На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Музей в детском саду? Да, есть такой!

Людмила Тимофеевна Якубенко,
старший воспитатель МДОУ детский сад № 14
Калининского района г. Новосибирска,
методист высшей квалификационной категории

     Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. Происходящие процессы выдвинули ряд качественно важных задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, в связи с этим значительно возрастает роль и значение образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

     В настоящий момент существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
     – несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию музейными средствами в области дошкольного образования;
     – недостаточное оснащение необходимой для осуществления музейно-выставочной деятельности материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
     – малочисленность высокопрофессиональных кадров в дошкольных образовательных учреждениях, занимающихся патриотическим воспитанием дошкольников средствами музейной педагогики;
     – недостаточное программно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях для осуществления музейно-выставочной деятельности;
     – отсутствие системы взаимодействия ведомств, научных, образовательных и культурных учреждений, общественных организаций для осуществления патриотического воспитания дошкольников музейно-выставочными средствами.

     Кроме того, жилмассив «Родники», где находится наше образовательное учреждение, является молодым микрорайоном. Он удален от центра района и города, в нем самом нет ни культурно-досуговых, ни спортивно-оздоровительных, ни просветительских центров. Возможности взаимодействия с другими культурными и спортивными учреждениями ограничены: ближайшая музыкальная школа, библиотека находятся в 20-30 минутах езды на общественном транспорте. Население, проживающее в микрорайоне, преимущественно относится к категории молодых граждан. Именно удалённостью микрорайона, недостаточно развитой социальной инфраструктурой перед дошкольным образовательным учреждением встает следующий ряд проблем:
     – отсутствие или слабая сформированность общих региональных ценностей, традиций, обычаев;
     – отсутствие или слабая сформированность представления об истории микрорайона как о части истории города, страны;
     – недостаточный уровень общей, музейной культуры и наличия исторической памяти как у воспитанников, так и у родителей;
     – недостаточные условия для интеллектуального, духовно-нравственного развития личности воспитанников на основе их природных задатков и сложностей;
     – острый социальный вопрос в виду открытости и компактности микрорайона;
     – отсутствие понимания необходимости сохранения семейной истории как части истории Отечества.

     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» ориентирована, в том числе, на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

     В 2002 году принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», согласно которой одной из основных ее задач российского образования является защита общенациональных интересов, формирование у подрастающего поколения современного мышления, а основной ценностью в ней признается ценность личности, человека.

     Модернизация российского образования также предполагает, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

     «Национальная доктрина образования в Российской федерации» (2000 год) называет среди основных целей и задач образования в России «разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности, организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».

     Кроме этого, Концепция модернизации российского образования до 2010 года направлена на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одной из задач данной программы является достижение нового современного качества дошкольного образования. Введение государственного стандарта дошкольного образования определяет структуру и содержание дошкольного образования, создание основного фундамента развития ребёнка – базиса его личностной культуры.

     Процесс становления Человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка, это начальная ступень образования нашего общества.

     В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребёнок как высшая гуманистическая ценность. Структура государственного стандарта дошкольного образования даёт характеристику ребёнку на этапе завершения им дошкольного образования, и эта характеристика отражает идеальные социокультурные ожидания, то есть ребёнок должен обладать гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе, в социуме и сполна развивать свои способности. Для воспитания Человека нового поколения необходимо создание дошкольных учреждений, способных осуществлять обогащенное (т.е. с превышением стандарта) развитие детей по всем ведущим линиям: духовно-нравственное, социальное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое.

     Учитывая специфику нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14»: его расположение, социум, запрос населения на образование и воспитание, социальный заказ общества, и изучив общественное мнение, мнение родительской общественности, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 14» понял, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. Мы посчитали, что это возможно в случае активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создания в МДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства, центром которого станет музей МДОУ.

     В настоящее время в детском саду работает музей детского сада, в создании которого активное участие принимали не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников, то есть наш музей стал результатом совместной деятельности администрации образовательного учреждения, его педагогов, родительской общественности и воспитанников.

     Музей исполняет роль методического центра для воспитателей, поскольку один из его разделов хранит и экспонирует результаты обобщения педагогического опыта сотрудников МДОУ в виде конкурсных работ педагогов образовательного учреждения, методических пособий. Архивы музея по этой теме активно используются педагогами при подготовке к занятиям, при написании ими итоговых аттестационных работ и прочее.

     Музей также является центром взаимодействия родителей и педагогов образовательного учреждения. В нем проходят совместные посещения воспитанников и родителей, где родители имеют возможность познакомить своих детей с историей города, района, микрорайона.

     Музей нашего детского сада является ещё и детским музеем, так как один из его разделов состоит из результатов детского труда: детских поделок, рисунков – и ориентирован в своей работе на наших воспитанников. Старшие и подготовительные группы нашего сада посещают музей для того, чтобы познакомиться с детским творчеством, посмотреть на поделки выпускников – вчерашних воспитанников сада.

     Как филиалы музея во всех группах в настоящее время созданы или создаются музейные уголки, целью которых является оптимизация использования музейно-выставочных средств в воспитательно-образовательной деятельности в группе.

     Таким образом, работа нашего музея в настоящее время фактически идет по следующим направлениям:
     – музей – детский сад (изучение на базе музея тем и разделов, указанных в образовательном стандарте, знакомство с музейной культурой);
     – музей – педагог МДОУ (создание дополнительных условий для повышения квалификации воспитателей МДОУ);
     – музей – родитель (создание дополнительных условий для активизации взаимодействия МДОУ и семьи);
     – музей – музейные уголки (совместная работа над реализацией проектов и программ).

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru