На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Менеджмент в образовании

Система методической деятельности в Доме детского творчества имени В. Дубинина

Любовь Васильевна Третьякова,
Отличник народного просвещения,
заместитель директора по научно-методической работе
Дома детского творчества имени Володи Дубинина
г. Новосибирска

     Система методической деятельности Дома детского творчества им. В. Дубинина складывалась на протяжении ряда лет и окончательно сложилась к завершающему году реализации Первой концепции учреждения – к 1998 году. В последующие 10 лет данная система претерпевала значительные изменения, но отдельные ее компоненты, в том числе, и структура методической службы, оставались прежними, и это не удивительно, так как существует содержательная зависимость между структурой системы и качеством ее деятельности.

Структура методической службы

     Научно-методический совет, призванный обеспечить в теоретическом и методико-ориентирующем плане деятельность Дома творчества в режиме устойчивого развития, определить степень актуальности тех или иных идей, проектов и технологий относительно насущных задач текущего момента и на перспективу.

     Научно-методический совет учреждения возглавляет заместитель директора по научно-методической работе. В состав совета входят директор и научный руководитель учреждения, заместитель директора по учебной работе, руководители и научные консультанты методической и психологической служб.

     Центр «Авторская программа», основное назначение которого – создание в учреждении оптимальных условий для воплощения творческих инициатив педагогов в создании различного рода программно-методической продукции.

     Центр «Авторская программа» возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе; в состав Центра входят наиболее опытные педагоги.

     Учебно-методический совет организует методическую деятельность в структурных подразделениях.



Особенности модели методической службы Дома творчества

     1. Методическая служба не является структурным подразделением.
     2. Интеграция методической и психологической служб.
     3. В учреждении нет необходимости в четком разграничении по функционалу методистов; но, несмотря на это, ни у одного методиста нет контролирующих функций.
     4. В учреждении процесс методического сопровождения образовательного процесса рассматривается как педагогическое творчество.
     5. Одну из основных задач методической службы мы видим в развитии, в формировании у каждого педагога методической компетентности, поэтому потенциально любой наш педагог может стать методистом своего структурного подразделения.
     6. Особенностью является и система взаимодействия, взаимоотношений с научными руководителями, научными консультантами. Все они – члены нашего педагогического коллектива, методисты высшей квалификационной категории.

     Приоритетные направления деятельности методической службы

     1. Наше управленческое кредо можно сформулировать следующим образом, перефразируя слова психолога Р. Лайкерта, специалиста в области менеджмента: «Для эффективной работы необходимо сконцентрироваться не на работе, а на сотрудниках». Именно педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Поэтому одним из приоритетных направлений является организационно-педагогическое.

     Данное направление включает в себя организацию повышения уровня профессиональной квалификации педагогов Дома творчества, состоящую из следующих компонентов:
     1) каждый учебный год в Доме творчества начинается с кадровой недели и завершается установочной сессией.
     2) в течение учебного года педагоги в рамках кафедры педагогического мастерства, заседания которой проходят дважды в месяц, обучаются по различным целевым программам.
     Содержание и кадровой недели, и установочной сессии, и обучающих программ определяется исходя из задач, стоящих перед учреждением в текущем году.
     3) самостоятельная работа педагога, предполагающая изучение психолого-педагогической литературы, участие в инновационной деятельности (организация и проведение семинаров, мастер-классов, участие в делах профессиональных сообществ различного уровня, в конкурсах профессионального мастерства, организация исследовательской и проектной деятельности, написание статей, разработка методических пособий и др.). В учреждении есть все стимулирующие факторы для приобщения педагогов к инновационной деятельности:
     – серьезная методическая работа;
     – деятельность аттестационной комиссии учреждения; в Доме творчества введено такое понятие как «постквалификационное совершенствование»;
     – социально-психологический климат (пример руководителя, коллег, методистов).

     Вся самостоятельная работа педагога планируется в начале учебного года и фиксируется в программе профессионального роста, находящейся в Тетради педагогического работника Дома творчества (ежегодная рабочая тетрадь педагога с целями, задачами учреждения, с основными обучающими разделами, полезными телефонами и т.д.).

     Организационно-педагогическое направление включает в себя и организацию обобщения педагогического опыта – вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, дальнейшее систематизированное описание опыта самим педагогом. Задача методиста заключается в помощи педагогу.

     Три года назад в организационно-педагогической деятельности мы вышли на новый уровень – организацию методического сопровождения дополнительного образования в Ленинском районе, что предполагает:
     – повышение профессиональной компетенции педагогических кадров в сфере воспитания и дополнительного образования;
     – расширение возможностей привлечения детей к творческому освоению дополнительных образовательных программ различной направленности;
     – интеграцию творческого опыта педагогических кадров на межведомственной основе;
     – создание вариативных моделей дополнительного образования на базе образовательных учреждений;
     – обобщение инновационного опыта в сфере дополнительного образования и продвижение лучших методических образцов на рынок образовательных услуг.



     2. Второе важное направление – информационно-издательская деятельность, направленная на оказание информационных услуг педагогам, родителям, учащимся и осуществляющая издательскую деятельность.

     В Доме творчества методической службой (отв. Колышкина Т.И.) создан собственный информационный продукт – Информационный бюллетень, который в течение 5 лет издается ежемесячно; ежегодно составляется план издательской деятельности (приоритет здесь отводится созданию учебно-методических комплексов).

     К данному направлению деятельности методической службы относится и деятельность по формированию имиджа Дома творчества. Это происходит, прежде всего, через профессионализм педагогов дополнительного образования Дома творчества, которые идентифицируются в педагогическом сообществе района, города и области с учреждением. Большое значение имеют публикации педагогов в средствах массовой информации, а также создание собственного сайта.



     3. Следующее направление – программно-проектная деятельность, направленная на разработку и реализацию проектов и программ, обеспечивающих устойчивое развитие Дома творчества. За последнее время методической службой разработаны и реализуются следующие проекты и программы:
     – Программа «Звезды нашего Дома»;
     – Программа «Старшеклассник»;
     – Проект «Каникулярные встречи»;
     – Проект «Образовательное пространство детства»;
     – Проект «Межведомственные районные педагогические чтения»;
     – Проект «Так зажигают звезды».

     4. Одно из приоритетных направлений деятельности методической службы – аналитико-диагностическая деятельность, которая предусматривает создание действующей системы отслеживания результативности.

     Наш мониторинг состоит из трех крупных блоков:
     1. Качество организации образовательного процесса.
     2. Динамика профессионального развития педагога дополнительного образования.
     3. Качество дополнительного образования.

     Качество организации образовательного процесса

     Мы считаем, что именно качество организации образовательного процесса является решающим фактором и необходимым условием для достижения качественного образования. Без продуманной организации образовательного процесса, без наличия материально-технических и организационно-педагогических условий невозможна ни творческая самореализация педагога, ни высокие достижения воспитанников.

     Один из показателей качества организации образовательного процесса непосредственно связан с деятельностью методической службы, это – соответствие программно-методической документации нормативным и организационно-педагогическим требованиям.

     Как критерии соответствия мы выделили:
     – соответствие образовательных программ основным требованиям;
     – согласованность целей и задач на всех уровнях педагогического процесса;
     – обновляемость и разработанность программно-методической документации.

     Второй блок мониторинга непосредственно посвящен качеству дополнительного образования.

     Ведущим параметром анализа является для нас: уровень освоения обучающимися дополнительных образовательных программ. Он отслеживается в процессе промежуточной и итоговой аттестации. В Доме детского творчества им. В. Дубинина выработана единая система оценки результатов: минимальный уровень, базовый, повышенный и творческий.

     Характеристика этих уровней следующая:
     Минимальный – учащийся не выполнил образовательную программу, то есть не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков, не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом.
     Базовый – учащийся стабильно занимается, выполняет образовательную программу, свободно ориентируется в изученном материале.
     Повышенный – учащийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету, не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах и соревнованиях районного уровня и выше.
     Творческий – учащийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается изучаемым предметом, стабильно участвует в конкурсах, фестивалях и соревнованиях, занимает призовые места.

     В рамках проведения промежуточной и итоговой аттестации педагог оценивает результаты выполнения образовательной программы каждым ребенком. В последние годы мы целенаправленно занимались совершенствованием педагогической диагностики. Определялись критерии по всем годам обучения для каждого уровня выполнения программы, разрабатывался диагностический инструментарий, апробировались различные формы проведения итоговой аттестации. На сегодняшний день есть образцы, которые мы внутри своего Дома творчества можем назвать эталонными. Возглавляет и координирует всю эту работу методическая служба.

     Творческие достижения также являются показателями результативности обучения. Ведь для достижения высоких результатов необходимы: повышенная компетентность в своей специально-предметной области, глубокая внутренняя мотивация, наличие таких личных качеств, как трудолюбие, упорство, способность к волевому усилию и многое другое. Однако познавательно-творческие достижения наших воспитанников не являются самоцелью; главный результат – положительная динамика в познавательно-творческом, личностном, физическом и т.д. развитии ребенка. Именно наличие такой позитивной динамики развития, подтверждаемой результатами педагогической диагностики, есть главный показатель качества дополнительного образования.

     И, наконец, третье большое направление мониторинга качества дополнительного образования – динамика профессионального развития педагога дополнительного образования.

     Профессиональное развитие педагога – непосредственный результат деятельности методической службы. Именно непрерывное профессиональное развитие педагога, по нашему мнению, предопределяет качество дополнительного образования, так как создать прочную мотивацию к получению дополнительного образования на добровольной основе в ситуации постоянно изменяющихся запросов и потребностей детей и подростков может только педагог, способный к личностному и профессиональному развитию.

     Профессиональное развитие отслеживается как методической, так и психологической службами.

     Приоритетными показателями профессиональной компетенции мы считаем: уровень знаний и умений в области логики выстраивания воспитательных и обучающих взаимоотношений; компетентность в области развития личности ребенка; степень надежности в достижении образовательно-воспитательных результатов.

     Значимыми составляющими педагогической позиции являются для нас направленность личности педагога на ребенка; готовность к инновационной и опытно-поисковой деятельности; стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию и к расширению воспитательно-образовательного пространства своего детского творческого объединения.

     Готовность к инновациям анализируется комплексно как психологами, так и другими службами.

     Выступления, публикации, разработка авторских материалов, системность работы по повышению профессионального мастерства, стремление к обновлению средств, форм и методов педагогической деятельности – все это критерии, по которым мы отслеживаем профессиональный рост педагога.

     Расширение воспитательно-образовательного пространства видим через анализ социальных связей коллективов и географии.

     И ещё одна важная, на наш взгляд, составляющая результативности: анализ взаимодействия методиста с педагогами, принятие его в коллективе. Ведь мы рассматриваем методиста не как контролера и проверяющего, а в первую очередь как помощника.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru