На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Особенности формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением речи

Ирина Геннадьевна Матвеева,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 199 Октябрьского района
г. Новосибирска

     Проблемы физического и психического здоровья школьников в настоящее время более чем актуальны. Растет количество детей с задержкой психического развития, детей с социальной дезадаптацией, с различными невротическими нарушениями. Ежегодные обследования учащихся младших классов показывают нарастание уровня тревожности, снижение познавательной активности и мотивации учебной деятельности.

     Ежегодно в школу поступает большое количество детей, имеющих негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но позволяющие осваивать школьную программу в той или иной степени. Среди этих детей высокий процент учащихся с нарушениями речи (диаграмма 1).


Диаграмма 1

     Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Дети с такими нарушениями двигательно беспокойны, раздражительны, суетливы, часто проявляют грубость и непослушание. По мнению профессора Волковой Л.С., многим детям с нарушением речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

     Мною было проведено исследование, целью которого было изучить особенности формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников с общим нарушением речи (ОНР) по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием.

     В исследовании были использованы следующие методы:
     1. Анализ методической литературы по данной тематике.
     2. Эксперимент, выявляющий особенности развития эмоционально-волевой сферы.
     3. Наблюдение за школьниками в процессе учебной деятельности.
     4. Беседы с учителями и родителями.

     В эксперименте принимали участие ученики 1-х, 2-х и 3-х классов, всего 99 человек. Среди учащихся двух первых классов (55 человек) имели нарушения речи 29; из 19 учеников второго класса 16 имели нарушения речи и среди учащихся третьего класса (25 человек) имели нарушения речи 4 человека.

     По данным Осницкого В.П., эмоционально-волевая сфера включает в себя следующие параметры: самооценка, тревожность, самоконтроль, саморегуляция, мотивация достижения успехов. Ковалёв А.Г. пишет о том, что «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги – один из основных параметров индивидуальных различий». Определённый уровень тревожности – нормальная особенность каждого человека, однако повышенный уровень тревожности является проявлением неблагополучия личности. Ученики с высоким уровнем тревожности эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче; хуже работают в стрессовых ситуациях или ситуациях дефицита времени; боязнь неудачи доминирует у них над стремлением к достижению успеха. Для исследования уровня тревожности мною была выбрана методика Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина.

     Как видно по результатам исследования, высокий уровень тревожности имеют большинство младших школьников с ОНР, их эмоциональное состояние является напряженным, негативным. Низкий уровень тревожности имеют лишь 15,4 % учащихся с ОНР, причём, это ученики 1-х классов, для которых школа и школьные трудности пока еще не являются травмирующими.

Сравнительная диагностика уровня тревожности младших школьников с ОНР и не имеющих речевых нарушений

Уровень Тревожность
высокий средний низкий
Учащиеся с ОНР 1 класс 47,9% 36,7% 15,4%
2 класс 55,8% 44,2% 0%
3 класс 86% 14% 0%
Учащиеся без речевых нарушений 1 класс 0% 13% 87%
2 класс 0% 0% 100%
3 класс 13,3% 46% 40,7%

     Рассмотрим особенности самооценки учащихся с ОНР по сравнению с самооценкой их сверстников без речевых нарушений. По словам Выготского Л.С., самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Для определения уровня самооценки использовалась методика «Лесенка» Якобсон-Щур.

Сравнительная диагностика уровня самооценки учащихся с ОНР и не имеющих речевых нарушений

Учащиеся Самооценка
высокий средний низкий
1-3 классов с ОНР 0,7% 74% 25,3%
1-3 классов без нарушений речи 48% 49% 3%

     Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень самооценки учащихся с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений, причем высокий уровень самооценки имеет лишь один ученик с ОНР.

     Конопкин О.А. отмечает, что «дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля и саморегуляции деятельности». Они могут подчиняться контролю извне, например, со стороны взрослых, но сами не умеют контролировать своё поведение и речь.

     Выявление уровня мотивации достижения успехов проводилось по методике Немова Р.С. «Запомни и воспроизведи рисунок». Задача эксперимента – подтвердить или опровергнуть мнение, что степень развитости потребности в достижении успехов у учащихся без нарушений речи выше, чем у учащихся с ОНР, и в то же время у учащихся с ОНР доминирует потребность избегания неудач. В эксперименте участвовали ученики 2-го и 3-го классов в количестве 44 человек, из них 20 человек (16 из 2-го, 4 из 3-го классов) с ОНР. После обработки результатов были получены процентные показатели степени развитости у учеников потребности в достижении успехов и избегании неудач (диаграммы 2 и 3).


Диаграмма 2


Диаграмма 3

     Как показывают результаты, у учащихся без нарушений речи сильнее выражена потребность в достижении успеха, наблюдения за учениками показали, что данные дети более активны в случае неудачи, у них выше стремление к соревнованию, желание добиваться всегда и везде успехов. У учащихся с ОНР, наоборот, наблюдается противоположная тенденция: снижение активности в случае неудачи, избегание соревнования, снижение стремления к успехам.

     Беседы с учителями и родителями, а также наблюдения за учениками в процессе учебной и внеурочной деятельности позволили сделать выводы о проявлении волевых качеств у учащихся с ОНР по сравнению с учениками без речевых нарушений:
     1. Учащиеся с ОНР менее сознательны в выполнении установленного порядка (соблюдении требований учителей, в выполнении трудовых поручений, правил и т.д.), чаще совершают различные проступки (например, уход с занятий без разрешения), т.е. у данных учащихся ярче выражены признаки недисциплинированности.
     2. У школьников с ОНР хуже развита самостоятельность. При выполнении посильной деятельности данные дети требуют помощь и постоянный контроль со стороны. Часто данные дети не могут самостоятельно найти себе занятие или организовать свою деятельность, отстоять своё мнение, не проявляя упрямства, даже если не правы.
     3. Дети с речевой патологией менее настойчивы в стремлении доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, не снижать энергии в борьбе с трудностями, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности.
     4. Учащиеся с ОНР чаще проявляют нетерпение в деятельности, неумение держать себя в конфликтных ситуациях, спорах, т.е. у данных учащихся хуже развиты признаки выдержки, и эти дети более эмоционально возбудимы.
     5. Ученики с ОНР менее организованы и испытывают сложности в содержании порядка на рабочем месте, аккуратности по отношению к учебным предметам, одежде, планировании своих действий, рациональному использованию своего времени.
     6. Учащиеся с ОНР менее решительны и инициативны в учебной деятельности, реже, по сравнению с учениками без речевых нарушений, проявляют себя творчески.

     Таким образом, в итоге исследования можно сделать следующие выводы:
     – ни один учащийся, имеющий речевые нарушения, не испытывает продуктивного эмоционального отношения к учению;
     – большинство учащихся с нарушениями речи в процессе обучения и общения со сверстниками испытывают тревожность и негативные эмоции;
     – самооценка учащихся с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений;
     – признаки волевых качеств школьника у учащихся с нарушениями также развиты хуже, чем у детей без нарушений речи.

     Обучение и эмоционально-волевая сфера неразрывны, они становятся источником развития психики ребёнка. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, испытывая чувство тревоги, дети ничему не смогут научиться, сколько бы сил не тратили на это взрослые. Поэтому задача педагога, учитывая выше перечисленные факторы, найти подход, средства и методы для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Литература

     1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997.
     2. Волкова Л.С. Логопедия. Методические наследия. – М.: ВЛАДОС, 2003.
     3. Конопкин О.А Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.,1980.
     4. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал – 2005. – № 1 – С. 27-42.
     5. Немов Р.С. Психология: Кн.3 – М.: ВЛАДОС, 1998.
     6. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы, исследования и диагностики. М., 1996.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru