На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Развитие двигательных и творческих способностей детей с нарушением зрения в танцевальной деятельности

Ольга Вячеславовна Перескокова,
педагог дополнительного образования
МУДО Центра детского творчества
Советского района г. Новосибирска

     Вопрос физического воспитания подрастающего поколения – важнейший вопрос в современном обществе. Особенно он актуален для детей с нарушением зрения. Как показали исследования, двухразовых учебных занятий по физкультуре недостаточно для обеспечения нормального физического развития и устранения недостатков физической подготовленности детей с нарушением зрения. Поэтому танцевальная деятельность в общем и танцевальные игры в частности приобретают для таких детей особое значение. Тифлопедагоги пишут, что «игра незаметно для слабовидящего ребёнка заставляет его поднять голову, выпрямить спину, заставляет бегать, прыгать, лазить, прислушиваться и ориентироваться в быстро меняющемся пространстве». Вместе с тем ещё мало специально подобранных игр для слепых и слабовидящих детей, а программа занятий по ритмике ориентирована в большей степени на работу с музыкальным руководителем.

     Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

     Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Долгое время двигательные способности как таковые не рассматривались, затем стали выделять двигательные качества, пока Ильин не предложил термин «двигательные способности» и не дал ему четкое определение. Однако проблемой двигательных способностей у детей с нарушением зрения специалисты не занимались и их не классифицировали.

     Первой решила классифицировать двигательные способности у детей с нарушением зрения Феактистова В.А. Она выделила девять видов двигательных способностей: мышечная сила, гибкость, статическое и динамическое равновесие, прыгучесть, статическая и динамическая выносливость, точность и быстрота движений.

     Для дошкольников с нарушениями зрения характерна меньшая подвижность, нечеткость координации движений, снижение их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Такие дети испытывают трудности при ориентировании в пространстве, выполнении движений на равновесие, при формировании основных движений (бега, ходьбы, прыжков, лазания). Это вызывает снижение двигательной активности, сдерживает развитие естественных потребностей в движениях.

     Танцевальная деятельность для детей с различными зрительными патологиями приобретает и лечебное действие. Кроме развития движений осуществляется и тренировка зрительных функций. Танцевальные игры с предметами (платочками, погремушками, цветами, султанчиками и др.) развивают глазодвигательные функции: прослеживание, фиксацию, конвергенцию и др. В играх с использованием различных атрибутов (мячей, кеглей, обручей и др.) также развиваются и тренируются зрительные функции, так как при выполнении движений с различными предметами дети должны фиксировать свой взор на них и прослеживать все моменты их передвижения. Развитие таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, ритмичность и скоординированность движений, возможны только при участии зрения, которое само в процессе их выполнения тренируется и совершенствуется.

     Исходя из всего вышесказанного, я выдвинула гипотезу, предположив, что наиболее рациональным средством в развитии двигательных способностей детей с нарушением зрения является танцевальная игра.

     Чтобы ее проверить, необходимо провести диагностику всех компонентов двигательных способностей до проведения комплекса танцевальных игр и после. И здесь обнаружилась нехватка диагностических методик. Все авторы, занимающиеся проблемой двигательных способностей у детей с нарушением зрения, начинают их изучение с младшего школьного возраста. Поэтому я, опираясь на общие методические рекомендации и правила диагностического обследования, а также на нормы физического развития детей с нарушением зрения (Феоктистова В.А., Плаксина Л.И.) отобрала наиболее приемлемые диагностические методики и провела их адаптацию.

     Исследования проводились на базе МДОУ № 320 «Колосок» г. Новосибирска с 4 ноября 2004 года по 16 мая 2005 года. В исследовании участвовало 9 детей, которые составили экспериментальную группу. В течение этого времени проводилась первичная диагностика, коррекционно-развивающие занятия, повторная диагностика.

     При работе с детьми с нарушением зрения важное значение приобретает пропедевтика. Пропедевтическая работа заключается в дополнительном, предварительном разъяснении основных задач, требований, целей предстоящей работы и пользе движений, направлений, способов действия.

     Для диагностики двигательных способностей были использованы следующие методики, которые можно разделить на блоки (по компонентам двигательных способностей): методики Ростомашвили Л.Н., Сермеева Б.В., Азаряна Р.Н., Озолина Н.Г., Саркизова Р.А., Дмитриева А.А., пробы Бондаревского и Ромберга.

     Исследование проводилось поэтапно:
     1. Подбор и адаптация методик (методики адаптировались по возрастным нормам, по зрительной нагрузке в сторону снижения нормативов, исходя из данных Сермеева Б.В., Азаряна Р.Н., Аветисова Э.С.).
     2. Проведение двигательных тестов. Так как тестов много, они проводились последовательно, по три за один раз. Для увеличения достоверности данных при диагностике тесты менялись местами. Например, с одним ребенком – а, б, в, с другим – б, в, а, с третьим – в, а, б и т.д.
     3. Первичная обработка данных.
     4. Вторичная обработка данных и анализ полученных результатов.

     Для развития и коррекции выше перечисленных качеств была разработана коррекционно-развивающая программа, состоящая из 4 этапов:
     1. Ориентировочный (2 занятия).
     2. Этап актуализации и объективирования типичных трудностей в развитии детей (2-3 занятия по мере необходимости).
     3. Конструктивно-формирующий этап (36 занятий).
     4. Обобщающе-закрепляющий этап (3-4 занятия).

     В течение шести месяцев я проводила коррекционно-педагогическую работу с детьми экспериментальной группы по разработанной мною программе. В мае провела повторную диагностику и проанализировала результаты.

     Анализ показал, что правильно организованные и систематически проводимые танцевальные игры способствуют развитию двигательных способностей детей с нарушением зрения.

     В дальнейшем планирую разработать аналогичную технологию для развития двигательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения, подобрав соответствующий диагностический и коррекционно-развивающий материал.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru