На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя

Элина Геннадьевна Фомина,
заместитель директора по воспитательной работе
первой квалификационной категории
МБОУ Второй Новосибирской Гимназии
г. Новосибирска


Требования к организации внеурочной занятости детей и подростков в современной школе

В последние годы ситуация среди молодёжи такова, что увеличивается численность подростков, имеющих криминальный опыт, растёт количество антиобщественных молодёжных объединений, политических организаций, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности учащихся, безнадзорность детей в каникулярное время. Чтобы снизить напряжённость, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков, необходимо, в первую очередь, увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Таким образом, назрела необходимость возрождения в современной школе когда-то весьма объёмного участка деятельности педагогов – дополнительного образования детей. Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

Идея возрождения этой деятельности возникла у нас еще в прошлом столетии. Начиная работу по формированию среды дополнительного образования, мы понимали, что отвечать она должна следующим требованиям:

– Во-первых, деятельность в сфере дополнительного образования детей на современном этапе должна выходить далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, основу должен составлять масштабный образовательный блок, отвечающий потребностям детей, которые не реализованы в рамках предметного обучения и тем самым обеспечил бы принцип полноты образования.

– Во-вторых, базовое и дополнительное образование должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создавать единое образовательное пространство гимназии, способствующее полноценному личностному, а не только интеллектуальному развитию ребенка, что позволит нам преодолеть сложившийся интеллектуальный перекос в развитии и создаст основу для успешной социализации каждого обучающегося.

В-третьих, интеграция дополнительного образования в процесс обучения позволит реализовать новые требования к пониманию образованности человека, которые уже определяются не столько предметными знаниями, сколько разносторонним развитием личности, и позволит уйти от привычной трансляции знаний к разноплановому развитию ребенка, раскрытию его творческих возможностей, способностей, формированию качеств личности, способствующих в дальнейшем к самоопределению и самореализации.

– В-четвертых, осуществлять деятельность должны педагоги дополнительного образования, а не учителя-предметники, иначе в полной мере реализовать заложенный в дополнительном образовании потенциал не удастся.

– В-пятых, содержание программ курса дополнительного образования должно усиливать вариативную составляющую образования, способствовать практическому приложению знаний и навыков, стимулировать познавательную мотивацию.

Затевая подобное преобразование в обучении гимназистов, необходимо было учесть особенности этого процесса и возлагаемые на него функции.

Своеобразие дополнительного образования в гимназии, на наш взгляд, проявляется:

– в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

– в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы;

– в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

– в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

– в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

– в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, мы определили его функции.

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя гимназии, формирование воспитательной среды на основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

6) профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

В настоящее время дополнительное образование детей в гимназии представлено целым рядом направлений. Основные среди них следующие:

1. художественно-эстетическое представлено шоу-театром «Шанс», вокальным и хореографическим отделениями, театральной студией «Маски», изостудией «Ультрамарин»;

2. научно-исследовательское представлено научным обществом «Эрудит»;

3. спортивно-оздоровительноепредставлено баскетбольными клубами «Оранжевый мяч», «Вasketсити», шахматными «Белая ладья», «Четыре коня», секцией «Учимся плавать»;

4. информационное представлено видеостудией «Виват», редакцией журнала «БП+»;

5. интеллектуальное – дискуссионным клубом «Дебаты», интеллектуальными клубами «Фикс», «Скиф», «Скиф 2»;

6. военно-патриотическое –объединением «Патриот»;

7. экономико-правовое– обществом «Права потребителей».

Этот список является для нас открытым и может быть изменен в соответствии с запросами детей и их родителей.

Присутствие в общеобразовательной школе сферы дополнительного образования может быть представлено различными способами. Сегодня существует четыре основных модели ее организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.

Вторая модель представлена оригинальными формами работы – ассоциацией, творческой лабораторией, хобби-центрами и т.п.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Для Второй Новосибирской Гимназии дополнительное образование детей – это составляющая образовательного процесса, его неотъемлемая часть. Органическое сочетание основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства – социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных коллективах, так и на уровне гимназии  в целом.

Что включает в себя эта сфера:

– Индивидуальные занятия по выбору ученика. К ним относятся спецкурсы, факультативы, проекты, практикумы, исследования, элективные курсы и другое.

– Участие в работе Ассоциации творческих коллективов, которая на сегодняшний день насчитывает 19 творческих объединений.

– Общественная работа – это участие в органах гимназического самоуправления, шефская работа.

– Участие в проводимых общегимназических мероприятиях и праздниках.

Дополнительное образование, организованное подобным образом, помогает нам решать целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

– выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

– способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

– обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

– содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Рабочие программы педагогов дополнительного образования:

– углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;

– делают гимназическое обучение личностно-значимым для многих учащихся;

– стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

– повышают мотивацию к обучению.

Имея такой большой спектр образовательных услуг, а также условия для отдыха, приема пищи, оздоровления, мы освобождаем ребенка и родителей от поиска дополнительных услуг на стороне.

Сложившаяся в гимназии практика образования обеспечила возможность перехода к созданию новой модели образовательного учреждения – «Гимназии полного дня». Ее суть заключается в интеграции функциональных возможностей как общеобразовательного учреждения, так и учреждения дополнительного образования.

В нашем понимании, гимназия полного дня – это школа, обеспечивающая в комплексе организацию общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической, спортивной, оздоравливающей деятельности в соответствии с учебными планами и индивидуальными интересами обучающихся в течение полного дня. Гимназия полного дня – это не просто продлённый день, а содержательно наполненная образовательная среда, в которой ребенок получает навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

Молодежь сегодня неравнодушна к образованию и хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка, благодаря которому ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru