На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Ирина Владимировна Красикова,
воспитатель первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

 

Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников

Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.

Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Наша задача, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга.

Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которой является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.

У истоков гражданского воспитания в России стоял В.А. Сухомлинский. Он писал, что гражданственность – это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека. Он утверждал, что гражданственность слагается из чувства хозяина, наследника того, что создано старшими поколениями, и из чувства ответственности за отдельные недостатки, имеющиеся в нашей жизни, нравственной ответственности перед обществом.

Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.

Воспитание ценностных отношений сложный и тонкий процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их искренности и устойчивости, сложно учитывать все факторы, влияющие на их становление. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса в школе, но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно-ориентированные воспитательные возможности.

Различные формы коллективной внеурочной работы не всегда могут дать желаемый результат, так как проявления патриотизма очень индивидуальны, мало осознаваемы в младшем школьном возрасте, сложны в интерпретации. В современном вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему, важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, бесед, экскурсий, которые способствуют:

– углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;

– более содержательному знакомству с историей своей семьи;

– воспитанию трудолюбия;

– углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

– воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

–формированию общественных норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.);

– пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа.

Тематика классных часов направлена на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества, на воспитание любви и уважения к Родине: научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений на пришкольном участке, уборка территории от мусора.

Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т.д.). Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников земли Русской.

Очень важно добиться сознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу. Воспитание ценностного отношения к Родине представляется особо трудным. Образ Родины, как сложное целое в социальном опыте ребёнка, имеет многоуровневую структуру:

– Родина как государство;

– малая Родина (город, село, улица и двор детства);

– родной дом (семья).

Цель первой серии занятий «Рождение моей страны» состояла не только в ознакомлении с историческими и географическими условиями возникновения Российского государства, особенностями жизнедеятельности, быта славян, их обычаями и поверьями, но и в формировании интереса к великому прошлому своей страны, чувства гордости за него.

Вторая серия занятий называлась «Мой Новосибирск», была построена в виде викторины, беседы, содержавшей такие вопросы, как «Любишь ли ты свой город? Чем ты гордишься? Что тебя огорчает? Вспомни, как ты отмечал день рождения города. Какой подарок ты сделал городу? А какой хотел бы сделать?» Итогом этого цикла занятий стала экскурсия, организованная родителями «Достопримечательности Новосибирска».

Третий цикл занятий «Мои корни» имел целью не только сообщение детям знаний о районе, о школе и об одноклассниках, но главным образом обращение к своей семье и её истории, воспитание чувства сопереживания к другим людям и заботы о них. На этом этапе работы родители выступали активными участниками. Они вместе с детьми выполняли предложенные задания.

Особенно увлекательно проходила работа в процессе изучения фамилий и имён. Ребята как будто заново узнавали друг друга, так как размышляли о соответствии имени и характера, а значит, изучали друг друга в личностном плане. Большой интерес вызвало создание девиза и герба семьи. Эта работа, безусловно, потребовала включения родителей, которые с удовольствием откликнулись на просьбы детей помочь им.

Глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители и педагог являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники, и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. Это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении бесед, классных часов, праздников, организация экскурсий, выставок. По инициативе родителей мы посетили выставку народной игрушки «Мастер-класс», фольклорный центр, краеведческий музей, музей минералогии и природы. Всё увиденное было интересным и познавательным.

А какими повзрослевшими, серьёзными становятся лица младших школьников на празднике «Никто не забыт, ничто не забыто!» В гости к нам приходят ветераны Великой Отечественной войны. Школьники, затаив дыхание, слушают рассказ ветерана, который не понаслышке, а воочию видел немцев, непосредственно принимал участие в боевых действиях. В сознании учеников возникают реальные образы людей, которые, не жалея своей жизни, делали возможное и не возможное, чтобы выстоять и победить.

Ученики и родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздника: оформляли выставку рисунков, готовили подарки для ветеранов, читали стихи, возлагали цветы к монументу Славы.

Беречь и любить Родину, уважительно и внимательно относиться к людям, и с особой теплотой к людям пожилого возраста – это главное, что усвоили дети. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания. Видя такое неравнодушное отношение родителей, их поддержку и помощь, хочется делать многое.

Большое значение в воспитании доброты имеет систематическое общение ребят с природой. Родители идут на природу с детьми не только отдохнуть, но и с тем, чтобы вырабатывать у них выносливость, наблюдательность, самостоятельность.

К организации таких походов мы тоже относимся с выдумкой. Детям вручается письмо, в котором находилась карта с топографическими знаками. Прочитав их, ребята должны были найти место, где был спрятан клад. Надо было видеть с каким воодушевлением ученики прошли все препятствия – и вот он, клад! Сколько было радости, счастья в глазах ребят.

Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека – труженика, основным качеством которого является трудолюбие.

Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребёнка учение – напряжённый труд. Надо разъяснить детям, что получение образования является правом, обязанностью и гражданским долгом каждого человека. Дети, как юные граждане, также могут немало сделать по охране природы, окружающей среды.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Верю, что зёрнышки доброты, посеянные в младшем школьном возрасте, дадут добрые всходы!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru