На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Раиса Фёдоровна Ломова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 203 Калининского района
г. Новосибирска

Будущее рождается сегодня

Семья всегда была частицей общества, несущей в себе личностные, общественные и государственные ценности, определённые культурные традиции. Многие древние мыслители, размышлявшие над современными им проблемами бытия, отводили семье ведущее место в проектах построения идеального общества. Известно, что Конфуций предлагал доминантой общественных отношений сделать сыновнюю почтительность, а Платон прогнозировал появление государства, живущего по законам семейных отношений.

Изменилось общество – изменилась и семья. Налицо резкое разделение общества на социальные группы с различным уровнем материального достатка, прагматизация норм жизни в детских и взрослых сообществах, противоречивость информационного пространства, серьёзное расхождение интересов разных социальных групп, зачастую экономическая несостоятельность государственных структур в решении социальных вопросов. Нельзя сбрасывать со счетов падение рождаемости, рост беспризорности и безнадзорности в стране, увеличение рождаемости детей с недостатками умственного и физического развития, их слабое здоровье, рост наркомании, алкоголизма, СПИД и т.д. Пространство риска для подрастающего поколения оказалось расширенным. Современная семья адаптирована к реалиям конкретной жизни. Адаптирована, но не защищена. Она утеряла свои некоторые духовные ценности, традиции, снижена популярность отцовства и материнства, наблюдается отчуждение детской и взрослой субкультур. Современной российской семье необходима поддержка в самых различных формах в рамках программ для решения разнообразных вопросов своей жизнедеятельности, в том числе воспитания и образования детей. И я считаю, что именно системе образования принадлежит огромная роль в восстановлении семьи как общественной, государственной и личностной ценности. Решение этих нелёгких проблем осуществляется в нестабильном переходном обществе. Мы, педагоги, призваны внести свой посильный вклад в их решение.

За многие годы работы в школе убедилась, что наладить отношения между семьёй и образовательным учреждением непросто. Уж слишком часто не совпадают взаимные ожидания. Но так или иначе – лучше от противостояния школы и семьи не будет никому. Поэтому задача педагога – найти эффективные формы взаимодействия семьи и школы, которые помогут перейти от состояния сосуществования к сотрудничеству и партнёрству. Образовательное учреждение не должно противопоставлять себя семье, но должно наследовать её духовные ценности и развивать применительно к новым обстоятельствам возраста, места и задач.

Школа будущего, я думаю, – это открытое социально-образовательное учреждение, включающее в педагогический процесс родственников детей как полноправных субъектов, имеющих свои воспитательные проекты и инициативы. На современном же этапе важны семейно-ориентированные воспитательные практики, направленные в первую очередь на воспитание семьянина, а потом уже члена детского коллектива, ученика, горожанина, гражданина России, творческого человека, миротворца и гуманиста. И это всё возможно только при условии ценностного отношения к детям. Орудие педагога на этом пути – искренняя любовь к детям.

МБОУ СОШ № 203 Калининского района нашего города – это учреждение образования с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Родители учеников здесь не гости, а друзья и советчики. Они представители общешкольного совета, не стоящие в стороне от любых хороших начинаний. Они первые помощники педагогов в организации праздников, выставок, экскурсий. Во время проведения большого праздника под названием «Осенины» особенно привлекательными на стенах праздничного зала были изображения больших и не очень, ветвистых и реденьких генеалогических деревьев, выполненных учащимися школы. Каждая из этих картинок – результат детского исследования, кропотливый труд, показатель доверительного и уважительного взаимоотношения семьи и школы. Своих преподавателей дети часто рисуют в образах прекрасных дам и кавалеров. Рекреация третьего этажа, где расположен и мой кабинет, у нас так и названа детьми – Площадью Прекрасных Дам. В одной из школьных газет сентября я выглядела, например, так.

Жаль, что школы не имеют в данный момент определенной школьной дисциплины, которая помогла бы решению названных выше проблем. Курс «Этика и психология семейной жизни» перестал быть обязательным для школьной программы несколько лет назад. Зато есть спецкурс «Профессиональная карьера», несколько занятий которого посвящены как раз семейным отношениям. Какая же карьера без надёжного тыла – семьи. Да и профессия домохозяйки в наше время весьма распространена. Но и уроки труда, как для мальчиков, так и для девочек, в основном ориентированы на деятельность в хозяйственно-бытовой сфере семьи. Подготовка будущего семьянина ведётся и на занятиях гуманитарного цикла, и во внеурочное время.

Дети любят рассказывать о себе и своих родных. Скоро в школе будет проводиться конкурс чтецов произведений о семье, на котором ребята представят свои творения.

Наши поэты

В школе много юных поэтов, и быть напечатанным в школьной газете считается большой творческой удачей. Некоторые произведения уже появились в октябрьском номере школьной газеты для детей и родителей «Родниковский калейдоскоп». Не будем судить строго их авторов за несовершенство, главное в стихотворениях – доброе отношение к семье, дому, которое уже сформировано у этих детей.

У меня семья большая,

Вот послушайте, какая.

Бабушка, хоть и стара,

Но заботлива, мудра.

Папа – старший из мужчин,

Он имеет ум и чин.

Наша мама – финансист

И в семье экономист.

Есть и старшая сестра,

Год как замужем она.

Зять – второй в семье мужчина,

Младший по уму и чину.

Пёс-боксёр по кличке Буч

Атлетичен и могуч.

Дымка кот живёт ещё,

Ну вот, кажется, и всё…

А ещё, конечно, я.

Вот и вся моя семья.

Нет дружней семьи в мире,

Все в двухкомнатной квартире.

                                                                  Старусева Наталья, 8 класс

За окошком снова утро,

Дождь идёт, и в небе мутно.

Снова завтрак и зарядка,

Всё идёт по распорядку.

Пью я чай, смотрю в окошко,

Что-то грустно мне немножко.

Ветер тихо гнёт деревья,

Ну а я всё ем варенье.

Бутерброды с колбасой

Мой котёнок ест со мной.

Говорю я маме снова,

Что иду сегодня в школу.

Скоро прозвенит звонок,

Значит надо на урок.

После школы снова дом,

Хорошо уж больно в нём!

Там уютно и тепло,

Даже вечером светло.

Нужны улица, друзья,

Но важней всего семья!

                                                                  Жеребцова Светлана, 8 класс

Тихий вечер, дома кошка

Мило дремлет у окошка

Без проблем и без забот,

Даже ухом не ведёт.

Вот уже глубокий вечер.

Скоро мамочка придёт –

Я её с едою встречу

И налью ей в кружку сок.

Я люблю её так сильно,

Её взгляд и цвет волос.

Как же всё-таки прекрасно,

Что она со мной живёт.

                                                                  Овчинникова Надежда, 8 класс

Думаю, что вопрос о том, каким может быть содержание семейно ориентированных образовательных практик в ближайшем будущем, волнует многих. И пока эта проблема не будет решена, вряд ли подготовка будущего семьянина в системе общеобразовательных школ станет качественной. Необходим системный подход к подготовке семьянина в общеобразовательной школе в масштабе не одного конкретного образовательного учреждения, а всей страны. А кадры, желающие внедрять эти практики, уж в Новосибирске-то точно есть.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru