На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Кадетское воспитание: ролевая игра

Николай Вальдемарович Бордюг,
Председатель Общественного Совета директоров Кадетских Корпусов
Министерства образования и науки России

     В своей статье «И закон, и духовность» («АиФ» № 8, 2007 г., с.12) заместитель Генерального прокурора РФ А.В. Звягинцев пишет: «Недавно проводился социологический вопрос на тему, можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть… Только 28 % [молодых] считают, что… нельзя. А 54% готовы поступиться моралью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственного обогащения. За этими цифрами – целые поколения, готовые на всё ради того, чтобы нечестным путём выбиться в люди, войти во власть. Но между готовностью переступить мораль и настоящим преступлением дистанция невероятно мала. Одно неминуемо тянет за собой другое. В результате общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряются не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего… Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные начала, [известный правовед] Кони убеждённо говорил: только в юные годы, годы учёбы и постижения жизни!.. Нравственный фундамент… в ребёнке закладывают родители и близкие. Государство, учебные заведения, общественные объединения приходят в жизнь человека позже… Таких родителей у нас явно недостаточно… Запоздалое и порой условное подключение государства и общества к воспитанию ребёнка означает одно: ребёнок становится продуктом бытового воспитания в неблагополучной семье, на улице, которая преподаёт эгоистические и примитивные «премудрости»… Жизненный приоритет новых поколений – заработать как можно больше, как можно быстрее. И – любым способом».

     Что делать? – извечный «русский вопрос». Так на него ответил великий русский философ И.А. Ильин в 1922 году, незадолго до эмиграции: «Воспитывать в народе государственный образ мыслей, государственное настроение чувства, государственное направление воли». Это – вопрос идеологии, которая должна воцариться в семье, в школе, на предприятии, в офисе – в народе. И идеология эта должна быть принята и государством, и всеми его институтами, в том числе и нами – деятелями образования.

     Исторически огромную роль в воспитании подрастающего поколения играли кадетские корпуса. Как пишет русский зарубежный кадет И.Н. Андрушкевич («Исторический сборник», Нью-Йорк, 1996 г., С. 102): «Кадетские корпуса были такими учреждениями, в которых Русское государство пыталось дать цельное, целостное, интегральное воспитание. В первую очередь – Христианское и духовное, во вторую – интеллектуальное и патриотическое во всех отношениях».

     За долгие годы в корпусах складывались традиции, нравственные законы, которым следовали многие поколения кадет, и кадеты эти вырастали достойными и благородными людьми, верно служившими Родине.

     Не устану повторять: Императорские кадетские корпуса России – один из достойнейших объектов для изучения и примера.

     В «старых» кадетских корпусах была разработана и успешно действовала мощная система воспитания кадет, суть которой выражена, например, в инструкциях и наставлениях КК тех времён: «Общая цель нравственного воспитания состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанника, в правильном образовании его представлений и понятий, в пробуждении и закреплении в нём чувств чести, добра и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремлений и действий с нравственной нормой. Для успеха воспитания детей и юношей в закрытом учебном заведении существенно необходимо, чтобы вся окружающая среда их здесь постоянно оказывала благотворное влияние на нравственный склад каждого из воспитывающихся, содействуя вообще развитию в нём высших и ограничению низших склонностей. Затем все преднамеренные действия ближайших воспитателей должны основываться на педагогических познаниях и разумной опытности их самих и на всестороннем знакомстве с природой каждого из порученных им воспитанников» («Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов», СПб, 1908 г., С.23). «Вся обстановка в кадетских корпусах рассчитана на то, чтобы с первых же шагов вступившего в их стены ребёнка ввести [его] в самое тесное общение с его Родиной, с её славными культурными, историческими и военными образами и тем… способствовать в сердцах их любви к Родине, а в умах – знания и понимания её прошлой и настоящей жизни» («О патриотическом воспитании в кадетских корпусах», СПб, 1911 г., С.9-10).

     Действительно необычна, по сравнению с гимназиями, школами и многими другими образовательными учреждениями Российской Империи, была сама обстановка в кадетских корпусах: обстановка, которая практически равнялась службе во «взрослой» воинской части. Однако педагоги тех времён прекрасно понимали, что имеют дело не со взрослыми воинами, а с детьми и предупреждали: «Строй имеет непосредственное практическое приложение к кадетской жизни… В высшей степени важно, чтобы при таком частом приложении строй не терял в глазах кадет своего значения и не казался им тягостным… К нему следует прибегать лишь в установленных случаях…, он не должен превращаться в глазах кадет в явление бесцельное. Малолетнего кадета в строю не следует держать долго, в особенности же без надобности, и доводить его этим до утомления. По той же причине строй отнюдь не должен употребляться как мера взыскания… Воспитание кадета в духе военных требований не должно вести к проявлению в нём резкости или грубости внешних форм. Напротив, приучая к точному и неуклонному исполнению уставных правил, военные упражнения заключают в себе много условий для выработки красивой, приличной и молодцеватой внешности воспитанников» («Общая программа и распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах», СПб, 1890 г., С.12).

     Сейчас, с современных педагогических позиций, многое происходившее в «старых» корпусах можно было бы, наверное, назвать «ролевой игрой», «деловой игрой в армию» в данном случае.

     Ролевой игре уделяется весьма серьёзное внимание в педагогике и психологии наших дней, ибо эта форма работы с обучающимися подчас даёт достаточно значимые результаты. Давно известно, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, а часто – снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими и непривычной ситуацией, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения и действий, снимая опасность социально значимых последствий (см., например, А.А. Осипова: «Общая психокоррекция», М., 2002 г.). Блестящие примеры организации ролевых игр: Союз скаутов, «Общество Русских юных разведчиков», «Русские соколы», НВПО «МГИВ» (основанное ещё в 1958 году и ныне действующее в Новосибирске) и другие.

     Характерная особенность ролевой игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
     1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
     2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

     Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект: устанавливается положительный эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий. Важные отличительные признаки игры – быстро меняющиеся ситуации (что в реальном военном деле – частое явление), в которых оказывается объект после действий с ними, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

     Структуру ролевой игры составляют собственно роли, распределённые между играющими (в КК, например, «роль» командира отделения, старшего по классу, фельдфебеля корпуса, вице-ефрейтора, вице-унтер-офицера и т.д., в т.ч. и временные «роли»: редактора боевого листка, физорга, культорга, «командира взвода» в условном «бою» и пр.); игровые действия как средство реализации этих ролей; часто – игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными (например, использование макетов карабина, автомата, пистолета вместо боевого оружия); реальные отношения между играющими.

     Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, – роль.

     Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Так, некоторые школы создают сейчас в своих стенах некие «детские республики», «средневековые города» или «фирмы», – в кадетских корпусах нет нужды искусственно создавать сюжет игры, ибо сама структура корпуса – это уже a priori «вечный сюжет» воинской части или соединения. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни (в корпусах это – многоплановая, многообразная жизнь воинской организации). В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка и его социализация. Ряд исследователей подчёркивает особую ценность ролевой игры в том, что она кардинально отличается от игры, например, профессионального театра (где профессиональные актёры делают более или менее талантливо то, что написано автором, и они ограничены в своих действиях авторским текстом): в ролевой игре часто проявляются спонтанность, творчество, а иногда и катарсис (эмоциональное потрясение и внутреннее очищение), и инсайт (вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы). Существует немало описаний теории и практики ролевых игр, их психолого-педагогического значения, их структуры и содержания, методики применения (К. Рудестам «Групповая психотерапия», М., 1990 г.; Эльконин Б.Д. «Психология игры», М., 1977 г.; Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребёнка», М., 1997 г. и многие другие), которые можно применять в практике ведения ролевых игр в кадетских образовательных учреждениях.

     «Вся жизнь – театр, а все люди – актёры», – прозорливо отметил много веков назад великий У. Шекспир. «Большой кадетский театр» существует в России уже более 250 лет, и его сила, действенность, высокое искусство проверены многими десятилетиями. И в нынешний сложный «переходный» период жизни страны он будет одним из начал возрождения новой России, одним из источников чистого света. Дай Бог и далее ему нести высокую силу нравственности, духовности, патриотизма, знаний и никогда не превращаться в другой театр – «театр военных действий»! В добрый путь, господа!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru