Роль учреждения дополнительного образования в жизнедеятельности младшего школьника
|
Светлана Владимировна Подзорова,
заведующая лабораторией дошкольногого и предшкольного образования
Городского центра образования и здоровья «Магистр»
г. Новосибирска
|
Учреждение дополнительного образования ? это социальная организация, чья деятельность, наряду со школой, направлена на осуществление образовательно-воспитательного процесса детей и молодежи. Данный процесс является социально-оформленной, организованной функцией общества по приобщению подрастающего поколения к культуре и полноценной их социализации. Иначе говоря, образовательно-воспитательный процесс учреждения дополнительного образования (УДО), также как и школы, строится: 1) на системе вербальных и невербальных знаковых элементов, позволяющих индивидам осуществлять взаимообмен информацией о материальной, социальной, духовной действительности; и 2) на системе воззрений, в которой выражены человеческие представления о сущностной природе объективной реальности и их отношениях к ней. В означенном ракурсе учреждения дополнительного образования обогащают учебно-воспитательный процесс школы.
Система дополнительного образования детей включает аналогичные школьной системе уровни образования: дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее общее. Помимо этого, в содержательном плане вводятся родственные направления, с которыми дети непосредственно встречаются в учебно-воспитательном процессе школы, например, такие как естественнонаучное, художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, эколого-биологическое и т.д. Таким образом, учреждения дополнительного образования, с одной стороны, действуют в одних и тех же образовательных уровнях, в близких содержательных границах со школьным образованием, применяют педагогические принципы, методы, формы обучения, воспитания и методы диагностирования, контроля, с другой – несут специфику объективных условий их существования (как учреждения дополнительного образования), а именно тех, коих школьный учебно-воспитательный процесс не может реализовать. Эта специфика является необходимым структурным элементом индивидуального образовательного процесса индивида.
Факт сходства учреждений дополнительного образования со школой ориентирует первых соотносить свою деятельность: с назначением школьного образования в целом и его уровней в отдельности; и с моделью выпускника каждого образовательного уровня. Так, назначение начальной школы мы видим в формировании выпускника, имеющего знания о внешней и внутренней среде, определенные навыки и умения с четко определенным отношением к различным сторонам бытия. Интересы общества, на стадии начального образования, реализуются в модели выпускника начальной школы, которую целесообразно представить в двух плоскостях. С одной стороны, в модели отражаются качественные характеристики младшего школьника, приобретенные им за время обучения посредством усвоения необходимых знаний, а также получения устойчивых навыков и умений по их использованию. С другой стороны, это желательные модели общественного поведения ребенка, сформированные у него за время учебы и проявляющиеся в его отношении к обществу, природе, труду, результатам трудовой деятельности, к другим людям и самому себе.
Для пояснения данного положения следует обозначить стержневые реалии младшего школьного возраста, на что значимо ориентировать педагогическую деятельность педагогов школьного и дополнительного образования. Во-первых, педагогическую деятельность надобно направить на осуществление вхождения ребенка в мир, а именно: на освоение им порядков, законов природно-социального окружения, так как данный возраст есть зачин общественного бытия. Непосредственно это выражается в его потребности приспособиться к реальности (людям, отношениям, законам, порядкам). Это явление связано с тем, что в его сознании происходит четкое разделение двух сфер: игры и действительности. Благодаря чему им овладевает интерес к настоящему миру (какой он есть на самом деле), таким образом ребенок входит в период реализма. Он сознательно, практически подражает старшим (с ярко выраженной установкой на авторитет учителя), способен сотрудничать с разновозрастными детьми и взрослыми. Все выше обозначенное формируется на основе гетерономности моральных идей, правил. Это центральное положение следует дополнить: с одной стороны, младший школьник не способен формировать свои собственные моральные идеи и брать их самостоятельно из культурной традиции, но с другой – способен понять, что необходимо делать. Итак, его сознание набирает силу руководства, он учится самоопределяться, свободно распоряжаться собой. Настоящий период реализма в духовной жизни ребенка архиважен, поэтому педагогические кадры школы, дополнительного образования и родители должны приложить максимальные силы для осуществления целенаправленной закладки в ребенке основ системы ценностей, эстетико-нравственного отношения к миру и самому себе, основанного на следующих ключевых оценочных категориях: честь и достоинство; справедливость, равноправие, коллективизм; патриотизм; бережное отношение к природе; добросовестность, социальная ответственность за конечные результаты и последствия труда; бережное, эффективное и рациональное использование результатов труда в общих интересах. Во-вторых, его расположенность, готовность (физиологическая, психологическая, интеллектуальная) к учению дает возможность овладевать новым типом деятельности ? учебной деятельностью (освоение форм учебного и внеучебного сотрудничества), что позволяет формировать позитивное отношение к познавательному процессу в целом. Кроме того, для ребенка этого возраста характерно детское лукавство, храбрость, увлечение различными героическими, сказочными, историческими образами, в связи с чем активно идет процесс пробы сил в различных направлениях. Вследствие чего родителю необходимо помогать ребенку в процессе опробования себя, в реализации возникающих, формирующихся у него позитивных интересов, потребности сотрудничества с разновозрастными детьми и взрослыми, что организационно-содержательно можно осуществить в учреждениях дополнительного образования. Итак, обозначенные тезисы позволяют выделить основные линии, которые нужно воплощать в жизнь субъектам, отвечающим за полноценное, здоровое развитие ребенка этого возраста. Этими субъектами являются родители, учителя, специалисты учреждений дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования, исходя из специфических условий построения образовательного процесса, реально существует возможность претворять в жизнь принципы индивидуально-ориентированного образования. У педагога дополнительного образования больше потенциала пробудить скрытые творческие силы личности, которые чаще всего находятся в глубине души и могут не проявляться, а значит не восприниматься окружающими. В лучшем случае, может статься, они найдут свое выражение через какие-либо мелочи или несущественные индивидуальные особенности. Здесь следует отметить, что не нужно ждать от детей младшего школьного возраста или тем более требовать особых успехов, будь то в музыкальном, художественном, спортивном развитии, если ребенок очевидно не одаренный. Названные эстетические, спортивные уклоны ребенку надобны в рамках его общего развития, приобщения к окружающему миру (социализации). Вместе с тем учреждения дополнительного образования, также как и школа, должны строить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы любой индивид приобретал необходимые знания, навыки и умения для интеграции (социализации) к той или иной социальной среде, как представитель определенного возраста, пола, этнической, конфессиональной и т.д. групп. Его темперамент и особенности психических процессов должны учитываться только для обеспечения качественного восприятия обучающе-воспитывающего материала. Поэтому ученым, управленцам, педагогам, работающим в сфере дополнительного образования детей, необходимо выполнять поиск и выбор актуальных и востребованных жизненной практикой знаний, заниматься их технологической разработкой, обеспечивая тем самым оптимальные условия для осуществления трансляции и диагностики результатов обучающе-воспитывающего процесса. Помимо этого, значима роль педагогов, специалистов дополнительного образования в плане взаимодействия с семьей по оказанию им помощи в корректировке отношения к проявляющимся негативным моделям общественного поведения ребенка, что поможет сориентировать родителя на организацию здорового образа жизни семьи в целом.
В связи с обозначенной проблемой, нельзя не сказать о роли родителя и учителя в приобщении ребенка к направлениям дополнительного образования. Родителю необходимо ответственно, активно участвовать в процессе личностного становления ребенка в этом возрасте. Так, родителю нужно знать о дополнительных образовательных услугах школы, об учреждениях дополнительного образования в месте их проживания. Уметь самоопределяться в учебно-воспитательных программах школы и учреждения дополнительного образования, по которым будет обучаться, воспитываться ребенок. Видеть и корректировать процесс развития ребенка по созреванию своеобразия, основных возможностей, его творческого начала, моральной сферы и связи с социальной средой. Быть заинтересованным в процессах опробования ребенком своих сил, поиске им позитивных интересов и, наконец, корректировать его нагрузку, позволяющую совмещать учебную и внеучебную деятельность, которая не будет вредить соматическому, психическому, нравственному здоровью ребенка.
Учитель начальных классов должен проявлять не только «статистический» интерес: где и сколько его учеников занимается в УДО, но и «содержательный». А именно: во-первых, оказывать рекомендательную помощь родителям в поиске учреждения дополнительного образования; с какого возраста данному ребенку необходимо посещать УДО; как распределить учебную и внеучебную нагрузку для сохранения его здоровья. Во-вторых, включить в учебно-воспитательный процесс класса потенциал, интересы детей, реализуемые ими в УДО, что позволит не только обогатить жизнедеятельность класса, но и создать здоровую обстановку в целом, построит атмосферу значимости, ценности каждого ребенка в классе. Помимо этого, в «портфолио» ученика должны быть представлены и его школьные достижения, и успехи дополнительного образования.
Итак, дополнительное образование детей младшего школьного возраста важно и необходимо не только со стороны развития его возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных возможностей, но и в становлении индивидуальности, творческого начала, его моральной сферы (целенаправленной закладки основ системы ценностей, эстетико-нравственного отношения к миру и самому себе) и здоровой социализации. Вследствие чего как родители, школа, так и учреждения дополнительного образования должны нести ответственность за реализацию безопасного образовательного пространства.
|