На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя

Юлия Борисовна Яхно,
руководитель высшей квалификационной категории,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ СОШ № 29 Центрального района г. Новосибирска


Сотрудничество школы и семьи как ресурс формирования современной образовательной среды

Бесспорно, что современное образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, городе и районе. Именно по этой причине оно не может быть замкнутым и закрытым, а к организации образовательного процесса активно привлекаются представители родительской общественности, государственных и общественных организаций, демократических выборных органов.

В рамках небольшой статьи невозможно осветить все сферы школьной жизни, в которых органы государственно-общественного соуправления, созданные по инициативе родителей и попечителей, играют значимую роль. Поэтому имеет смысл остановиться лишь на некоторых результатах совместной работы попечительских органов и педагогического коллектива МБОУ СОШ № 29.

Структура органов государственно-общественного управления школы № 29 представляет собой органичную саморазвивающуюся систему, являющуюся составной частью открытого образовательного пространства, значимым элементом гражданского общества Центрального района, города Новосибирска. Признаком демократизации уклада школьной жизни является тот факт, что наиболее активные представители родительского контингента инициировали создание на базе ОУ социальных институтов, призванных осуществить всемерную поддержку системе образования в целом и школе № 29 в частности.

Среди таких органов уместно было бы назвать Общешкольное собрание родительской общественности, Фонд «Поддержка и развитие ОУ «Феникс», Попечительский Совет Фонда, Совет Учреждения, Совет старшеклассников, Ассоциацию выпускников, Совет профилактики правонарушений, Совет микрорайона. Дополняют систему Общее собрание трудового коллектива школы, Педагогический и методический  советы.

Становление современной системы образования невозможно без участия родительской общественности.

Работа с родителями в МБОУ СОШ № 29 направлена на обеспечение дальнейшего развития взаимоотношений между семьей и школой, основанных на достижении общих интересов.

Основными формами работы с родителями являются родительские лектории, частные консультации, беседы, совместные родительские собрания, традиционные праздники.

Педагоги школы практикуют разнообразные формы публичной отчетности – предъявления информации родителям: школьный пресс-центр издает брошюры, альманахи, газеты специального направления, организует круглые столы, семинары для родителей, размещает информацию о школе на сайте ОУ и сайтах других учреждений образования.

Классные руководители стремятся поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании обучающихся, улучшать взаимоотношения между родителями и детьми, развивать сотрудничество с родителями. На основе обмена опытом созданы организации гражданского общества – объединения единомышленников, в которых родители получают необходимые знания в результате общения друг с другом, оказывают поддержку школе.

Такими организациями являются классные родительские комитеты, которые избираются классным родительским собранием и входят в состав общешкольного родительского собрания, где представляют интересы класса в масштабах школы. Собрание созывает представителей классных родительских коллективов не реже двух раз в год.

В настоящее время связующим центром системы государственно-общественного управления школы является Фонд «Поддержка и развитие ОУ «Феникс», в структуру которого входят: Учредитель Фонда, Председатель, Попечительский Совет. Высшим органом Фонда является Общее собрание его учредителей. Возглавляет деятельность Фонда с момента его основания в 2006 году Буряченко Елена Юрьевна. Фонд, будучи небольшой организацией, выполняет цели и задачи, определенные Уставом Фонда. Фонд распоряжается средствами, размещенными на собственных счетах.

Целью создания Фонда является осуществление социальной, благотворительной, культурной, образовательной и научной деятельности; деятельности по охране здоровья, развитию физической культуры и спорта, по удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей обучающихся и педагогов; правовой поддержке участников образовательного процесса, оказанию материальной и юридической помощи, а также осуществление иной общественно-полезной деятельности.

В соответствии с Уставом Фонд содействует укреплению финансовой и учебно-информационной базы ОУ. Сотрудники Фонда формируют и исполняют бюджет организации в порядке согласования его статей с Общешкольным собранием родительской общественности и Советом Учреждения.

Стимулирование и содействие разработке, применению и развитию эффективных инновационных программ и технологий со стороны Фонда позволило ОУ стать победителем ряда значимых педагогических конкурсов: федерального конкурса учреждений, реализующих в образовательном процессе инновационные проекты и программы, городского конкурса «Школа года – 2006», открыть на базе школы экспериментальную площадку «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех», приобрести в 2007 году статус Школы полного дня; завоевать первые места в городском этапе конкурса «Учебный кабинет» 2007 и 2008 годов.

Стратегическая роль Фонда «Феникс» заключается в совместной постановке целей и задач, значимых для ОУ, а также в определении путей их достижения, согласовании приоритетов, мониторинге процесса  развития.

Так итогом поддержки, оказанной Фондом, стало привлечение к решению финансовых проблем школы спонсоров и меценатов, преодоление потребительских настроений среди части родителей.

Вне пределов компетенции автора является озвучивание тех сумм, которые привлечены органами соуправления к укреплению ресурсной базы школы. Однако достаточно привести некоторые факты, свидетельствующие о значимости вклада попечителей в обеспечение условий развития образовательного процесса.

Методом точечного инвестирования в местах общего пользования (рекреациях, школьной столовой, библиотеке, подавляющем большинстве учебных кабинетов) произведен евроремонт, в части кабинетов – ремонт класса премиум.

В активе Фонда значится успешный проект «Школа – наш общий дом», действующий и в настоящее время.

Целью его является поддержание территории школы в образцовом порядке силами смешанных ремонтных бригад и бригад озеленения с привлечением средств многоканального финансирования.

Территория является зеленой зоной микрорайона, где на двух гектарах земли расположились мини-пруд, фонтан, романтический мостик, рокарий, французский огород, игровой городок, цветущие рабатки и другие элементы ландшафтного дизайна. В течение последних пяти лет ОУ является победителем районных и городских этапов конкурсов школьных территорий.

Об общественном признании созидательной деятельности родителей и педагогов свидетельствуют Большая Золотая Медаль и Дипломы Сибирской ярмарки 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. в номинации «Ландшафтная архитектура» за ввод нового социально значимого объекта озеленения Центрального района.

Являясь социальными заказчиками, родители оказывают школе специальную и профессиональную поддержку. Традиционным для школы стал День гражданской обороны, в подготовке и проведении которого принимают участие родители – работники структурных подразделений ГО ЧС. Они организуют практические занятия, тренинги, встречи с представителями профессий оборонно-спортивного профиля, показательные учения пожарных и спасателей.

Статус школы № 29 – школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» – предполагает широкое привлечение представителей родительской общественности к физкультурно-оздоровительной жизни школы.

В формировании сознательной привычки вести здоровый образ жизни значительную роль играет деятельность школьной независимой лиги тренеров из числа родителей и выпускников. К числу совместных спортивно-оздоровительных проектов относятся соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», «Мой папа – чемпион», «Праздник открытия школьной лыжни», «Школьный день туриста».

ОУ имеет сложившиеся десятилетиями традиции в области формирования и пропаганды в семье таких жизненных приоритетов, как физическая культура, спорт, активный досуг.

Школа № 29 организует на бесплатной основе спортивные занятия для педагогов школы и родителей: малый и большой теннис, фитнес, волейбол. Занятия и тренировки проходят в вечернее время, в субботние и воскресные дни.

Спортивные секции и оздоровительные занятия на базе спортивных сооружений школы организованы на бесплатной основе, в том числе с привлечением возможностей общественных тренеров из числа родителей обучающихся и выпускников школы. На спортивных площадках, на базе школьного стадиона и спортивного зала работает семейный оздоровительный клуб выходного дня, проходят спортивные состязания.

Социально значимым объектом микрорайона является школьный стадион и 400-метровая лыжня, которые в выходные и праздничные дни, в вечернее время эксплуатируются жителями близлежащих домов, подавляющее большинство которых – обучающиеся и их родители, выпускники школы прошлых лет.

Фонд оказывает материальную поддержку одаренным детям, назначая стипендии победителям и призерам состязаний повышенного уровня: олимпиад, конференций, спортивных соревнований.

Ежегодно представители Фонда проводят школьный Слет хорошистов и отличников, на котором отмечают лучших учеников школы денежными премиями и ценными призами. Попечители гарантируют материальную поддержку нуждающимся из числа обучающихся, для чего осуществляют дотации общешкольных значимых программ, таких как расширение школьной столовой, оборудование спортивного зала для младших школьников, празднование Юбилея школы.

Благодаря финансовой поддержке Фонда педагогический коллектив расширил возможности пропаганды и транслирования опыта образовательной, воспитательной, информационной и иной общественно полезной деятельности обучающихся, выпускников и педагогов ОУ.

Так в рамках подготовки к празднованию 80-летнего Юбилея школы при содействии Фонда издана книга «Воспитательная система. Традиции. Опыт. Инновации». Готовится к выходу в свет сборник, посвященный спортивным и физкультурным традициям школы. Использование информационных возможностей выпускников школы, родителей обучающихся из числа журналистов, телеобозревателей позволяет сформировать инвестиционно привлекательный имидж школы № 29, обеспечить дополнительный приток средств многоканального финансирования к решению насущных проблем ОУ.

Взаимодействие с государственными и негосударственными организациями и учреждениями, предприятиями различных форм собственности, представителями депутатского корпуса, спонсорами и меценатами, направленное на поддержку и развитие школы как социокультурного центра микрорайона осуществляется в разнообразных формах. Значимыми событиями в культурной жизни микрорайона стали такие праздники как Праздник улицы и Праздник дома, Праздники первого и последнего звонков, День матери, День пожилых людей, День открытых дверей, празднование дня Победы.

К сожалению, в вопросах сотрудничества с родителями сегодня сохраняется ряд проблем, обусловленных как социально-экономическими и демографическими проблемами современной России, так и спецификой социального статуса семей обучающихся. Основная часть контингента школы – это семьи с ограниченными доходами, что затрудняет реализацию ряда программ. Серьезным вопросом остается ассиметричное освещение средствами массовой информации школьного образования в целом и личности российского учителя в частности, что оказывает отрицательное воздействие на сотрудничество семьи и школы. Тормозит процесс дальнейшей демократизации уклада школьной жизни и сохраняющийся среди части родителей менталитет стороннего наблюдателя и потребителя общественных благ.

Пользуясь случаем, хотелось бы публично поблагодарить родителей и попечителей от имени педагогической общественности школ Центрального района и педагогов школы № 29 за неоценимый вклад в укрепление материально-технической базы современного воспитательного процесса, за помощь и поддержку в становлении образовательной системы 21 века.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru