На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Детский энтомологический центр

Петр Яковлевич Устюжанин,
кандидат биологических наук,
педагог дополнительного образования
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
г. Новосибирска

     Основой работы Энтомологического центра Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», несмотря на ее специфичность, является воспитание в детях чувства прекрасного, формирование которого развивается у них непосредственно на занятиях. Действительно, занимаясь работой с объектами живой природы, дети сталкиваются с ее таинством, величием и красотой. Это не зависимо от их еще формирующегося сознания прочно оседает в нем. Желание постичь новое, открыть не открытое – один из девизов работы Энтомологического центра.

     Методику работы детского энтомологического центра можно отнести к категории не стандартной и в большей степени экспериментальной. Это объясняется, прежде всего, тем, что подобных нашему центру организаций насчитывается всего три по всей стране. Новосибирский центр – единственный в Сибири.

     Для организации деятельности центра ставятся следующие задачи:
     1. На примере одной из отраслей биологии – энтомологии, как наименее изученной, создать центр знания в области данной науки среди школьников и студентов.
     2. Выезжать в экспедиции в регионы Сибири и Дальнего Востока с целью сбора научного материала.
     3. Обработанные материалы представлять в докладах на научно-практических конференциях школьников.
     4. Подготавливать школьников – членов энтомологического центра к поступлению в ВУЗы на биологические факультеты.
     5. На примере энтомологического музея знакомить школьников, учителей и родителей с богатством и разнообразием мира насекомых.

     15 лет работы повысили уровень образования школьников в области биологии и энтомологии в частности. Для того чтобы не быть голословным приведу пример: для 5 школ микрорайона «Обь ГЭС» понятие энтомология уже не является диковинным словом, а под насекомыми представляются уже не только докучающие человека виды, типа мух, тараканов, клопов и пр.

     Только за последние пять лет работы в энтомологическом центре занималось более 300 детей. Большинство из них изучали только азы науки и получили общее представление об энтомологии, и даже этого уже стало достаточно для того, чтобы в школе при изучении раздела о насекомых эти дети блестяще разбирались в тематике и могли дополнительно расширить тему. Ребята, которые занимались больше года, подготавливали рефераты и доклады и выступали на научно-практических конференциях.

     Члены объединения регулярно участвуют в экспедициях. Однако, в связи с отсутствием внешнего финансирования, наши поездки зачастую ограничены ближайшими регионами. Ежегодно проводятся 2-3 поездки в пределах Новосибирской области, Алтая за счет средств родителей.

     Практическая часть нашей работы заключается в сборе научного материала, для этого мы выезжаем в различные природные места. Во время экспедиций и походов ребята выполняют трудоемкую и кропотливую работу. Естественно, здесь необходимо оценивать труд детей, поощрять их интерес к работе.

     Наша работа организована таким образом, что наградой является разрешение выполнения дополнительных заданий, как то: поход по усложненному маршруту, ночной сбор насекомых, выход на сумеречный лов и тому подобное. Соответственно наказание – это принудительное безделие, ничегонеделание. Именно подобная система поощрений и наказаний, которая формировалась в течение многих лет, постепенно оттачиваясь и совершенствуясь, на наш взгляд, наиболее оптимальна и позволяет добиться хороших результатов.

     Регулярно (3 раза в год) проводятся внутриклубные энтомологические конференции и семинары. Каждый ученик имеет свою тему исследования, которую он представляет на этих мероприятиях.

     Ребята первого года обучения сначала пишут реферативные сообщения, используя для подготовки как минимум три литературных источника. Ребята второго года обучения и старше, прошедшие полевые практики, походы и экспедиции, уже на основе летних собственных сборов обрабатывают материал и докладывают на внутриклубных конференциях, лучшие и более интересные доклады дорабатываются и представляются на городских школьных научных конференциях. На областных школьных научных конференциях наш клуб участвует 19 лет.

     Оценивание выступающих на конференциях детей вопрос достаточно не простой. Здесь необходимо учитывать их возраст и отсюда не вполне сформированную психику. Как нам кажется, нельзя насаждать принципы сравнивания детей между собой, с выделением лучших из них. Более корректно, на наш взгляд, оценивать ребенка относительно самого себя с учетом настоящих и прошлых достижений. Как известно, на взрослых конференциях не прибегают к выявлению лучших, не присуждают первые или третьи места, тем самым не унижают достоинства человека. На детских же конференциях оценка должна быть еще более тактичной и корректной. Награды и поощрения должны получать все докладчики, и, желательно, чтобы каждое выступление ребенка было в конце конференции охарактеризовано. Это даст детям больше уверенности в себе, они поймут, что их действительно внимательно слушали, и все пожелания на будущее им будет гораздо легче выполнить. Используя такой принцип в нашем клубе, мы убедились в его справедливости. После подобных мероприятий дети с еще большим желанием и интересом готовятся к различным выступлениям.

     Подготовка школьников – членов энтомологического клуба – к поступлению в ВУЗы велась на протяжении пяти последних лет также интенсивно.

     Лауреат областной конференции научного общества учащихся «Сибирь» (апрель 2008 г.) Огудов Сергей зачислен без экзаменов на первый курс в Новосибирский государственный педагогический университет.

     В трех ВУЗах, имеющих факультеты, связанные с биологией (НГУ, НГПУ, Аграрная академия), учатся мои воспитанники. Их 6 человек. Кроме того, победитель областной конференции научного общества учащихся «Сибирь» (апрель 1999 г.) Наконечный Александр, зачисленный без экзаменов в Новосибирский государственный педагогический университет, закончил его и сейчас является аспирантом института Систематики и экологии животных РАН. Другой мой ученик, Иванов Евгений, успешно закончил в 2003 году Новосибирскую аграрную академию, получил приглашение в аспирантуру, и в этом году защитил кандидатскую диссертацию. В прошлом году мой ученик Павлов Евгений также стал кандидатом биологических наук.

     Популяризация энтомологии через музей получила очень широкое распространение среди школьников города. За последние 4 года в нашем музее побывало более тысячи человек.

     Помимо научной и практической работы в кружке имеет место регулярное проведение экскурсий, так как клуб имеет свой энтомологический музей. Многие школы Советского района и других районов города посещают наш музей, о чем свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Подобная работа помогает учителям и школьникам в более серьезном понимании и представлении мира насекомых. В последние годы к проведению экскурсий привлечены и сами ребята-кружковцы, которые уже самостоятельно, со знанием и эрудицией рассказывают о музее и отвечают на интересующие вопросы.

     Необходимо сказать, что такой специфичный музей как наш, единственный – который открыт для всех желающих. Кроме экспозиции довольно большой коллекции (более трех тысяч экземпляров) в музее есть небольшой инсектарий, т.е. мини-зоопарк с насекомыми. Представители самых разных стран и континентов живут в этом инсектарии.



История создания детского энтомологического клуба

     Детский энтомологический клуб, ранее называвшийся кружок энтомологии и охраны природы, был организован в 1987 году. Сначала, в студенческую бытность, на общественных началах, затем, с 1988 года, как основное место работы. Организации подобного рода – большая редкость. На огромной территории Сибири наш клуб пока единственный.

     В период организации детского энтомологического кружка я столкнулся с некоторыми сложностями в виде различных рекомендаций и советов, в которых предлагалось не узко специфичное направление, а более широкое и традиционное. Речь идёт о предложениях организации станции юных натуралистов либо краеведческого кружка.

     Но мне всё же удалось убедить вышестоящие организации о целесообразности именно узкого, но весьма объёмного направления. Связано моё убеждение с весьма обстоятельными причинами. Главные из них сле-дующие:
     1. Более углублённый подход в одном направлении определит широкие возможности учеников в реализации цели и задач.
     2. Мир насекомых настолько разнообразен и многообразен, что не сравнится со всем остальным животным и растительным миром вместе взятыми. Стало быть, такой колоссальный класс животного мира следует изучать отдельно.
     3. Так как до сих пор в энтомологии существуют белые пятна, эта область является очень актуальной и научно полезной. Особенно это касается нашего Сибирского региона, как наименее изученного.

     Двадцатилетний период работы нашего клуба наглядно подтвердил всё то, что было задумано в начале его создания.

Особенности работы клуба

     В связи с тем, что организация клуба изначально была задумана как эксперимент, мы были вынуждены пользоваться своими оригинальными методиками и разработками, правильность которых и сейчас проверяется в процессе работы. Сущностью эксперимента является выработка у детей не пассивного, зачастую бездумного выполнения задания руководителя, а воспитание навыков активной работы в рамках предложенной программы. Здесь очень важен принцип взаимосвязи как индивидуального, так и коллективного подхода к процессу воспитания и формирования ребенка как личности. При наличии единой программы обучения, о которой говорилось раньше, мы постарались сделать ее максимально гибкой и приемлемой как в целом для всех кружковцев, так и для каждого индивидуально.

     В клубе нет общепринятого разделения на группы, занятия в котopыx проходят в четко обозначенные дни недели и в определенное время. Каждый ребенок сам выбирает удобное для себя время и дни недели для индивидуальных занятий. Каждый сам решает, когда и какую тему он может сдать, зная количество тем и время, на которое рассчитано изучение курса.

     Наш двадцатилетний опыт работы показал, что ребята, прошедшие обучение в нашем клубе, побывавшие в экспедициях, вспоминают это время как самое дорогое, памятное время детства. Важнейшим итогом нашей работы является, вклад в настоящую науку. Практически каждый кружковец, который занимался в клубе, внес какие-либо ценные и полезные сведения в научные изыскания. Необходимо отметить, что появились фамилии ребят-кружковцев на страницах научных журналов, в том числе и иностранных, пока, в основном, как сборщиков научного материала. Может быть, это и явится первыми шагами в большую науку.

     Активно сотрудничаем с местными средствами массовой информации, в частности по радио прозвучал цикл передач, посвященных работе кружка, по телевидению неоднократно демонстрировались видеосюжеты о нашей работе. В региональных газетах помещались очерки и статьи на темы экологии и энтомологии.

     Ежегодно большое число школьников приходит в клуб, однако далеко не все надолго остаются в нем. Это не является недостатком в работе педагогов, а есть лишь следствие естественного отбора. Поэтому большая часть времени занятий с новичками отводится на знакомство с миром природы и в частности насекомых, как его составной части.

     Нет сомнений, что за время только первых двух-трех месяцев занятий ребята узнают гораздо больше об этом мире, чем за годы изучения биологии в школе.

Научная деятельность руководителя

     В 2003 году мною, руководителем детского энтомологического клуба Устюжанином П.Я., защищена кандидатская диссертация по теме «Пальцекрылки (Lepidoptera, Pterophoridae) азиатской части России. (Фауна, систематика, зоогеография)». За последние 10 лет опубликовано 30 научных статей и 3 монографии.

     В последние пять лет осуществлено более 10 экспедиций, в том числе две в дальнее Зарубежье (Монголия, Южная Африка). Собранные материалы обрабатываются как автором, так и его учениками из энтомологического клуба.

     С 2001 года по приглашению Британского музея Естественной Истории г. Лондона и Кембриджского университета два раза в год выезжаю в Лондон для изучения и обработки материалов. В результате 11 поездок в Великобританию обработано около двух тысяч экземпляров насекомых, ранее не исследованных. Полученные сведения сейчас находятся в печати в английских энтомологических журналах. Описано 32 новых для науки вида из тропических регионов мира. В 2007 году избран куратором Британского музея (секция: Pterophoridae, Alucitidae).

     В 2005 году получил приглашение от музея Африки г. Тервурен (Бельгия) для изучения материала. Поездка была успешно осуществлена. Наметились совместные проекты по написанию ряда публикаций с сотрудниками музеев Лондона, Вены, Брюсселя, Претории и Кейптауна (ЮАР), Лилонгве (Малави). Самое непосредственное сотрудничество ведется с Российскими научными учреждениями: Новосибирским институтом систематики и экологии животных, Зоологическим институтом РАН г. С.-Петербурга, Московским, Саратовским университетами и др.

     От редакции. Уважаемые читатели! У вас есть уникальная возможность посетить персональную выставку известнейшего новосибирского энтомолога Петра Яковлевича Устюжанина – выставка «Бабочки мира» проходит в Новосибирском государственном краеведческом музее (отдел природы) с 15 октября по 3 ноября 2008 года.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru