На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Роль учреждения дополнительного образования в жизнедеятельности младшего школьника

Светлана Владимировна Подзорова,
заведующая лабораторией дошкольногого и предшкольного образования
Городского центра образования и здоровья «Магистр»
г. Новосибирска

     Учреждение дополнительного образования ? это социальная организация, чья деятельность, наряду со школой, направлена на осуществление образовательно-воспитательного процесса детей и молодежи. Данный процесс является социально-оформленной, организованной функцией общества по приобщению подрастающего поколения к культуре и полноценной их социализации. Иначе говоря, образовательно-воспитательный процесс учреждения дополнительного образования (УДО), также как и школы, строится: 1) на системе вербальных и невербальных знаковых элементов, позволяющих индивидам осуществлять взаимообмен информацией о материальной, социальной, духовной действительности; и 2) на системе воззрений, в которой выражены человеческие представления о сущностной природе объективной реальности и их отношениях к ней. В означенном ракурсе учреждения дополнительного образования обогащают учебно-воспитательный процесс школы.

     Система дополнительного образования детей включает аналогичные школьной системе уровни образования: дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее общее. Помимо этого, в содержательном плане вводятся родственные направления, с которыми дети непосредственно встречаются в учебно-воспитательном процессе школы, например, такие как естественнонаучное, художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, эколого-биологическое и т.д. Таким образом, учреждения дополнительного образования, с одной стороны, действуют в одних и тех же образовательных уровнях, в близких содержательных границах со школьным образованием, применяют педагогические принципы, методы, формы обучения, воспитания и методы диагностирования, контроля, с другой – несут специфику объективных условий их существования (как учреждения дополнительного образования), а именно тех, коих школьный учебно-воспитательный процесс не может реализовать. Эта специфика является необходимым структурным элементом индивидуального образовательного процесса индивида.

     Факт сходства учреждений дополнительного образования со школой ориентирует первых соотносить свою деятельность: с назначением школьного образования в целом и его уровней в отдельности; и с моделью выпускника каждого образовательного уровня. Так, назначение начальной школы мы видим в формировании выпускника, имеющего знания о внешней и внутренней среде, определенные навыки и умения с четко определенным отношением к различным сторонам бытия. Интересы общества, на стадии начального образования, реализуются в модели выпускника начальной школы, которую целесообразно представить в двух плоскостях. С одной стороны, в модели отражаются качественные характеристики младшего школьника, приобретенные им за время обучения посредством усвоения необходимых знаний, а также получения устойчивых навыков и умений по их использованию. С другой стороны, это желательные модели общественного поведения ребенка, сформированные у него за время учебы и проявляющиеся в его отношении к обществу, природе, труду, результатам трудовой деятельности, к другим людям и самому себе.

     Для пояснения данного положения следует обозначить стержневые реалии младшего школьного возраста, на что значимо ориентировать педагогическую деятельность педагогов школьного и дополнительного образования. Во-первых, педагогическую деятельность надобно направить на осуществление вхождения ребенка в мир, а именно: на освоение им порядков, законов природно-социального окружения, так как данный возраст есть зачин общественного бытия. Непосредственно это выражается в его потребности приспособиться к реальности (людям, отношениям, законам, порядкам). Это явление связано с тем, что в его сознании происходит четкое разделение двух сфер: игры и действительности. Благодаря чему им овладевает интерес к настоящему миру (какой он есть на самом деле), таким образом ребенок входит в период реализма. Он сознательно, практически подражает старшим (с ярко выраженной установкой на авторитет учителя), способен сотрудничать с разновозрастными детьми и взрослыми. Все выше обозначенное формируется на основе гетерономности моральных идей, правил. Это центральное положение следует дополнить: с одной стороны, младший школьник не способен формировать свои собственные моральные идеи и брать их самостоятельно из культурной традиции, но с другой – способен понять, что необходимо делать. Итак, его сознание набирает силу руководства, он учится самоопределяться, свободно распоряжаться собой. Настоящий период реализма в духовной жизни ребенка архиважен, поэтому педагогические кадры школы, дополнительного образования и родители должны приложить максимальные силы для осуществления целенаправленной закладки в ребенке основ системы ценностей, эстетико-нравственного отношения к миру и самому себе, основанного на следующих ключевых оценочных категориях: честь и достоинство; справедливость, равноправие, коллективизм; патриотизм; бережное отношение к природе; добросовестность, социальная ответственность за конечные результаты и последствия труда; бережное, эффективное и рациональное использование результатов труда в общих интересах. Во-вторых, его расположенность, готовность (физиологическая, психологическая, интеллектуальная) к учению дает возможность овладевать новым типом деятельности ? учебной деятельностью (освоение форм учебного и внеучебного сотрудничества), что позволяет формировать позитивное отношение к познавательному процессу в целом. Кроме того, для ребенка этого возраста характерно детское лукавство, храбрость, увлечение различными героическими, сказочными, историческими образами, в связи с чем активно идет процесс пробы сил в различных направлениях. Вследствие чего родителю необходимо помогать ребенку в процессе опробования себя, в реализации возникающих, формирующихся у него позитивных интересов, потребности сотрудничества с разновозрастными детьми и взрослыми, что организационно-содержательно можно осуществить в учреждениях дополнительного образования. Итак, обозначенные тезисы позволяют выделить основные линии, которые нужно воплощать в жизнь субъектам, отвечающим за полноценное, здоровое развитие ребенка этого возраста. Этими субъектами являются родители, учителя, специалисты учреждений дополнительного образования.

     В учреждениях дополнительного образования, исходя из специфических условий построения образовательного процесса, реально существует возможность претворять в жизнь принципы индивидуально-ориентированного образования. У педагога дополнительного образования больше потенциала пробудить скрытые творческие силы личности, которые чаще всего находятся в глубине души и могут не проявляться, а значит не восприниматься окружающими. В лучшем случае, может статься, они найдут свое выражение через какие-либо мелочи или несущественные индивидуальные особенности. Здесь следует отметить, что не нужно ждать от детей младшего школьного возраста или тем более требовать особых успехов, будь то в музыкальном, художественном, спортивном развитии, если ребенок очевидно не одаренный. Названные эстетические, спортивные уклоны ребенку надобны в рамках его общего развития, приобщения к окружающему миру (социализации). Вместе с тем учреждения дополнительного образования, также как и школа, должны строить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы любой индивид приобретал необходимые знания, навыки и умения для интеграции (социализации) к той или иной социальной среде, как представитель определенного возраста, пола, этнической, конфессиональной и т.д. групп. Его темперамент и особенности психических процессов должны учитываться только для обеспечения качественного восприятия обучающе-воспитывающего материала. Поэтому ученым, управленцам, педагогам, работающим в сфере дополнительного образования детей, необходимо выполнять поиск и выбор актуальных и востребованных жизненной практикой знаний, заниматься их технологической разработкой, обеспечивая тем самым оптимальные условия для осуществления трансляции и диагностики результатов обучающе-воспитывающего процесса. Помимо этого, значима роль педагогов, специалистов дополнительного образования в плане взаимодействия с семьей по оказанию им помощи в корректировке отношения к проявляющимся негативным моделям общественного поведения ребенка, что поможет сориентировать родителя на организацию здорового образа жизни семьи в целом.

     В связи с обозначенной проблемой, нельзя не сказать о роли родителя и учителя в приобщении ребенка к направлениям дополнительного образования. Родителю необходимо ответственно, активно участвовать в процессе личностного становления ребенка в этом возрасте. Так, родителю нужно знать о дополнительных образовательных услугах школы, об учреждениях дополнительного образования в месте их проживания. Уметь самоопределяться в учебно-воспитательных программах школы и учреждения дополнительного образования, по которым будет обучаться, воспитываться ребенок. Видеть и корректировать процесс развития ребенка по созреванию своеобразия, основных возможностей, его творческого начала, моральной сферы и связи с социальной средой. Быть заинтересованным в процессах опробования ребенком своих сил, поиске им позитивных интересов и, наконец, корректировать его нагрузку, позволяющую совмещать учебную и внеучебную деятельность, которая не будет вредить соматическому, психическому, нравственному здоровью ребенка.

     Учитель начальных классов должен проявлять не только «статистический» интерес: где и сколько его учеников занимается в УДО, но и «содержательный». А именно: во-первых, оказывать рекомендательную помощь родителям в поиске учреждения дополнительного образования; с какого возраста данному ребенку необходимо посещать УДО; как распределить учебную и внеучебную нагрузку для сохранения его здоровья. Во-вторых, включить в учебно-воспитательный процесс класса потенциал, интересы детей, реализуемые ими в УДО, что позволит не только обогатить жизнедеятельность класса, но и создать здоровую обстановку в целом, построит атмосферу значимости, ценности каждого ребенка в классе. Помимо этого, в «портфолио» ученика должны быть представлены и его школьные достижения, и успехи дополнительного образования.

     Итак, дополнительное образование детей младшего школьного возраста важно и необходимо не только со стороны развития его возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных возможностей, но и в становлении индивидуальности, творческого начала, его моральной сферы (целенаправленной закладки основ системы ценностей, эстетико-нравственного отношения к миру и самому себе) и здоровой социализации. Вследствие чего как родители, школа, так и учреждения дополнительного образования должны нести ответственность за реализацию безопасного образовательного пространства.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru