На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Наталья Вячеславовна Матвеева,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
классный руководитель 8 «Г» спортивного класса
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска,
победитель городского конкурса профессионального мастерства
«Классный руководитель года 2008»

Семья + школа + спорт = классная спортивная семья

Семья, спорт, школа… Мы часто говорим о необходимости связать эти три понятия в жизни наших детей, о воспитании здорового образа жизни, о тесной связи с семьей, о партнерских отношениях, о внеурочной занятости подростков… Но как?! Как это сделать на практике? Ясно, что у людей разные интересы, а как быть с теми ребятами, которые действительно хотят заниматься спортом, но, порой, не имеют такой возможности? Кто поможет им найти свою дорогу в жизни и не пойти «на улицу», «в подъезды», странные, пугающие нас компании?.. Очевидно, что школе одной – не справиться. И даже не всякая семья способна самостоятельно поддержать своего ребенка – нет средств. Задумываться стали и наши российские политики о проблемах подрастающего поколения. И, наконец – Программа Президента России «Развитие детского спорта»! А чуть позже – распоряжение мэра г. Новосибирска об открытии специализированных спортивных классов секции футбола на базе ФК «Сибирь».

Когда в июне 2005 года в РУО Дзержинского района было принято решение об организации спортивного класса ДЮСШа «Чкаловец» секции «футбол», и мне предложили руководить этим проектом, я на первом же родительском собрании (к которому тщательно готовилась, изучая личные дела моих учеников и многократно беседуя с тренером) сказала родителям: «Не ждите, что Ваши дети будут только играть в футбол, спорт сегодня есть в вашей жизни, а завтра по объективным причинам его может не быть». Поэтому моя задача – сделать все, чтобы ребята были развиты всесторонне, проявили все свои таланты, не потеряв какую-либо сторону своей личности.

Однако, я понимала и другое: у каждого из этих пока еще маленьких мальчишек уже есть заветная МЕЧТА, у каждого из них есть идеал – Бэкхем, Мостовой, Акимов, Смертин – и к этому идеалу, к этой мечте они хотят идти пока еще небольшими, но уже уверенными шагами, и именно поэтому эти дети здесь, в спецклассе. Именно поэтому родители готовы возить их из Бердска, Пашино и Ордынки каждый день, менять квартиры ближе к школе и стадиону, перестраивать свой режим жизни из-за усложненного режима жизни своих детей.

Передо мной – команда, но пока еще не совсем сформированный коллектив. Каждый из мальчишек – уже почти личность, конкурентоспособная, заметьте, личность. У каждого мужской стержень и характер. Каждый, в определенной степени – лидер. Но, несмотря на индивидуальность, все они понимают: футбол – командная игра, «один в поле не воин», без сотрудничества, без сплоченности, без сыгранности ничего не добьешься.

Исходя из этого, я понимала сложность своей последующей работы в данном классе: с одной стороны нужно создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребята чувствовали себя командой, где «один за всех и все за одного», причем не только на игровом поле и в классе, но и в жизни вообще, а с другой стороны – научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и, тем самым, способствовать ее развитию. Не все мои дети живут в одинаково благополучной среде, не всем природа дает одинаковые способности, и не каждый станет Скороходовым или Дасаевым. Но найти в каждом из ребят ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников – моя задача, задача классного руководителя, задача личностно-ориентированного воспитания.

Все вышеизложенное и материалы «Программы воспитания МОУ гимназии № 15 «Содружество» послужило основой для создания программы воспитания «Дорогой мечты», реализуемой ныне в 5-9 специализированных спортивных классах.

Общей целью программы является воспитание физически и духовно здоровой, культурной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной самостоятельно строить жизнь, достойную человека. При постановке задач, вытекающих из общей цели, учитывались два наиболее важных момента работы с классом:

1. Раздельное обучение юных спортсменов (отсутствие девочек в классе).

2. В жизни каждого из ребят могут произойти события, в силу которых та самая «МЕЧТА» может стать недосягаемой.

Программа основана на идеях В.А. Караковского, одним из направлений деятельности является раздел «СЕМЬЯ».

Справиться в одиночку можно не со всякой задачей, а когда дело касается воспитания личности ребенка, то мы обязаны говорить о широчайшем круге партнерских отношений. В своей работе, кроме всего прочего, я сделала ставку на взаимоотношения с родителями и тренерским составом. Особенностью работы с родителями данного класса является то, что они крайне заинтересованы в своих детях, в их успешности, в воплощении их (нередко совместной) МЕЧТЫ. И посему ни один родитель не должен остаться в стороне от жизни класс-команды, невзирая на возраст детей. Здесь смело можно планировать большое количество совместных дел – от проведения психологических тренингов, тематических классных часов до организации совместных спектаклей и отдыха – и можно быть уверенной, что все будет реализовано. Однако, если на начальном этапе работы почти все классные дела (уборка кабинета, выпуск стенгазеты, творческие проекты) на 100% являются действием «я – родители – дети – тренер», то нельзя забывать, что моя задача как классного руководителя, задача тренера и родителей – научить детей самостоятельности, поэтому наше «я – родители – тренер»-действие постепенно переходит в скрытое руководство и помощь, дабы предоставить ребятам возможность самостоятельно принимать решения, реализовывать и отвечать за них. Однако при этом родители не должны ни при каких обстоятельствах перекладывать ответственность за принятые решения и поступки детей на свое чадо. Семья должна понимать, что двух фраз – «Как дела?» и «Ты все уроки сделал?» – в отношении собственного ребенка недостаточно, это не контроль, не помощь, не руководство. В переходном возрасте ребенку хочется казаться совсем взрослым, отойти от всяческого родительского контроля. Но любая детская самостоятельность должна быть разумной и ограниченной. Как же быть, когда ваш сын отвергает все, сказанное вами? Здесь мне на помощь всегда приходит наш тренер. По первому зову он приезжает в школу, проводит беседу или классный час, объясняя порой «простые истины». Я же, с одной стороны, пытаюсь объяснить родителям, как быть в той или иной ситуации, так как они часто обращаются за помощью или советом, а с другой стороны – чаще всего индивидуально беседую с воспитанником, помогая разобрать конфликтную ситуацию и найти правильный выход. В конечном итоге возникает тот или иной творческий проект, участниками которого становятся в разной степени и дети, и родители, и тренер, и я – и у каждого, в этом уверены все, будет своя неповторимая роль.

Когда все видят результат нашей совместной деятельности – будь то сборник стихотворений ребят, нарисованная стенгазета, статья для сайта школы или выступление на сцене – то испытывают вполне объяснимую радость и чувство гордости от проделанной работы. Родители должны понимать, что помощь школе – это не только скучные уборки, операции «Чистота» и «Уют», но это интересная, веселая, насыщенная событиями и делами жизнь детей и их самих. А как сближают поездки на турниры, да еще в том случае, когда дети приносят победу?! Ведь за пределами дома и школы ребята порой совсем другие. Но качества, привитые им совместными усилиями, можно увидеть в любой ситуации.

Но важно еще научить ребят ценить семейные традиции, нравы, обычаи – как основу духовного возрождения. Мужчина – хороший семьянин, хранитель семейного очага. Поэтому часто, беседуя с ребятами, готовя то или иное дело, я даю им понять, что значит их внутренняя сила и мужской характер для моей (и не только – ведь в школе работают преимущественно женщины) женской слабости. Я даю им понять, что все они – будущие мужчины, защитники. У многих из них неполные семьи и ребята должны понимать, что такое ответственность за другого человека, за сохранение добрых отношений.

Видя дружную команду родителей, ребята учатся у нас взаимопониманию, ответственности, уважению друг друга. Можно смело сказать, что за два года сформирован единый коллектив детей и взрослых.

Самым ярким подтверждением вышеизложенному служит наша победа в городском конкурсе профессионального мастерства «Классный руководитель года». Именно там, во время подготовки и выступлений я увидела, что все, вложенное в ребят нашими совместными усилиями, не пропало даром. Именно там, перед выходом на визитку, я услышала от них слова, которые говорила им часто перед их выходами на игру или на сцену: «Наталья Вячеславовна! Да не волнуйтесь вы так, за вас мы волнуемся…». И вот – финал. На сцене все – я, дети, родители, коллеги, моя дочь, в зале – тренеры…

                   Наш класс – это наша большая семья!

                   Здесь дети, родители, тренер и я.

                   Мальчишки – надежда,

                   А тренер – опора,

                   Здесь дружно живем мы

                   И трудимся споро.

                   Мы делаем вместе хорошее дело.

                   Без Вас ничего б не смогла, не сумела…

И я уверена, в эту минуту каждый сидящий в зале поверил, что это – не просто слава визитной карточки, это – ПРАВДА, мы – СЕМЬЯ, большая, дружная семья. Может быть поэтому, до того как мы выиграли весь Конкурс, нашим стал еще и Приз зрительских симпатий. А для меня самой большой радостью было видеть со сцены в приоткрытую дверь зала счастливые улыбки своих сорванцов, их тихое (потому что за шум Наталье Вячеславовне могли снять баллы) «Yes!!!».

И неважно мне было в тот момент, каким же будет результат всего конкурса, потому что мы вместе делали одно большое, интересное дело, которое нас сплотило еще сильней и имя нам стало «Классная спортивная семья»…

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru