На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Дом детского творчества «Центральный»: к вершинам новых побед и достижений!

Любовь Ивановна Мандыч,
заслуженный работник культуры РФ,
директор Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска

     В настоящее время Дом детского творчества «Центральный» является неотъемлемой частью образовательной системы района, своей деятельностью он специфическим образом обогащает содержание основного общего образования, усиливая воспитательную, обучающую и развивающую функции, актуализируя социокультурный потенциал развития детей, обеспечивая им условия для творческого развития.

     В Доме детского творчества «Центральный» занимается 3628 человек. В настоящее время реализуются дополнительные образовательные программы для детей, подростков, юношей и девушек от 4 до 18 лет по 6 направленностям:
     – художественно-эстетической,
     – научно-технической,
     – туристско-краеведческой,
     – социально-педагогической,
     – спортивно-технической,
     – культурологической.

     Отчетливо доминирует художественно-эстетическая направленность, что соответствует социальному заказу в адрес учреждения со стороны родителей, детей.

     В последние годы стратегической целью деятельности учреждения являлось создание благоприятных условий для творческого, культурного и профессионального самоопределения, последовательного духовно-нравственного развития растущей личности. Важность актуализации творческого начала в развитии ребенка трудно переоценить. Через творчество ребенок познает мир, утверждает себя среди своих сверстников и взрослых. Приобщение к творчеству сопровождается выработкой у детей устойчивых интересов, потребностей, идеалов, ценностей и желаний, трудолюбия и стремления к совершенству. В приобщенности детей к творчеству мы видим источник интереса к традициям отечественной и мировой культуры, самоопределения себя в мире культуры, будущей профессиональной деятельности.

     В настоящее время в ДДТ «Центральный» работает коллектив единомышленников с высокой степенью профессиональной ответственности и компетентности. Это проявляется в том, что содержание учебно-воспитательного процесса, цели и задачи, формы, методы и приемы организации творчески ориентированной деятельности тесно связаны между собой, устойчиво растет умение педагогов системно анализировать свой опыт, а также опыт своих коллег на основе максимально объективного мониторингового контроля.

     Дом детского творчества «Центральный» в выборе дальнейшей стратегии своего развития как целостной, социально открытой системы опирается на достаточно продолжительную историю своего становления и развития. Последнее десятилетие этой истории отмечено переходом к работе учреждения в режиме устойчивого развития. Этот режим предполагает переоценку критериев деятельности по всем компонентам целостной структуры.

     Создание психолого-педагогических и организационных условий для интенсивного развития обучающихся на учебных занятиях и вне их является одним из важнейших приоритетов управленческой деятельности Дома детского творчества «Центральный». Достигнутые на сегодняшний день результаты образовательной деятельности подтверждены победами на различного рода конкурсах. Так, воспитательная система нашего учреждения дополнительного образования детей отмечена дипломом на Всероссийском конкурсе воспитательных систем. Дом детского творчества трижды становился лауреатом конкурса «Школа года». Тем не менее, на сегодняшний день перед нами стоит весьма ответственная задача – сохранение в деятельности учреждения дополнительного образования детей режима устойчивого развития. Развитие должно стать привычной позицией. Развивающие модели реализуются в коллективе на прогностическом, методико-диагностическом и соответственно управленческом уровне.

     Режим устойчивого развития в организационно-педагогическом плане мы рассматриваем как теоретически и практически обеспеченную деятельность педагогического коллектива, отвечающую стандартам профессионализма и направленную на непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса, рост его качества. Режим устойчивого развития – это не прихоть руководителя, а важнейшее условие жизнеспособности современного образовательного учреждения. Это – единственно верный ответ современного учреждения дополнительного образования детей на требование времени, социальный запрос непрерывно обновляемого в районе социума. Устойчивое развитие необходимо осуществлять в прогностическом ключе, действовать опережающими способами реагирования. Понятно, насколько трудна такая задача.

     Достигнутая к настоящему времени теоретическая и практическая готовность педагогического коллектива участвовать в инновационных процессах является для нас не только результатом, но и определенной организационно-управленческой задачей, успешное решение которой обеспечивается координацией программ опытно-поисковой деятельности структурных подразделений, включением различных механизмов стимулирования.

     В соответствии с реализуемой моделью, планирование в коллективе в настоящее время идет как сверху вниз, так и снизу вверх. В любом случае руководитель и его подчиненные ориентированы на компетентность, личностные достижения и ответственность. Процесс планирования становится особо ответственным моментом непрерывного переформулирования целей и задач (корректировка, уточнение и т.д.), а по необходимости контроль имеет функцию поддержки.

     Сегодня мы открытая, непрерывно развивающаяся социально-педагогическая система. Ее открытость предопределена тем, что налажен оптимальный механизм переработки информации, изучения и распространения опыта, адекватно имеющимся возможностям выполнения социального заказа.

     В Доме детского творчества «Центральный» осуществляется целенаправленная работа по повышению психолого-педагогического профессионализма коллектива. Ресурсами роста качества здесь выступают: оптимизация, разноплановая организация методической работы, координация всей деятельности служб сопровождения образовательного процесса.

     Достигнутая к настоящему времени цель научно-методического сопровождения – создание условий для интенсивного, педагогически оптимального профессионально-личностного развития всех педагогических работников. Вместе с тем, научно-методическая деятельность призвана воплотить в жизнь спроектированную концепцию, стратегию и тактику развития, изложенную в разработанной на основе самоанализа Программе развития «Культура личностного самоопределения детей и подростков в непрерывно обновляемой образовательной и социокультурной среде» на период 2004-2009 гг.

     Система управления в ДДТ «Центральный» подразумевает не только управление целостной системой, но и управление структурными подразделениями, а также коллективом обучающихся.

     Внедрение целевого управления потребовало дополнительных усилий со стороны администрации, в части усиления мотивации к непрерывному профессиональному росту работников.

     В результате предпринятых мер заметно выросла организационная культура персонала. С этой целью в нашем учреждении регулярно проводятся единые методические часы по средам с 11 до 13 часов. В это время у педагогов нет занятий, и они работают либо в методических объединениях, либо на педагогических советах, производственных совещаниях, семинарах, тренингах, ведется прием педагогов по личным вопросам.

     Пристальное внимание уделялось управленческой квалификации руководителей структурных подразделений. Все они прошли курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, в НПГУ, в институтах повышения квалификации г. Челябинска, г. Москвы.

     Принятые меры позволили сделать процесс управления персоналом более эффективным. Улучшились показатели отчетно-плановой дисциплины: ведется учет результатов в учебно-воспитательном процессе, своевременно сдается документация, возросло профессиональное организационно-педагогическое мастерство, все это дает свои результаты. Эффективно работает книга отзывов, доска почета лучших обучающихся, выступления на радио, видеосюжеты на телевидении, публикации в средствах массовой информации, сайт в Интернете, газета «Дом на Каменской» и др.

     В Доме детского творчества «Центральный» существует своя модель информационно-коммуникативного взаимодействия. Она заключена в следующем: проводятся еженедельные совещания при директоре, производственные совещания, малые педагогические советы, консультации научного руководителя, педагога-психолога, заместителя директора по учебно-методической работе; оформлен педагогический информационный стенд, размещен сайт в Интернете. Все это позволяет решать актуальные задачи, совершенствовать систему информационно-коммуникативного взаимодействия.

     Персонал и администрация четко информированы о взаимных требованиях и ожиданиях. Разработана и успешно работает система избирательно-дифференцированной интеграции Дома детского творчества «Центральный» с внешней средой, поэлементно оттачивается система воспитательной работы, ведется рекламная деятельность, обеспечивается участие всей педагогической команды в процессе решения актуальных проблем Дома творчества. В целом, достигнут, на наш взгляд, системный подход в осуществлении информационной деятельности по основным направлениям.

     Эффективность созданной системы информационного обмена в Доме детского творчества «Центральный» определяется тем, что работники все более отчетливо видят концепцию перспектив развития образовательного учреждения, принимают программу развития учреждения как реально достижимый результат.

     В настоящий момент мы стремимся решить следующие актуальные задачи:
     – всемерно стимулировать опытно-поисковую и экспериментальную работу творчески ориентированных педагогов;
     – осуществлять своевременную научно-педагогическую поддержку инициатив;
     – обеспечить эффективное методико-технологическое разрешение типично-схематических процедур организации профессиональной деятельности педагога;
     – создать практически удобный для применения и надежный по качеству мониторинг целостного воспитательно-образовательного процесса;
     – укрепить материально-техническое обеспечение работы детских творческих объединений;
     – выработать приемлемый для учреждения механизм управления качеством воспитательно-образовательного процесса по целевому промежуточному и конечному результату.

     Планирование деятельности в структурных подразделениях и ДДТ «Центральный» по сложившейся традиции осуществляется в соответствии с выработанными стратегическими целями и задачами, что обеспечивает рациональный, научно-обоснованный уровень управления информационным обменом.

     Воспитательная и дидактическая система деятельности ДДТ «Центральный» ведется в их единстве, целостности, соотнесенности стратегических и тактических задач развития образовательного учреждения как единой педагогической системы. Усовершенствованная к настоящему времени модель профессиограммы педагога дополнительного образования отвечает требованию к непрерывно возрастающим критериям качества.

     Управление развитием Дома детского творчества «Центральный» вышло на достижение практически всех спроектированных показателей. В коллективе ведется планомерная инновационная работа. Так, над инновационными проектами работают заместитель директора по учебно-методической работе Кривова Е.Б., педагоги Байтуганов В.И., Галямина Г.И., Назарова Л.В., Артамонова Т.Н., Лилитко Н.В. Шадымова И.В. и др. По итогам выполненных исследований в рамках системы управления информационно-методическим обменом разработаны и внедрены:
     – карта профессионального роста педагогов,
     – разноуровневая модель профессионального развития,
     – концепция развития школы русской традиционной культуры «Васюганье»,
     – концепция развития Центра интеллектуального развития детей и подростков.

     Образовательный процесс в Доме детского творчества «Центральный» осуществляется по 89 программам шести направленностей:
     – художественно-эстетическая – 39программ;
     – научно-техническая – 4 программы;
     – физкультурно-спортивная – 26 программ;
     – социально-педагогическая – 17 программ;
     – туристско-краеведческая – 1 программа;
     – культурологическая – 2 программы.

     Среди них 9 авторских программ, остальные программы, имеющие различную степень авторства, – адаптированные (модифицированные). Продолжительность обучения по программам имеет разброс от 1 года до 7 лет.

     Более 50% обучающихся занимаются в творческих объединениях на базе образовательных учреждений района (школ, гимназий, экономического лицея). Сложные социально-экономические условия, отсутствие финансирования особенно отразились на творческих объединениях, реализующих программы технического направления. Количество обучающихся в объединениях этого профиля составило менее 5 %.

     Важнейшим составляющим компонентом системы организации целостного образовательного процесса в Доме детского творчества «Центральный» является учебный план. Форма учебного плана соотнесена с целями и задачами деятельности учреждения, параметрами реализуемого содержания образовательных программ.

     Численный состав обучающихся в группах установлен в соответствии с Типовым положением, а также с учетом материально-технической базы и санитарно-гигиенических норм для помещений, в которых проводятся занятия.

     Ведущим условием непрерывного совершенствования образовательного процесса на сегодняшний день является инновационно-поисковая деятельность.

     В учреждении такая деятельность осуществляется на основе разностороннего научно-методического анализа возникающих проблем, выделяется ведущее звено, формируются главные проблемы, определяется логика их разрешения, предопределенная прежде всего, социальным заказом, а также реальными возможностями и ресурсами развития Дома детского творчества «Центральный». Инновационный опыт педагогов рекомендуется к представлению на традиционных городских педагогических чтениях.

     Психологическая служба нашего учреждения охватывает всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до завершения обучения в Доме детского творчества «Центральный». Её миссия – обеспечить сопровождение учебно-воспитательного процесса.

     В Доме детского творчества «Центральный» осуществляется систематическая работа по психологическому сопровождению процесса реализации образовательных программ. С учетом поступивших от руководителей детских творческих объединений заявок на психологическую диагностику были осуществлены обследования: студии «Волшебные бусинки» – исследование влияния занятий бисероплетением на концентрацию внимания детей; в ШТРК «Васюганье» – анкетирование с целью определения мотивации детей к обучению; диагностика направленности личности и другие.

     Накопленный методико-практический и теоретический опыт позволяет педагогам образовательного учреждения успешно участвовать в городских, областных и региональных конференциях, семинарах, проводить тематические стажерские площадки и авторские мастер-классы, публиковать свои методические разработки в районных, городских и региональных изданиях. Опыт творческой педагогической работы отмечен победами в различных престижных конкурсах и фестивалях. Так, проект «Пестрое лето – 2006» – лауреат городского и областного конкурса образовательных учреждений на лучшую организацию каникулярного отдыха, оздоровления детей. Учебно-методическое пособие «Системный подход в деятельности учреждения дополнительного образования детей» (авторы: Боровиков Л.И., Мандыч Л.И., Кривова Е.Б.) удостоено I места в городском конкурсе методических материалов. В 2007 году на международной ярмарке «УЧСиб – 2007» ДДТ за реализацию инновационных проектов и программ награжден Большой Золотой медалью и памятным знаком Главного управления образования мэрии. В региональном конкурсе проектов «Через прошлое к будущему», организатором которого уже четвертый год подряд является Дом творчества, медалями памяти М.Н. Мельникова отмечены проекты Лилитко Н.В., Назаровой Л.В., Галяминой Г.И. Дипломантами регионального конкурса «Так зажигают звезды» стали педагоги Лилитко Н.В., Мальчикова Л.Г., Артамонова Т.Н., Роман Л.М., Склюева Ю.А., Калиниченко И.Г., Назарова Л.В. «Мастерами традиционной культуры» признаны Бородина А.В., Тарасова С.Ю.

     Педагоги Левадная Е.Б. и Минулина Н.А.– дипломанты III городского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», Белембаева ЮН. заняла второе место в районном конкурсе молодых специалистов, Тарасова С.Ю. – дипломант лауреата Сибирского фестиваля художественных ремёсел.

     В VIII Всероссийском конкурсе образовательных авторских программ дополнительного образования детей заняла 1 место авторская программа «Юные исследователи Сибири» педагогов Назаровой Л.В., Галяминой Г.И.

     Достигнутые успехи обучающихся являются лучшим подтверждением качества дополнительного образования. 747 обучающихся учреждения – победители международных, всероссийских, региональных, областных, городских и районных соревнований, конкурсов, выставок. Назовем некоторых из них: студия бисероплетения «Волшебные бусинки» (педагог Лилитко Н.В.) – дипломант межрегиональной художественной выставки «Чарующий бисер», команда клуба интеллектуальных игр (педагог Бычков В.В.) – победители и призеры трех этапов всероссийского чемпионата по игре «Что? Где? Когда?»; Хорошев А. и Ильиных А. (студия спортивного бального танца «Адамас», педагог Шемелина Т.П.) – неоднократные призеры региональных турниров «Вальс цветов», российского турнира «Танцевальная мозаика»; обучающиеся ИЗОстудии «Белочка» (педагог Ахмадулина Л.К.) – лауреаты международного конкурса «Космос и я», призерами Кубка Сибири по плаванию стали Колосов А, Нестеренко В, Зуйков М. (педагоги Рязанцев И.В., Рязанцева Ю.В.) и др.

     Но мы не останавливаемся на достигнутом. Педагогический коллектив полон творческих идей и замыслов, всегда готов вести за собой детвору к вершинам новых побед и достижений, все шире внедряя инновации в образовательный процесс, совершенствуя систему воспитательной деятельности учреждения, создавая благоприятные условия для творческого, культурного и профессионального самоопределения, последовательного духовно-нравственного развития растущей личности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru