На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Людмила Геннадьевна Шестопалова,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
МБОУ гимназии №15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Семья – основа нравственного воспитания

Семья является традиционно главным институтом воспитания, обладает естественным потенциалом для того, чтобы заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его личная, социальная жизнь и деятельность.

Всё начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу». Всё, что происходит с ребёнком в школе – является результатом тех отношений, которые царят в семье. Каждый взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребёнка и помнить о том, что воспитывать надо не только словами, а своим собственным примером, своим поведением. Дети должны учиться совершать поступки, правильно реагировать на трудности, уметь строить отношения с другими людьми на основе нравственных, этических норм нашего общества.

Школьные годы – часть жизни ребёнка. И поэтому очень важно, чтобы она была наполнена счастьем познания, приобщения к сокровищнице мировой культуры, радостью общения. Желание и умение учиться, радость получения новых знаний – основа ответственного отношения к учению, школьным обязанностям, взаимопонимания и сотрудничества с одноклассниками и учителями. Можно научить детей учиться, пробудив их к добрым поступкам для блага людей, утвердив в их сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир других людей сердцем.

Школа оказывает важное влияние на нравственное становление личности ребёнка, координируя и дополняя семейное влияние. Готовит будущих граждан, которые должны быть не только образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, социально и духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за свои поступки и не ущемляя права и свободу других.

Начало нравственного воспитания – в сердце и уме каждого из нас, в том, как мы видим, чувствуем, оцениваем свой народ, себя и свое место в жизни.

Родина, Дом, Семья, Отец, Мать – что может быть теплее этих слов! С ними каждый человек впервые начинает осознавать себя, с ними он растет, взрослеет, учится, работает, заводит семью и воспитывает детей. Вот почему так важно – как человек эти слова понимает, как он их чувствует.

Чем больше учитель знает о жизни ребенка вне школы, тем лучше он понимает его нужды, тем эффективнее может организовать образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области нравственного воспитания, подсказать правильные решения жизненных задач. Без сотрудничества с детьми и их родителями, бабушками и дедушками школа никогда не станет для учащихся вторым домом, а, напротив, всегда будет оставаться чужой.

Семья – это фундамент, на котором строится здание личности ребёнка. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.

Я считаю своей задачей объединение позитивных факторов семейного и школьного воспитания. В своей деятельности стремлюсь установить контакт с семьями учащихся и вовлечь их в совместную деятельность – это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в семейных праздниках, оказание психолого-педагогической поддержки родителям. Взаимопонимание, постоянный контакт с родителями, разнообразные формы работы с ними – всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща можно научить детей учиться познавать окружающий мир и самих себя. Поэтому я провожу семейные праздники и интересные мероприятия: «Праздник осени», «Новый год», «День именинников», «КВН», «8 Марта», «Прощание с Азбукой» (в первом классе) и т.д. Сценарии к праздникам пишу сама, при этом привлекаю к их созданию и детей, и родителей.

Проведение в школе разнообразных родительских встреч, семинаров, создание семейных клубов, вовлекающих отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, значительно повышают их духовную и психологическую ответственность за нравственное воспитание своих детей. Родители еще раз задумаются о роли родных и любимых в своей жизни, о вечной, непреходящей ценности семьи, рода, о невидимых нитях любви, сочувствия и милосердия. Каждый из родителей сможет глубже познать и раскрыть себя, понять причину мира или разлада в семье, научиться находить выходы из сложных ситуаций, связанных с воспитанием.

Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к окружающему миру, природе. Нравственное воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится на школу и семью. Нравственное здоровье семьи утверждает в человеке чувство собственного духовного достоинства и здоровой гражданственности. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью – это значит сохранить наше будущее – детей.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru