Кадетское воспитание: ролевая игра
|
Николай Вальдемарович Бордюг,
Председатель Общественного Совета директоров Кадетских Корпусов
Министерства образования и науки России
|
В своей статье «И закон, и духовность» («АиФ» № 8, 2007 г., с.12) заместитель Генерального прокурора РФ А.В. Звягинцев пишет: «Недавно проводился социологический вопрос на тему, можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть… Только 28 % [молодых] считают, что… нельзя. А 54% готовы поступиться моралью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственного обогащения. За этими цифрами – целые поколения, готовые на всё ради того, чтобы нечестным путём выбиться в люди, войти во власть. Но между готовностью переступить мораль и настоящим преступлением дистанция невероятно мала. Одно неминуемо тянет за собой другое. В результате общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряются не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего… Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные начала, [известный правовед] Кони убеждённо говорил: только в юные годы, годы учёбы и постижения жизни!.. Нравственный фундамент… в ребёнке закладывают родители и близкие. Государство, учебные заведения, общественные объединения приходят в жизнь человека позже… Таких родителей у нас явно недостаточно… Запоздалое и порой условное подключение государства и общества к воспитанию ребёнка означает одно: ребёнок становится продуктом бытового воспитания в неблагополучной семье, на улице, которая преподаёт эгоистические и примитивные «премудрости»… Жизненный приоритет новых поколений – заработать как можно больше, как можно быстрее. И – любым способом».
Что делать? – извечный «русский вопрос». Так на него ответил великий русский философ И.А. Ильин в 1922 году, незадолго до эмиграции: «Воспитывать в народе государственный образ мыслей, государственное настроение чувства, государственное направление воли». Это – вопрос идеологии, которая должна воцариться в семье, в школе, на предприятии, в офисе – в народе. И идеология эта должна быть принята и государством, и всеми его институтами, в том числе и нами – деятелями образования.
Исторически огромную роль в воспитании подрастающего поколения играли кадетские корпуса. Как пишет русский зарубежный кадет И.Н. Андрушкевич («Исторический сборник», Нью-Йорк, 1996 г., С. 102): «Кадетские корпуса были такими учреждениями, в которых Русское государство пыталось дать цельное, целостное, интегральное воспитание. В первую очередь – Христианское и духовное, во вторую – интеллектуальное и патриотическое во всех отношениях».
За долгие годы в корпусах складывались традиции, нравственные законы, которым следовали многие поколения кадет, и кадеты эти вырастали достойными и благородными людьми, верно служившими Родине.
Не устану повторять: Императорские кадетские корпуса России – один из достойнейших объектов для изучения и примера.
В «старых» кадетских корпусах была разработана и успешно действовала мощная система воспитания кадет, суть которой выражена, например, в инструкциях и наставлениях КК тех времён: «Общая цель нравственного воспитания состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанника, в правильном образовании его представлений и понятий, в пробуждении и закреплении в нём чувств чести, добра и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремлений и действий с нравственной нормой. Для успеха воспитания детей и юношей в закрытом учебном заведении существенно необходимо, чтобы вся окружающая среда их здесь постоянно оказывала благотворное влияние на нравственный склад каждого из воспитывающихся, содействуя вообще развитию в нём высших и ограничению низших склонностей. Затем все преднамеренные действия ближайших воспитателей должны основываться на педагогических познаниях и разумной опытности их самих и на всестороннем знакомстве с природой каждого из порученных им воспитанников» («Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов», СПб, 1908 г., С.23). «Вся обстановка в кадетских корпусах рассчитана на то, чтобы с первых же шагов вступившего в их стены ребёнка ввести [его] в самое тесное общение с его Родиной, с её славными культурными, историческими и военными образами и тем… способствовать в сердцах их любви к Родине, а в умах – знания и понимания её прошлой и настоящей жизни» («О патриотическом воспитании в кадетских корпусах», СПб, 1911 г., С.9-10).
Действительно необычна, по сравнению с гимназиями, школами и многими другими образовательными учреждениями Российской Империи, была сама обстановка в кадетских корпусах: обстановка, которая практически равнялась службе во «взрослой» воинской части. Однако педагоги тех времён прекрасно понимали, что имеют дело не со взрослыми воинами, а с детьми и предупреждали: «Строй имеет непосредственное практическое приложение к кадетской жизни… В высшей степени важно, чтобы при таком частом приложении строй не терял в глазах кадет своего значения и не казался им тягостным… К нему следует прибегать лишь в установленных случаях…, он не должен превращаться в глазах кадет в явление бесцельное. Малолетнего кадета в строю не следует держать долго, в особенности же без надобности, и доводить его этим до утомления. По той же причине строй отнюдь не должен употребляться как мера взыскания… Воспитание кадета в духе военных требований не должно вести к проявлению в нём резкости или грубости внешних форм. Напротив, приучая к точному и неуклонному исполнению уставных правил, военные упражнения заключают в себе много условий для выработки красивой, приличной и молодцеватой внешности воспитанников» («Общая программа и распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах», СПб, 1890 г., С.12).
Сейчас, с современных педагогических позиций, многое происходившее в «старых» корпусах можно было бы, наверное, назвать «ролевой игрой», «деловой игрой в армию» в данном случае.
Ролевой игре уделяется весьма серьёзное внимание в педагогике и психологии наших дней, ибо эта форма работы с обучающимися подчас даёт достаточно значимые результаты. Давно известно, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, а часто – снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими и непривычной ситуацией, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения и действий, снимая опасность социально значимых последствий (см., например, А.А. Осипова: «Общая психокоррекция», М., 2002 г.). Блестящие примеры организации ролевых игр: Союз скаутов, «Общество Русских юных разведчиков», «Русские соколы», НВПО «МГИВ» (основанное ещё в 1958 году и ныне действующее в Новосибирске) и другие.
Характерная особенность ролевой игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект: устанавливается положительный эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий. Важные отличительные признаки игры – быстро меняющиеся ситуации (что в реальном военном деле – частое явление), в которых оказывается объект после действий с ними, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру ролевой игры составляют собственно роли, распределённые между играющими (в КК, например, «роль» командира отделения, старшего по классу, фельдфебеля корпуса, вице-ефрейтора, вице-унтер-офицера и т.д., в т.ч. и временные «роли»: редактора боевого листка, физорга, культорга, «командира взвода» в условном «бою» и пр.); игровые действия как средство реализации этих ролей; часто – игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными (например, использование макетов карабина, автомата, пистолета вместо боевого оружия); реальные отношения между играющими.
Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, – роль.
Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Так, некоторые школы создают сейчас в своих стенах некие «детские республики», «средневековые города» или «фирмы», – в кадетских корпусах нет нужды искусственно создавать сюжет игры, ибо сама структура корпуса – это уже a priori «вечный сюжет» воинской части или соединения. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни (в корпусах это – многоплановая, многообразная жизнь воинской организации). В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка и его социализация. Ряд исследователей подчёркивает особую ценность ролевой игры в том, что она кардинально отличается от игры, например, профессионального театра (где профессиональные актёры делают более или менее талантливо то, что написано автором, и они ограничены в своих действиях авторским текстом): в ролевой игре часто проявляются спонтанность, творчество, а иногда и катарсис (эмоциональное потрясение и внутреннее очищение), и инсайт (вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы). Существует немало описаний теории и практики ролевых игр, их психолого-педагогического значения, их структуры и содержания, методики применения (К. Рудестам «Групповая психотерапия», М., 1990 г.; Эльконин Б.Д. «Психология игры», М., 1977 г.; Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребёнка», М., 1997 г. и многие другие), которые можно применять в практике ведения ролевых игр в кадетских образовательных учреждениях.
«Вся жизнь – театр, а все люди – актёры», – прозорливо отметил много веков назад великий У. Шекспир. «Большой кадетский театр» существует в России уже более 250 лет, и его сила, действенность, высокое искусство проверены многими десятилетиями. И в нынешний сложный «переходный» период жизни страны он будет одним из начал возрождения новой России, одним из источников чистого света. Дай Бог и далее ему нести высокую силу нравственности, духовности, патриотизма, знаний и никогда не превращаться в другой театр – «театр военных действий»! В добрый путь, господа!
|