На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музей образовательного учреждения и дополнительное образование учащихся

Елена Валериевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы
Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

     Под дополнительным образование мы понимаем область образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребёнком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его потребности в общении, творчестве, социальной и культурной самореализации, профессиональном самоопределении. При этом дополнительное образование отвечает не только многообразию интересов ребенка, но и возможности самостоятельного определения своего образовательного пути, темпов его прохождения.

     В средних общеобразовательных учреждениях дополнительное образование тесно связано с внеурочной работой, но необходимо помнить, что эти две сферы деятельности не совпадают друг с другом. Так как в отличие от дополнительного образования, внеурочная работа, прежде всего, предполагает работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели.

     В этом отношении определенным потенциалом обладают музеи образовательных учреждений.

     Традиционными формами дополнительного образования являются:

     1. Музейные уроки. В ходе реализации этой формы происходит интеграция музейного пространства с изучаемыми предметами обязательного учебного компонента. Как правило, в подготовке и проведении таких уроков активное участие принимают учащиеся, приобретая, таким образом, организационные, коммуникативные навыки и навыки научно-исследовательской деятельности. Такая форма дополнительного образования успешно используется, например, в МОУ СОШ № 142 Советского района г. Новосибирска, в гимназии № 7 Кировского района г. Новосибирска, в музеях образовательных учреждений Сузунского района Новосибирской области.

     2. Клубные занятия. Современная коммуникационная модель позволяет культурному пространству музея служить «ареной» самых разных форм общения с многоликой аудиторией. Развиваются уже апробированные долговременной практикой и ставшие традиционными формы работы, а также рождаются новые, вызванные активизацией роли музеев в жизни образовательного учреждения. Все они могут быть объединены названием – клубные формы музейной работы – и имеют свои определенные признаки, которые корректируются с учетом специфики конкретного музея, музейной аудитории.

     К клубным формам работы в условиях музея образовательного учреждения относятся лектории, музыкальные и литературные гостиные, кружки, музейные праздники, вечера и, конечно же, музейные клубы. Особенностью всех музейных клубных форм является их непосредственная связь с объектами и коллекциями конкретного музея.

     В ходе реализации этой формы работы происходит объединение людей по интересам – социальным, возрастным, профессиональным, научным, духовным и др. Успешно использует эту форму работы, например, Музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области.

     3. Факультативные курсы. Очень часто именно на базе музея образовательного учреждения открываются и работают факультативные курсы по истории региона, города, района, что объясняется и оправдано тем, что именно в музее хранятся исторические источники, изучая которые происходит образование учащихся (например, историческое). По большому счету, школьный музей любого профиля может реализовывать программы соответствующих факультативных курсов. Например, музей минералогии – реализовывать геологическое образование; краеведческий музей – образование историческое, этнографическое, археологическое и т.д. Более того, школьные музеи, реализуя аналогичные курсы, выполняют таким образом ещё и функции центра предпрофильного образования, поскольку в ходе реализации этих программ учащиеся приобретают знания и умения, которые помогают им в дальнейшем сориентироваться и определиться с будущей специальностью.

     Также в ходе факультативных курсов на базе музея образовательного учреждения, с использованием его фондов учащиеся получают и оттачивают навыки научно-исследовательской деятельности. Именно в школьном музее учащиеся получают уникальную возможность изучать, анализировать и обобщать информацию, полученную непосредственно из исторических источников – будь это летопись школы с 80-х годов 20 века или наградной лист гимназистки конца 19 века.

     Ещё один аспект реализации факультативных курсов – на базе музея образовательного учреждения может быть реализовано непосредственно музейное образование, в ходе которого учащиеся получают знания, умения, а порой и навыки музейных профессий: экскурсовода, хранителя фондов и т.д. В этом отношении успешную практику работы имеют Музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, где реализуется программа «Школа музейной культуры», и ДТД УМ «Юниор», где работает «Школа экскурсовода».

     Считаю необходимым заметить, что потенциал музея образовательного учреждения в дополнительном образовании учащихся не ограничивается этими перечисленными формами работы. Многие музеи образовательных учреждений успешно реализуют новые, нетрадиционные формы работы. Это и взаимодействие с музеями других ведомств (музей истории школы МОУ СОШ № 24 Заельцовского района г. Новосибирска), активная интеграция в информационное пространство, использование музея как средство активизации взаимодействия с родительской общественностью (МДОУ № 14 Калининского района г. Новосибирска). Думается, что на этом пробы, опыты и эксперименты школьных музеев не заканчиваются. Это лишь задел на будущее.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru