На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 9 мая 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


По Сибири, по таёжной шири…

Андрей Михайлович Некрасов,
директор Центра дополнительного образования «Мужество, Героизм и Воля!»
Сибирского Кадетского Корпуса;
автор и руководитель проекта «Иртышская Линия»

     Мемориальная работа с подростками заложена краеугольным камнем в воспитательную систему созданного в 1958 году Новосибирского центра дополнительного образования «Мужество, Героизм и Воля!» (сокращенно – МГИВ), в настоящее время являющегося структурным подразделением Сибирского Кадетского Корпуса (сокращенно – СКК). Здесь и тесные контакты с ветеранами, и регулярное дежурство юнармейцев у Вечного Огня на Посту № 1 в Победные Дни России, и постоянные «Поисковые» экспедиции в Ленинградскую область по местам боёв сибирских дивизий.

     Поэтому с педагогической точки зрения проект шлюпочного агитпохода «Иртышская Линия», посвящённого 90-летию Пограничных Войск России и 200-летию Указа императора Александра I о формировании вдоль Иртыша казачьей пограничной линии, явился для педагогов МГИВа логическим продолжением привычной для нас работы на «фабрике настоящих мужчин», как иногда в шутку называют горожане нашу организацию. А поскольку морское дело и мужское воспитание «есть две вещи неразрывные», то столь мощный идеологический «фон» как нельзя лучше помог решить наши основные воспитательные задачи: повысить и закрепить у подростков интерес к истории родного края, выработать у них дисциплину и трудолюбие, развить товарищескую взаимовыручку и коллективизм, привить им уважение к воинскому и трудовому подвигу предков.

     Предтечей проекта стали дальние (около 1000 км каждый) шлюпочные походы серии «Аргонавты Сибири» по рекам Западно-Сибирского региона, а также сверхдальние походы: 2002 года «Сибирь-Волга» (более 3700 км по Оби, Каме и Волге от Новосибирска до Волгограда), 2004 года «Сибирский Меридиан» (более 3000 км по Енисею от Кызыла до Дудинки) и 2005 года «Фарватерами Подвига» (более 5000 км по прибрежной части Белого и Азовского морей, по рекам и каналам Европейской части России от Архангельска до Таганрога), в ходе которых нами был накоплен уникальный педагогический, судоводительский и технический опыт, полностью подтвердивший популярную поговорку: «Шлюпка – парта моряка». Вдохновляли нас и многочисленные примеры недавнего советского прошлого, когда участие в таких походах считалось нормой для студентов гражданских и курсантов военных морских ВУЗов.

     Совокупность историко-краеведческого и спортивно-туристического факторов и определила концепцию шлюпочного агитпохода «Иртышская Линия»: совершение небольшой – 10 человек (один шлюпочный экипаж) – группой подростков из числа старшекурсников МГИВ и СКК длительного (65 суток) и дальнего (примерно 3200 км) похода на деревянной парусно-гребной шлюпке военно-морского образца типа ЯЛ-6 по великой сибирской реке Иртыш от оз. Зайсан до его слияния с Обью. А поскольку примерно половина дистанции проходила по территории Казахстана, то проект автоматически получил статус международного. По маршруту агитпохода на местах стоянок в населенных пунктах предполагалось организовывать различные мероприятия: экскурсии, встречи с местной молодежью и ветеранами и т.п. Темп движения шлюпки предполагался следующий: 5-7 дней движения (на вёслах и под парусами по 60-80 километров в день) – 1 день стоянки.

     В течение 2007-2008 учебного года нашему педагогическому коллективу пришлось решить массу разнообразных задач по административному, техническому, организационному, кадровому и финансовому обеспечению агитпохода: согласовать многочисленные вопросы с региональными и местными властями, с органами природоохраны и здравоохранения, со службами обеспечения безопасности судоходства, подобрать и всесторонне подготовить шлюпку и её комплектующие, приобрести средства связи и походное снаряжение, заготовить продовольствие и медикаменты, отработать маршрут и график движения, выбрать места стоянок и схемы взаимосвязи, проработать планы и сценарии мероприятий в местах днёвок, продумать организацию питания участников и их медицинского обслуживания, подобрать и всесторонне подготовить шлюпочный экипаж, включая резерв на случай замены. Смета экспедиции в «коммерческом» исчислении вплотную подошла к цифре 650 тыс. рублей.

     Но вот все страхи и сомнения зажаты в кулак, контрагенты оповещены, страховые полисы заполнены. Ялик-«шестёрка» и экспедиционное имущество заранее отправлены автотрейлером на точку старта. 15 июня 2008 года вечерним автобусом Новосибирск-Усть-Каменогорск после короткого прощального митинга, под завистливые вздохи сверстников и тревожные взгляды мамаш мы убываем.

     Усть-Каменогорск – столица юго-восточного Казахстана – встречает нас прекрасной солнечной погодой. Иртыш девственно чист и внешне тих. Здесь нас взял «под опеку» журналист и историк Пётр Князев. В течение 2 дней мы с его помощью осматривали здешние достопримечательности, закупали консервированные продукты, согласовывали необходимые вопросы с местными органами Казахстанского МВД и МЧС. В полдень 18 июня, получив благословение у настоятеля храма Пресвятой Богородицы, сибирские Синдбады пустились на поиски приключений. И они не заставили себя долго ждать. Течение Иртыша в пределах гористой южной части Восточно-Казахстанской области очень быстрое, 8-10 км/час, что непривычно для нас, жителей равнины. Пытаясь пройти под боковым пролётом одного из Усть-Каменогорских мостов, команда не рассчитала манёвр и зацепилась топом мачты за его ферму. Под действием потока воды шлюпка накренилась, мачта зловеще затрещала. Мгновенно оценив обстановку, командир шлюпки приказал своему заместителю с частью экипажа покинуть шлюпку и, встав вдоль бортов (благо глубина в этом месте была по пояс), удерживать её, преодолевая силу напора воды, сам же с остальными членами команды быстро ослабил ванты и «срубил» мачту. Шлюпка приняла примерно бочку воды, мачту с помощью местных речников-путейцев к вечеру подлатали, а экипаж успешно прошёл первый проверочный «тест» и понял, что с рекой нужно обращаться на «Вы».

По опыту прежних походов мы заготовили и упаковали продукты примерно на 2 недели. Металлические банки рыбных, мясных и овощных консервов, а их набралось около двух сотен, как не боящихся воды, уложили под «рыбины» в кормовой и носовой части яла. Сухие сыпучие продукты: сахар, соль, крупы, а так же топлёное и подсолнечное масло расфасовали по 1,5-литровым полиэтиленовым бутылкам из-под газировки. Сверху – быстро расходуемый, а потому регулярно пополняемый запас хлеба, яиц, зелени и фруктов. Появление в СельПО прииртышской глубинки бравых молодцов в российской морской форме – повод для отдельного рассказа.

     Главным «врагом» экипажа на Казахстанском участке похода стало Солнце. Постоянная жара заметно изнуряла экипаж, выручали частые купания и тент, натянутый над шлюпкой, отчего она приобрела вид водоплавающей кибитки. Юные рекоплаватели придумали даже специальный график движения: побудка в палаточном лагере с рассветом, быстренько позавтракали, сняли палатки, прибрали территорию и прыгнули в шлюпку. Пока прохладно – гребля до полудня, затем «перекус» заранее приготовленными бутербродами и чаем из термосов, и до 17 часов – своеобразная «сиеста», когда экипаж отдыхает в шлюпке, удерживаемой на фарватере парой дежурных гребцов, затем опять весь экипаж энергично работает 6-килограммовыми вёслами почти до заката, благо берега Иртыша в основном песчаные и найти подходящее место для ночлега – не проблема. Ветер, в основном северо-западных направлений, также старался не отставать по стабильности поведения от солнца, то есть всё время дул почти всегда в крутой бейдевинд, а то и вовсе «мордотык». Вследствие чего большая часть 1,5-тысячного расстояния от Усть-Каменогорска до Омска была пройдена на вёслах, а обмотанный вокруг рейка парус постоянно мешался под руками и в без того тесной от походного снаряжения шлюпке.

     Уже на 2 день похода, будучи разделены на 2 гребных вахты и меняясь на вёслах каждый час, молодые эвпатриды без труда могли представить себя в этой роли на античных галерах. На 4 день похода молодые организмы втянулись в режим, спинной мозг безошибочно определил сон как главную ценность и проблем с отбоем до конца экспедиции не наблюдалось. А через неделю случилось чудо – вдруг задул южный ветер и будущие гардемарины в радостном возбуждении (уж если мозолей не избежать, то пусть они будут от вечно ускользающих шкотов, чем от опостылевших рукояток 6-килограммовых вёсел) надели спасательные жилеты, сноровисто подняли заскучавший парус и начали азартно закладывать галсы. Но счастье, как всегда, было недолгим, ветер к вечеру стих, и на несколько последующих дней всё вернулось на круги своя. Оставив на горизонте Усть-Каменогорск, промышленные пейзажи и горы, шлюпка, следуя руслу Иртыша, углубилась в классическую казахскую степь. Панамы и тент хоть и частично, но всё-таки защищали экипаж от палящего солнца, а вот от мошки, комарья и паутов спасенья не было. Порой казалось, что хвалёные мази и патентованные спреи не отпугивают, а наоборот разжигают аппетит у кровожадной мошкары. От непрерывных и массированных атак слепней и прочей человеколюбивой братии спасало только штормовое платье из тафетты и глухие накомарники.

Каждый участник экспедиции заранее получил список из 40 (и при том ничего лишнего, проверено в предыдущих походах!) необходимых в походе предметов личного пользования: комплект одежды и белья, снаряжение, спички, нож, «мыльно-рыльные» принадлежности и т.д. и т.п. Устроенная за день до старта тотальная проверка готовности серьёзных «недовложений» не выявила: народ просёк-таки, что уходит от благ цивилизации всерьёз и надолго. В экипаже за каждым последователем Дика Сэнда была расписана «судовая роль»: кто боцман, кто кок, кто баталер, а кто вперёдсмотрящий. Командир экипажа Шeпелев Вадим Алексеевич, опытный спортсмен-шлюпочник, один из руководителей клуба юных моряков «Норд-Ост» с 10-летним педстажем побеспокоился о коллективном имуществе: шанцевом инструменте, термосах, палатках, картах и пр. Его заместитель Головина Евгения Сергеевна, и.о. юнговского отдела ЦДО «МГИВ», в походе – медик, повар и фотовидеооператор. Для связи с судами и портовыми службами Иртышскского и Обь-Иртышского речных пароходств использовалась надёжная и экономичная портативная радиостанция «Гранит 44». Для периодической «дальней» связи использовали обычные мобильные телефоны, благо зоны «покрытия» распространялись почти на весь маршрут похода. Выручали и капитаны-речники, предоставлявшие в случае нужды свои «всеберущие» спутниковые телефоны.

     До Семипалатинска, что в 240 км ниже по Иртышу от Усть-Каменогорска, благодаря сильному течению «долетели» за 4 дня. Отдохнув, «приняв» баньку, осмотрев с подачи местного молодёжного парламента музей ядерного полигона и пополнив запасы продовольствия, «помчались» дальше. Ял-6 – не прогулочная яхта, комфорта никакого, и наш неунывающий юный морской народ постепенно втянулся в ритм походной жизни и невольно включился в процесс «оволчаривания». Всё научились делать на ходу: спать в любом положении и в любом месте, но всегда вполглаза, готовые к действию по первой команде, передвигаться в стеснённом пространстве шлюпки с оглядкой по сторонам, не создавая крена, не травмируя своих товарищей и не портя экипажное имущество, готовить еду из походных запасов и из того, чем поделилась мать-природа (куда девалась домашняя привередливость?), чинить одежду и т.д. Оказалось, что энергично работать с парусом при движении на галсах, уплетать бутерброд с горячим чаем, стирать носки и делать походные фотоснимки можно практически одновременно. За бортом – в основном, унылый степной пейзаж, изредка нарушаемый табунами лошадей, пришедшими на водопой. В такие минуты и люди, и животные взирали друг на друга с большим взаимным удивлением. Относительно быстрое течение и нечастый попутный ветер способствовали некоторому опережению графика похода и поэтому в Павлодар «шлюпари» прибыли 29 июня, на 2 дня раньше запланированного срока. Здесь нас, как в классической русской народной сказке, радушно встретили местные речники-путейцы: накормили, напоили, в баньке выпарили и спать уложили. А уж только на следующий день стали разговоры разговаривать: благо к тому времени информационные «круги на воде» о нашем проекте уже широко разошлись по «сети», да и «поднаторевшим» в речной жизни ребятам было о чём поговорить с ветеранами. В столице Восточно-Казахстанской области долго стоять не стали: отзвонились домой и в штаб похода, осмотрели местные достопримечательности, возложили полевые цветы к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне, пополнили запасы – и айда!

Распорядок стандартного походного дня давно нами отработан и нарушается крайне редко: в 7 утра общий подъём, до 8 туалет, снятие лагеря и приборка места ночёвки, с 8 до 8.30 плотный завтрак, следующие полчаса – на укладку имущества в шлюпку и её подготовку к движению. В 9 утра – прощай, берег! Движение, как правило, до 19-20 часов, так что каждому предоставляется возможность «покачаться» на 4-метровом весле, по крайней мере, часов 5-6 в день, ведь даже на обеденный «перекус» перерыва в гребле не делается. В последний час движения высматривается подходящее место для лагеря: идеально – это продуваемая речным ветерком песчаная коса (чтоб комар не «прилипал»), и чтобы дрова неподалёку, и чтоб деревня в 1-2 километрах впереди, где можно освежить запас воды (пяти 10-литровых канистр хватает на 2-3 дня), иначе, если остановиться ниже деревни, к сумеркам наверняка жди подвыпивших, а потому агрессивно-любопытных «гостей». С 20.00 до 21.00 разгрузка и приборка шлюпки, установка палаток, хлопоты у костра. Затем плотный горячий ужин, короткие посиделки у тлеющего огня и в 22.00-22.30 – баиньки. Кроме «господ офицеров конечно, им ещё итоги дня подводить, дневник заполнять, запасы уточнять и т.д.

     Генеральное русло Иртыша здесь проходит почти строго в северо-западном направлении, как раз навстречу основным ветрам, поэтому на их помощь надеяться не приходилось, как и раньше шли в основном на вёслах, поддерживая «средиземноморский» режим дня. Порой жара заставляла переходить на ночной график движения, когда, не приставая к берегу, ночевали прямо в шлюпке, удерживая её на фарватере силами ежечасно сменяющих друг друга вахтенных, благо по горькой иронии, по сравнению с советскими временами коммерческого судоходства на этом участке Иртыша практически нет. 6 июля, в день Речника, благополучно пересекли Российско-Казахстанскую речную границу.

     10 июля в 1335 км от точки старта на речном горизонте белым миражом возник Омск. С воды город очень красив: современные жилые кварталы, новопостроенные храмы, стильные административные и общественные здания, метромост. Здесь для путешественников распахнул свои гостеприимные объятия губернаторский яхт-клуб, возглавляемый известным капитаном-«кругосветчиком» С.Б. Щербаковым, а местное отделение политической партии «Единая Россия», несмотря на 38-градусную жару, организовало для нас полномасштабную «культурную программу». Здесь же «резервистами» из числа курсантов МГИВа была заменена часть экипажа: кто-то из ребят выбыл по болезни, кто-то по семейным обстоятельствам.

     12 июля, тепло попрощавшись с радушными хозяевами, потомки Ермака двинулись дальше на Север. От Омска до Тары генеральное русло Иртыша поворачивает сначала круто на северо-восток, а затем на север, поэтому преобладающие северо-западные ветра из «противных» стали попутными. Реёк был поднят «до места» и заскучавшие было на банках белые лавсановые «штаны» заняли подобающее им место под солнцем. Стало возможным целые перегоны проходить на одном галсе и при хорошем ветре «выжимать» до 5-6 узлов. Экипаж заметно повеселел, и прохождение на вёслах поворотов и последующую перекладку паруса воспринимал как повод побалагурить. Ожила (в коммерческом смысле) и река: появились многочисленные танкеры, сухогрузы и даже пассажирские теплоходы. Чем дальше от Омска, тем удивлённее становились взгляды и речи встречных и поперечных рыбаков, причём надписи на бортах шлюпки их убеждали в правоте нашего дела больше, чем удостоверения личности или туристический путевой лист. Главная тема разговоров с местными жителями была до скуки стабильной: «А на хрена вам это нужно?» Лет 20 назад такой вопрос вообще не возник бы, так же как, впрочем, и большинство пресловутых «организационных вопросов», кратко упомянутых в начале повествования. Благодаря хорошему ходу под парусом нагнали график и в Таре (1725 км от точки старта) организовали полноценную «культурную программу» с посещением местного краеведческого музея и возложением цветов к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне, благо здешняя администрация бала заранее предупреждена.

     Отдохнув, попарившись в баньке и пополнив продовольственные запасы, двинулись дальше. Чем дальше на север, тем реже становились береговые очаги цивилизации, тем однообразнее пейзаж. Жара ушла, потянулись однообразные походные будни, серые, как затянувшие небо (слава Богу – пока без дождя!) облака. Наш молодой народ повытаскивал из рюкзаков фуфайки и свитера. Ветер не баловал, дул в основном «мордотык», хорошо хоть не сильно, редко-редко заходя в более-менее устойчивый бейдевинд. Благодаря постепенному выеданию «донных» запасов продовольствия ял стал заметно выше бортом и легче на ходу. Да и экипаж заметно поднаторел во владении вёслами и особенно парусом, так что «господа офицеры», передав бразды правления (то бишь – румпель и шкоты) в руки подрастающего поколения, частенько даже днём могли позволить себе «расслабиться»: разглядывать в бинокль встречные суда, фотографировать походные сюжеты, рыбачить на ходу, заполнять дневник или даже откровенно дремать, разумеется, по очереди и вполглаза.

Молва утверждает, что автором проекта русского военно-морского яла был будто бы сам Пётр 1. Так это или не так, но Ял – это ВЕЩЬ! Его прочность, мореходность и универсальность легендарны. На ялах под пулемётным огнём высаживали десанты. На ялах пересекали океаны. На ялах обезвреживали мины. Ялы спасли несчётное количество жизней людей с потерпевших крушение кораблей. На ялах впервые выходили в море воспитанники Соловецкой школы юнг. Кто-то скажет: нет комфорта. А мы ведь не на пикник вышли. Кто-то заметит: скорость маловата. А нам за кем гнаться? Кто-то вздохнёт: неэлегантное деревянное корыто. А мы ответим: зато волну «держит», вместителен и практически любой ремонт можно в походных условиях сделать. И вообще, с точки зрения ковки из юноши мужчины, тяжёлые и неуклюжие вальковые вёсла да грубая парусина куда как лучше увеселительных теплоходных прогулок за родительский счёт. Для нашего рекордного похода мы взяли стандартный деревянный Ял-6 без каких-либо конструктивных переделок и добавлений, сделав ему, конечно, перед дальней дорогой капитальный ремонт. Штатный алюминиевый 26-литровый анкерок для воды заменили более транспортабельными 10-литровыми канистрами, причём возимый запас воды установили в 50 литров. Снабжение Яла оставили также стандартное, взяли только с собой дополнительные концы, уключины и 1 запасное весло. Для откачки за борт фильтрующейся через микротрещины воды использовали, как правило, куски поролона размером с кирпич. Перед приходом в крупный город обычно устраивали ПХД: ял прибирали и мыли, переукладывали снаряжение, а чтобы экипаж выглядел молодцами – надевали морскую форму «1 срока».

     Примерно за 100 км до Тобольска погода окончательно испортилась – начался типичный северо-сибирский «сеющий» дождь, заметно похолодало, утром и вечером реку стабильно стал покрывать туман. Опять потеря путевой скорости, качка, всепроникающая влажность, смахивание за борт незакреплённых лёгких вещей… От непрерывных дождей Иртыш подразлился, подтопились низменные берега и по береговым створам стало трудно ориентироваться по банальной причине их периодического отсутствия в обозначенных на лоции местах. Однако в древнюю столицу Сибири экспедиция входила по графику, 1 августа, ясным тёплым солнечным днём. Нас уже ждали представители местного комитета по делам молодёжи и организовали нам тёплый приём. Низкий Вам поклон, добрые люди! Запревшие было от многодневного ношения не просыхающей от дождей одежды, будущие Крузенштерны порадовали себя баней, посетили музей под открытым небом «Казачий острог», осмотрели тобольский Кремль. После сеанса связи с «большой землёй», фотографирования на память и пополнения запасов – снова в путь. Теперь – последний бросок до Ханты-Мансийска, а там и домой.

     Вновь потянулись походные будни и однообразные ландшафты. Вскоре по выходу из Тобольска погода опять испортилась, поднялся встречный ветер, вновь пошёл дождь. Матушка-Сибирь вновь показала свой суровый нрав. По-прежнему зверствовала мошкара. 640 км до столицы одноимённого Автономного округа пришлось идти почти исключительно на вёслах, а когда ветер усиливался до штормового, то и бурлаком. Чтобы не выбиться из графика, пришлось позволить себе немного «подтянуться» на буксире у катера-путейца. Как выяснилось, для жителей северного Прииртышья вид шлюпки – большая новость, здесь отродясь такого не встречали и поэтому парусно-гребной ял, да ещё с детским экипажем, непривычен глазу местного рыбака. А уж надпись на ширстреке «Новосибирск-Ханты-Мансийск» так и вовсе примагничивала удивлённо-восхищённые взгляды.

     На подходе к Хантам экспедиционная шлюпка была «перехвачена» патрульным катером местного ГИМСа, «наведённым» переместившимся сюда из Новосибирска штабом похода и утром 15 августа торжественно препровождена к причалу местного речного вокзала. Здесь нас встретили здешние телевизионщики и представители молодёжного движения «Молодая Гвардия». Невольными свидетелями финиша экспедиции оказались и спешившие на посадку пассажиры рейсового теплохода местной линии. После приветственных речей и вручения подарков шлюпка проследовала в акваторию городской лодочной станции, где её сотрудники удивлённо-жалостливо качали головами, наблюдая, как повидавшую виды «шестёрку» её экипаж вручную извлекает из воды и бережно укладывает на платформу машины-эвакуатора муниципальной службы СПАС-001. В Ханты-Мансийске участники агитпохода стали желанными гостями ОАО «СеверРечФлот» и уже упомянутых «молодогвардейцев». За две недели безостановочного движения от Тобольска «народ» как-то даже соскучился по «культурной программе» и поэтому добросовестно её отработал: банька, медосмотр, вкуснейший ужин и белые простыни в бесплатной гостинице. Ах! На следующий день – благодарственный молебен в храме, экскурсия по городу, телефонные переговоры с Новосибирском, общение со сверстниками. Песня! 2 дня пролетели незаметно.

     Однако пора и честь знать, время торопит и грусти прощания с новыми друзьями не избежать. Да и «карета», график есть график, как говорится – подана.

     Домой участники экспедиции возвращались самолётом. Военный «борт» за 3 часа преодолел путь, на который юные сибиряки потратили 2 месяца. Ступив на бетонку аэропорта «Толмачёво» днём 17 августа, через 64 дня после старта, после увиденного и пережитого возмужавшие «морские волки» философски воспринимали слёзы мамаш и расспросы репортёров новостей.

     Основным результатом шлюпочного агитпохода «Иртышская Линия» стал естественно, воспитательный. Для тех 10 ребят, что приняли участие в этом проекте, он стал ярчайшим впечатлением на всю жизнь, реальным приобщением к живой истории нашей Родины, к воинскому подвигу наших прадедов. Заметным является и спортивный статус путешествия, ведь, к сожалению, в настоящее время такие походы – экзотика. Не менее весомым оказался и повседневно-бытовой воспитательный эффект на личностном и микроколлективном уровне: самообслуживание, походный «комфорт», тяжелый труд на гребле, терпимость и дружелюбие, сплоченность экипажа перед лицом походных и природных трудностей и опасностей, умение подчинять личные интересы нуждам коллектива, дисциплина, гигиена и т.д. и т.п.

     В настоящее время из отснятых в этом походе видео-фото-материалов монтируются видеофильм и фотоальбом.

     Р.S. В ближайшие годы мы планируем вновь организовать аналогичные сверхдальние шлюпочные походы, благо страна у нас большая. Кого это интересует, наш адрес в редакции.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru