На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Новосибирскому Дворцу творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» - 65 лет!

Ирина Юрьевна Каменская,
руководитель отдела НОУ
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
г. Новосибирска

     Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», возникнув в 1943 году, обладая огромным многолетним опытом в области образования и воспитания детей, органично сочетая в своей деятельности традиции и инновационные процессы, сегодня является крупнейшим городским центром современного дополнительного образования, неотъемлемой частью образовательного пространства мегаполиса, значительно обогащающей социально-педагогические условия для реализации потребностей и интересов юных горожан. При этом полно реализуется специфика и потенциальные возможности системы дополнительного образования, связанные с формированием и развитием творческой индивидуальности ребенка.

     Более двенадцати тысяч детей занимаются по 10 направлениям дополнительного образования под руководством настоящих профессионалов, понимающих сферу образования как территорию прогресса, выполняющих миссию воспитания нравственно цельной личности, способной к успешной социализации в современном обществе, культурному и профессиональному самоопределению, саморазвитию.

     Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения оригинальных программ обучения, ориентированных на постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, на создание условий для психологического комфорта обучающегося в детском коллективе, для того, чтобы было захватывающе интересно подниматься по ступеням творчества, познавая новое, приобретая определенные личностные качества, необходимые для достижения успеха в избранном виде деятельности.

     Учреждение реализует 110 образовательных программ по следующим направленностям:
     – Эколого-биологическая;
     – Культурологическая;
     – Туристско-краеведческая;
     – Естественнонаучная;
     – Спортивно-техническая;
     – Военно-патриотическая;
     – Физкультурно-спортивная;
     – Социально-педагогическая;
     – Научно-техническая;
     – Художественно-эстетическая.

     С детьми работают 240 педагогов дополнительного образования. Организационно управленческая модель в ДТД УМ «Юниор», разработанная директором учреждения, кандидатом философских наук, Отличником народного просвещения Анатолием Леонидовичем Куравским, дает возможность отследить уровень каждой программы, степень ее результативности. Создана система повышения уровня педагогического мастерства, разработаны критерии оценки деятельности педагога. При этом делается акцент на наличие инновационного, оригинального компонента, уровень научно-методической и психолого-педагогической компетентности. Общая нацеленность коллектива ДТД УМ «Юниор» на педагогический успех, плодотворная работа ученых и научных консультантов в каждом структурном подразделении, особенности кадровой политики – все это способствует высокому уровню эффективности и качества оказываемых услуг, что подтверждается стопроцентной сохранностью контингента обучающихся при сравнении численности обучающихся на начало и конец учебного года.

     Свидетельством высокого профессионализма специалистов ДТД УМ «Юниор» являются победы в городском, областном и Всероссийском конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», а также областном и Всероссийском конкурсах авторских программ. Назовем имена наших победителей. На городском этапе престиж учреждения достойно поддержали педагоги Тихомирова Л.В., Еременко О.П., Устюжанин П.Я., Петров Д.Ф., Чернухин О.А., Дегтярев В.Б., Добров О.Г., Бахарев С.Б. На областном уровне призовых мест удостоились Еременко О.П., Чернухин О.А., Добров О.Г., Бахарев С.Б. На Всероссийском уровне самых высоких оценок жюри удостоились Бахарев С.Б., Чернухин О.А. (2 место). Во Всероссийском конкурсе образовательных программ лауреатами стали Чернухин О.А., Добров О.Г., Яценко Н.В., Егорова Р.И., Рубинштейн Т.Г.

     Охарактеризуем в целом весь широкий спектр реализуемых программ, разработанных на основе базовой образовательной программы «Ступени творчества», позволяющей выстроить образовательный процесс по модульному принципу. Современная научная обоснованность базовой программы, содержащей концепцию обучения и воспитания в учреждении, обеспечивает общее направление организации образовательного процесса в детских объединениях в рамках единых цели и задач. Таким образом, создаются условия для высокопрофессионального подхода к построению образовательных программ педагогами учреждения. При этом программы педагогов носят вариативный, разносторонний характер, отличаются содержанием деятельности, формами и методами работы, ориентацией на различные социальные и возрастные группы, интересы и потребности детей и родителей. Вершину педагогического мастерства демонстрируют специалисты, реализующие собственные инновационные авторские программы. Таких программ в учреждении 34. Высокой степенью актуальности и новизны характеризуются экспериментальные программы – 21.

     Представим подробнее наиболее яркие детские коллективы по каждой из 10 направленностей образовательной деятельности ДТД УМ «Юниор».

     В рамках социально-педагогической направленности действуют клубы интеллектуального развития, появившиеся в начале 90-х гг. Это был поиск новых педагогических технологий, направленных на интеллектуальное развитие личности. Сегодня в 15-ти клубах занимаются ребята начального, среднего и старшего школьного возраста, неизменно демонстрируя успех в городских и областных интеллектуальных турнирах. 11 обучающихся стали лауреатами конкурса «Интеллектуально-творческий марафон» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск, 2006).

     В целом, социально-педагогическая направленность ориентирована на формирование социального опыта через социальную грамотность и социальные навыки. Ярким примером являются творческие объединения, работающие по единой программе «Лидер», разработанной лабораторией «Детское движение». Программа успешно реализуется по трем направлениям: социальное проектирование, социальное взаимодействие, социальная инициатива. Обучающиеся творческих объединений лаборатории – неоднократные призеры городской и региональной научно-практических конференций школьников, Всероссийской конференции «Национальное достояние». Воспитанница объединения «Содружество» Гейгер Дарья награждена Серебряным знаком «Национальное достояние» (г. Москва, 2007 год).

     Художественно-эстетическая направленность формирует и развивает эстетические потребности обучающихся. Творческое объединение «Кураж» (хореографический коллектив) – лауреат городских и областных фестивалей, дипломант Всероссийского конкурса «Открытие XXI века».

     Ансамбль танца «Сибиряне» – лауреат международного фестиваля «Евроарт».

     Вокально-эстрадная студия «Мастер-класс» – лауреат городского конкурса юных вокалистов «Первоцвет», регионального конкурса «Свежий ветер», международного фестиваля «Синеокая Анапа».

     Главной целью культурологической направленности является приобщение воспитанников к духовно-нравственным ориентирам, включенным в общий контекст традиционного жизненного уклада народа. Данную направленность представляет клуб юных археологов, который в течение 30 лет ведет активную научно-исследовательскую работу. На его счету – открытие десятков новых археологических памятников. Воспитанники клуба неоднократные лауреаты и победители научно-практических конференций городского, регионального и Всероссийского уровней. А обучающаяся Елизавета Рослякова дважды получила Серебряный знак «Национальное достояние» (г. Москва, 2007 и 2008 годы).

     Военно-патриотическая направленность представлена патриотическими клубами, в которых ведутся занятия по рукопашному бою, общефизической, строевой, воздушно-десантной, огневой подготовке, изучается военная история, топография и др.

     Цель естественнонаучной направленности – выявление и развитие специальных (профессиональных) способностей, поэтому программы предусматривают серьезную профессиональную подготовку. Такую, как в детском научном объединении «Биологические исследования. Микробиология», которое действует на базе лаборатории микробиологии Института систематики и экологии животных СО РАН. В ходе занятий обучающиеся активно включаются в научную субкультуру, ведут самостоятельные исследования, с результатами которых успешно выступают на региональных и Всероссийских конференциях школьников.

     Эколого-биологический профиль представлен шестью объединениями, включая детский энтомологический центр, организованный в 1987 году. Во время экспедиций центром было открыто 15 новых представителей энтомофауны Сибири и Дальнего Востока.

     Цель научно-технической направленности – выявление, развитие и поддержка детей, одаренных в области научного творчества. Старшеклассников, проявляющих неординарные способности в области точных наук, объединяет городская школа математики и информатики, действующая на базе Новосибирского государственного технического университета. Программой предусмотрена предпрофессиональная подготовка к будущей работе в наукоемких технологиях. Воспитанники школы – участники и победители в Международных Сахаровских чтениях в г. Санкт-Петербурге.

     Развитие технических способностей обучающихся – основная задача спортивно-технической направленности, представленной Юношеской планерной школой, автомотоклубом и единственным за Уралом Детским автогородком.

     Деятельность клуба подводного спорта «Ска-Юниор» носит физкультурно-спортивный характер. Его воспитанники являются многократными победителями и призерами Чемпионатов Мира и Европы, Кубков Европы, Чемпионатов и первенств России по подводному спорту. За последние годы в клубе подготовлены 5 мастеров спорта Международного класса, 12 мастеров спорта России, 34 кандидата в мастера спорта.

     Туристско-краеведческая деятельность ведется в клубе спортивного туризма «Меандр» (за 18 лет подготовлено 12 мастеров спорта) и Спелеологическом клубе «Сибирь» (за 27 лет подготовлено 16 мастеров спорта, открыто 109 новых географических объектов – карстовых пещер).

     Широкий диапазон видов деятельности, предлагаемых учащимся Новосибирска, богатое содержание и качество образовательного процесса придает ДТД УМ «Юниор» характер уникальности. Отсюда и высокий уровень востребованности образовательных услуг, оказываемых учреждением.

     Высокий уровень востребованности характерен и для реализуемой также по 10 направленностям Программы городских массовых дел, в рамках которой проводятся 94 мероприятия с общим охватом 38 980 школьников. Программа состоит из 12 блоков: «Патриот», «Интеллект», «Лидер», «Перекресток воспитания», «Одаренные дети», «Мир прекрасного», «Экология», «Физкультура и спорт», «Техническое творчество», «Туризм и краеведение», «Досуг».

     Массовые дела, ориентированные на актуальные потребности и тенденции педагогической практики образовательных учреждений города и являющиеся логическим финалом школьных мероприятий, открывают возможность творческого обмена, тесного взаимодействия между участниками, обогащения собственного опыта. Кроме того, в рамках данной программы ДТД УМ «Юниор» демонстрирует и пропагандирует инновационные образцы различных форм организации массовых дел, направленных на создание условий для решения проблем развития и воспитания подрастающей личности. Все мероприятия носят интерактивный характер, включая участников в активную творческую деятельность. Программа массовых дел является заметным явлением в культурной жизни города, синтезируя традиции и новации, прочно занимая свою нишу в образовательном пространстве города, являясь мощным стимулом для творчества педагога и ученика.

     Расскажем подробнее о мероприятиях, объединяющих наибольшее число участников. Более трех тысяч школьников принимают участие в Фестивале детских театральных коллективов «Времен связующая нить». Мероприятие проводится с целью популяризации театрального искусства детей, формирования эстетического отношения к действительности, развития творческих способностей и художественного вкуса, воспитания доброты и гражданской позиции средствами художественно-эстетических видов деятельности.

     В рамках городской программы «Досуг» проводится «КВН школьников» с охватом более двух тысяч человек. Досуговая деятельность в силу своих социально-педагогических особенностей является благоприятной сферой организации жизнедеятельности школьников. Культурно-досуговая деятельность дает подростку возможность действовать, строить свое «Я» в реально-значимых делах во взаимодействии с окружающими. Городской КВН проводится с 1997 года.

     Ежегодно более 30 лет проводится городская научно-практическая конференция Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» в рамках городской целевой программы «Одаренные дети». Цель мероприятия – создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и воспитание школьников, одаренных в области научного творчества. В рамках конференции действует 50 секций, представляющих 50 областей знаний, в которых ведется исследовательская работа учащихся. Конференция проходит при широкой поддержке педагогической и научной общественности, является ярким примером интеграции основного (общего) образования, дополнительного образования, ВУЗов города и академической науки. В мероприятии участвуют около 1500 школьников.

     Базовой основой, обеспечивающей современный уровень деятельности ДТД УМ «Юниор», является высокий уровень ее научно-методического сопровождения, осуществляемого в тесном контакте ученых и специалистов-практиков научно-методической службы учреждения. Ее работа характеризуется широкой многогранностью, современным подходом к разрабатываемой проблематике, актуальностью и новизной предлагаемых идей. Деятельность данного структурного подразделения ведется на двух уровнях. На первом уровне научно-методическое сопровождение направлено на реализацию, совершенствование образовательного процесса в ДТД УМ «Юниор». На втором уровне служба работает с различными категориями педагогических работников города, организуя городские школы профессионального роста, тематические семинары, конференции, «круглые столы». При этом деятельность службы ориентирована на приоритетные направления воспитательной практики образовательных учреждений различного вида и типа. Помимо очных форм оказания методической помощи в условиях мегаполиса особенно значима информационно-издательская деятельность, обеспечивающая широкое распространение разработанных положений, рекомендаций, программ. Наиболее ярким примером является Программа массовых дел, издаваемая ежегодно, включающая подробные комментарии по каждому из 12 блоков мероприятий, положения, утверждаемые Главным управлением образования мэрии Новосибирска. Программа массовых дел направляется в каждую школу.

     Особо следует отметить, что по всем направлениям деятельности в масштабах города ДТД УМ «Юниор» ведет в комплексе организационную, научно-методическую, информационно-издательскую работу, являясь инициатором, создающим базовые условия для внедрения и развития современных тенденций в практике образовательных учреждений. Через систему массовых мероприятий поддерживается живой интерес взрослых и детей к инициативе городского учреждения дополнительного образования, становится востребованным научно-методическое и информационно-издательское сопровождение для внедрения нового направления деятельности в условиях образовательного учреждения. Одним из критериев успеха является рост числа участников проекта.

     Так, успешно ведется организационная (массовые дела) и информационная поддержка развития детского движения в Новосибирске, научного творчества школьников, ориентированного досуга детей и подростков.

     Таким образом, обеспечиваются лидирующие позиции ДТД УМ «Юниор» как учреждения городского статуса.

     Высокий профессионализм специалистов ДТД УМ «Юниор» общепризнан. Об этом свидетельствуют приглашения в качестве организатора и соорганизатора больших областных, региональных, Всероссийских и Международных проектов. Речь идет об Открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» (2006-2008 гг.), Всероссийских Дельфийских играх (май 2008 г.), Международной Детской Сибириаде (июнь 2008 г.), Российско-германской молодежной встрече по поводу наблюдения солнечного затмения (август 2008 г.).

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru