На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №18-19,
октябрь 2008

Тема номера:
«Современная система дополнительного образования детей г. Новосибирска»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Актуальное интервью 05
Точка зрения 06
Информатизация образования 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Школа здоровья 10
Экологическое просвещение new 11
Лаборатория мастерства new 12
Информационный бюллетень учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Новый подход к физическому воспитанию дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования

Наталья Кузьмовна Ширяева,
руководитель спортивного подразделения;

Раиса Дмитриевна Савицкая,
методист спортивного подразделения;
Виктория Петровна Кревских,
педагог-организатор
МОУ ДОД Центра внешкольной работы
Культурно-спортивного центра «Пашинский»

     Наличие большого количества публикаций, посвященных возрастным особенностям детей дошкольного возраста, методология программы и содержание занятий физическими упражнениями красноречиво говорят о перманентном интересе к этой проблеме, ее актуальности. И это не случайно, ведь помимо естественного несовершенства функционирования систем жизнеобеспечения, организм среднестатистического ребенка 3-6 лет отягощен наследственными заболеваниями и болезнями: гиподинамией, аллергией, нарушением обмена веществ, снижением иммунитета и пр.

     В настоящее время сложились три организационные формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками: в детских дошкольных учреждениях (наиболее разработанная, системная), в специализированных спортивных учреждениях, школах и в семьях, где физическое воспитание детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, является или должно являться частью общего домашнего воспитания. Эта форма физического воспитания детей в нашей стране пока еще слабо развита. В лучшем случае роль родителей при этом ограничивается покупкой мяча, приобретением велосипеда, устройством перекладины для подтягивания, эпизодическими купаниями и прогулками, в частности на лыжах.

     Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями – «главная потребность ребенка». При этом он ссылается на английского психиатра Д. Боули и американского психофизиолога Н. Миллера, которые указывают на негативные изменения в психике и характере, вплоть до склонности к асоциальному поведению, детей, оторванных от родителей, особенно от матери. Далее автор обращается к родителям: «С ребенком необходимо играть!». Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать так: «С ребенком надо вместе заниматься физкультурой».

     Участие родителей в закаливании, обучение своих детей физическим упражнениям, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.

     Для дошкольников гораздо веселее, приятнее, интереснее и полезнее делать физические упражнения вместе с родителями. Представляется, что проведение совместной с родителями разминки в той или иной форме будет интересно детям любого возраста, а также полезно самим родителям.

     Однако проблема состоит в том, что родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и обеспечения их нормального развития. Они испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные особенности; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребёнком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и т.п.

     Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация совместных занятий физическими упражнениями детей и родителей. Особенно эффективны подобные занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, так как:
     – во-первых, ребенок имеет реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в себе;
     – во-вторых, на таких занятиях в полной мере реализуется принцип учета индивидуальных особенностей детей. Родители, занимающиеся со своими детьми, исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания. Такие помощники очень хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, к тому же в максимальной степени пользуются его доверием;
     – в-третьих, ребенок развивается, познавая окружающий мир. Форма организации занятий такова, что создает оптимальные условия для этого, обеспечивая малыша заботой и вниманием со стороны родителей, которым предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической культуре.

     Интерес к проблеме занятий физкультурой дошкольников не является исключением и для родителей и детей микрорайона Пашино.

     В спортивном подразделении культурно-спортивного центра «Пашинский» работают педагоги с группами детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. В этих группах реализуются спортивно-оздоровительные программы, которые направлены на гармоничное физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программы предполагают использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентированными на формирование самостоятельности, самоконтроля, умение действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, и решают следующие задачи:
     – формирование устойчивого интереса к играм и спортивным упражнениям и желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
     – обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
     – формирование привычек здорового образа жизни;
     – приобщение к занятиям спортом через проведение спортивно-массовых мероприятий совместно с родителями.

     Но данные программы не ставят перед собой основную цель – совместные занятия дошкольников с родителями, а лишь выполняют задачу привлечения родителей к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

     Между тем семейные занятия физической культурой в спортивных центрах стали предметом специального пятилетнего экспериментального исследования, проведенного в РГАФК (Российская Государственная Академия физической культуры) на 42 родительских парах. Идейной основе исследования предшествовало достаточно длительное изучение одним из авторов статьи зарубежного опыта работы групп «Родитель и ребенок» («Parent & Tot») в гимнастических клубах Канады и США, особенно в известном в США гимнастическом клубе Richmond Olympiad. В этом клубе в настоящее время ведется параллельная экспериментальная работа.

     В кратком обобщении зарубежного опыта занятий «Родитель и ребенок», выделяя главное, можно отметить, что организация подобных групп (дети 4-5 и 6-7 лет) является частью маркетинга гимнастических клубов, одно и двухразовые по часу занятия в неделю, достаточно привлекательны для детей, так как имеют выраженный оздоровительно-развлекательный характер. В залах, где проводятся подобные занятия, много крупных мягких игрушек, надувных разноцветных шаров, всевозможного инвентаря, скакалок, парашютов, разных мячей, обручей, легких матов различной конфигурации, мини-трамплинов, трансформирующихся лабиринтов. Имеются батут и детские снаряды, многие из них используются как аттракционы. Каждый раз в зависимости от возраста детей из оборудования и снарядов готовится определенный комплекс станций, который рекомендуется родителю с ребенком. Час таких занятий во многих клубах заканчиваются летом купанием в надувном или пластиковом бассейне.

     Судя по рекламным проспектам, занятия в таких группах являются эффективным средством повышения двигательной активности детей, развития ловкости и постепенной адаптации к систематическим занятиям.

     Этот интересный, а главное эффективный, и значит полезный опыт мы могли бы применить в спортивном подразделении Культурно-спортивного центра «Пашинский», предоставляя свои услуги семейным парам, и тогда эти группы превратятся в своеобразный клуб общения детей-сверстников и родителей под руководством профессионального педагогического состава (педагога, педагога-организатора, инструктора-методиста). Однако проблема состоит в том, что пока нет нужного оборудования для организации занятий физической культурой дошкольников совместно с родителями. Решение этой проблемы возможно только усилиями родителей и с помощью соответствующих структур.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru