск, музей школы № 20. Это особая трогательная история. Музеем руководит мама погибшего в Афганистане сына. Сын был учеником этой школы, мама – учителем этой школы. Вся работа школьного музея посвящена афганской тематике.
Новосибирский район. Музей собирает материал об учителях, учителях-ветеранах своей школы.
Современная школа переживает множество перемен. Переход на новую систему финансирования учреждений образования, новая система оплаты труда учителей. Эти изменения, безусловно, волнуют педагогическую общественность и широко обсуждаются. Однако неизменным остается главное назначение школы – учить и воспитывать. И то, и другое важно и ценно. Работа школьного музея при правильной ее организации, несомненно, оказывает мощное положительное воздействие на учебно-воспитательный процесс. Хочется пожелать всем, кто занят этим полезным делом, успехов, понимания и поддержки окружающих.
|