На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Роль сотрудничества музея и библиотеки образовательного учреждения в формировании информационной культуры обучающихся средствами дополнительного образования

Ксения Александровна Шипулина,
учитель истории и обществознания,
руководитель музея МОУ СОШ № 17
Заельцовского района г. Новосибирска

     Современная действительность выдвигает перед образованием задачу создания в школе такой модели дополнительного образования, которая могла бы быть жизнеспособной и на завершающем своем этапе (окончание учащимся общеобразовательной школы), выпустила бы во взрослую жизнь, человека способного самостоятельно мыслить, творчески реализовываться.

     Трудно переоценить роль информационных технологий в жизни человека XXI века. Россия довольно быстрыми шагами движется от общества индустриального к обществу информационному. За последние десятилетия на россиянина «обрушился» такой поток информации, к объему которого многие оказались просто не готовы.

     Особенно же сложно ориентироваться в современном «водовороте информации» детям с еще не сформированными способностями к синтезу и анализу. Яркая иллюстрация этой ситуации – сложности, которые возникают у учащихся при написании исследовательских работ, когда необходимо проанализировать огромный объем информации и из всего многообразия выбрать то главное, что поможет в раскрытии темы исследования.

     Как же воспитать в учащемся информационную культуру, способность «отсеивать зерна от плевел», научиться замечать важное?

     В учебном плане общеобразовательных учреждений нет такого количества часов в разных образовательных областях, позволивших учителю уделить особое внимание формированию информационной культуры обучающихся. А это значит, что решать этот важный вопрос возможно только средствами системы дополнительного образования.

     В нашей школе эту проблему успешно решает творческое объединение школьной библиотеки и музея.

     В процессе реализации программы совместной деятельности, в которую включаются учащиеся школы с первого класса, идет постепенное вовлечение учащихся в мир информационной культуры.

     На первом этапе необходимо пробудить в учащихся творческую активность, вызвать первоначальный интерес. На данном этапе в игровой форме происходит знакомство учащихся с информационными возможностями, которые может предоставить библиотека и школьный музей.

     На втором этапе, развиваясь, творческая активность перерастает в активность познавательную. На данном этапе учащиеся знакомятся со всем многообразием информационных источников (от информации из городских архивов до самых современных способов получения информации), учатся грамотно ими пользоваться. Именно на этом этапе, как правило, у учащихся появляется круг тем, которые вызывают больший интерес, а, появившись, этот интерес переводит учащегося на следующий этап.

     Третий этап – это этап исследовательской активности. На данном этапе у учащихся уже накоплен определенный опыт добывания необходимой информации, и теперь они имеют возможность применить его в практической деятельности – написать исследовательскую работу.

     Пройдя все три этапа, в завершении пути, мы может говорить о том, что помогли учащимся:
     – разбираться в многообразии информационных источников;
     – выбирать в каждом конкретном случае необходимый набор информационных источников;
     – вызвали интерес к исследовательской деятельности и в итоге помогли сформироваться у учащегося информационной культуре.

     Сотрудничество библиотеки и музея дает ощутимые результаты. Учащиеся, занимающиеся в творческой группе, с удовольствием принимают участие в самых разнообразных конкурсах.

     Традиционно творческая группа принимает участие в городском конкурсе Книгочеев, получая дипломы лауреатов (в 2007/2008 учебном году наша работа была отмечена дипломами в следующих номинациях: «Творческий подход к теме», «По страницам былого», «Историко-иллюстративная», «Следы на земле». Иконникова Валерия и Чуб Анастасия, награждены именными дипломами в номинации «Сказки о городе», их работы по итогам конкурса изданы в сборнике «Я люблю тебя, мой милый город…».

     В конкурсе, организованном «Юниором» для школьных музеев, учащиеся были отмечены дипломом за активное участие (работа учащихся вошла в сборник, изданный по итогам конкурса).

     В городском конкурсе детского творчества «Золотое перышко» учащиеся получили три диплома лауреатов.

     Не остаются без внимания и российские конкурсы. В 2008 году учащиеся старших классов успешно участвовали в российском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век» и в конкурсе детского творчества «Моя семья».

     Это лишь малая часть успехов творческого сотрудничества руководителя школьного музея, заведующей библиотекой и наших любимых учащихся. Но и эти результаты делают очевидным, что такое сотрудничество пробуждает в учащихся интерес к творческой, исследовательской, познавательной деятельности, развивает в учащихся столь необходимую каждому информационную культуру, которую мы по мере возможностей культивируем и всячески поддерживаем.

     Надеемся, что наш опыт окажется небезынтересным для творческих, любящих свою профессию педагогов дополнительного образования нашего города. В данной статье мы не можем изложить всю систему нашей совместной работы, т.к. это целая разработанная программа, которая включает в себя и систему интегрированных занятий, и совместные школьные конкурсы, и многое, многое другое.

     В качестве приложения предлагаем вам несколько творческих работ наших учащихся, наглядно иллюстрирующих умение школьников (даже начальной школы) грамотно пользоваться информацией.

     Приложение 1. А. Чуб «Сказка о городе, или История, рассказанная старым зданием»
     Приложение 2. В. Иконникова «Сказка о городе, или История о том, что увидела кошка, решив однажды прогуляться по Городу»
     Приложение 3. А. Смыченко «Тайна старой шкатулки»
     Приложение 4. А. Задорожная «История, рассказанная старой фотографией»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru