На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска,
победитель конкурса лучших учителей
в рамках национального проекта «Образование»

 

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей педагог вряд ли сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

– выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

– опору на положительные стороны родителей и детей;

– доверие к ребенку и родителям;

– принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

– подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

– принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

– заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

– обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

– содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

– забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

– создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Одна из задач педагогов – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

– изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;

– выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;

– организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;

– пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;

– обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;

– создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;

– выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения  родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

– сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;

– виды толерантности; межнациональная толерантность и веротерпимость;

– факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

– взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

– методы воспитания толерантности у детей;

– пример родителей в воспитании толерантности у детей;

– особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

Роль общения в жизни ребенка.

Причины  возникновения  конфликтов у детей.

Как учить детей общаться?

Как научить ребенка понимать других людей?

Воспитание у детей чуткости и внимательности.

Этика семейного общения у детей.

Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.

Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?

Нужно ли быть самим собой?

Нужно ли властвовать над собой?

Возможно ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.

2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.

3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т.п. Ваши действия.

Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имен.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.

1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

– организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

– создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.);

– проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);

– творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;

– организация выставок результатов труда родителей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

– знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

– пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

3. Организация совместной деятельности родителей и детей:

– организация семейных конкурсов в гимназии и классе – «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;

– представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);

– проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т.д.);

– выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т.п.);

– выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т.п.).

4. Проведение «Праздника семьи».

5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).

6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Моя семья

Конкурсная программа

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам окунуться в атмосферу семейной жизни с ее укладом, традициями, праздниками и попытаться найти пути решения возникающих в семье конфликтов. Надеюсь, что наша встреча даст вам возможность лучше понять своих родителей, а также узнать что-то новое о себе, проанализировать собственные поступки.

Представление жюри.

Ведущий. Что же такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Я приглашаю наши многонациональные семьи на сцену.

Конкурс «Семейная песня»

Ведущий. Как поется в известном шлягере прошлых лет, «легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда». Давайте и мы не будем скучать. Вспомним песни, которые любят родители и дети, которые смогут петь все присутствующие.

Команды хором по очереди исполняют песни: кто больше.

Конкурс «Семейная переписка»

Ведущий. Письма. Они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, они трогательны. С появлением современных средств связи люди все реже и реже вступают в переписку, все чаще ограничиваются телефонным разговором. Сама культура эпистолярного жанра уходит от нас. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. Я предлагаю нашим семьям попытаться возродить эту традицию.

Команды составляют письма на заданную тему (в деревню дедушке, тете в Америку, брату в армию). Жюри оценивает оригинальность и остроумие, литературный слог.

Конкурс «Конфликтные ситуации»

Ведущий. В каждой семье случаются конфликтные ситуации, но далеко не у всех они разрешаются положительно. Сейчас вашему вниманию будут предложены такие ситуации, а команды постараются обыграть их, найти наиболее интересное и мирное решение конкретной проблемы.

Ситуации:

1. Гости. Ваши новые соседи неожиданно заходят на огонек. Дети с тремя своими лучшими друзьями смотрят по телевизору любимое шоу. Отец семейства, желая произвести хорошее впечатление на нагрянувших гостей, выключает телевизор и велит детям немедленно, без вопросов привести дом в порядок. Когда сын начинает спрашивать, почему он должен делать это именно сейчас, отец очень злится. Дочь, смущенная отцовским тоном и тем, что свидетелями происходящего стали ее друзья, плачет и убегает в свою комнату.

2. Куртка. Второклассница Света пришла в школу в новой красивой куртке. «Света, какая красивая у тебя куртка!» – встретили ее подружки. Она не скрывала своей радости. Бережно сняла куртку и повесила на вешалку. Через два урока, к концу перемены, она подошла к своей куртке и с плачем кинулась к учительнице. Куртка была порезана. Как должны отреагировать учительница и родители?

3. Дочки-матери. Дочь перестала быть откровенной со своей матерью. Она поняла: что бы она ей ни рассказала, чем бы ни поделилась, это будет использовано против нее. Недавно дочь призналась, что ей нравится парень. А мать сразу же кинулась к соседям наводить справки, расспрашивать о нем. Теперь юноша и девушка не могут вместе пройти по улице. Дочь обратилась к отцу, он принял ее сторону – возник конфликт между родителями.

Ведущий. Пока команды готовятся, на нашей сцене гости.

Номер художественной самодеятельности.

Конкурс «Аукцион семейных праздников»

Ведущий. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Сейчас мы узнаем, сколько праздников и какие именно отмечают наши семьи.

Команды по очереди называют семейные праздники. Выигрывает команда, последней назвавшая праздник.

Конкурс «Пойми без слов»

Ведущий. В семье, где находится повод посмеяться, живут ощущением радости жизни, душа расцветает. Лучший педагогический прием – юмор, выручающий даже в самых нестандартных ситуациях. Чувство юмора пригодится в этом конкурсе.

Командам предлагаются тексты детских песен («Кузнечик», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены»), которые нужно изобразить перед зрителями только с помощью пантомимы. Побеждает команда, чью песню зрители быстрее отгадают.

Конкурс «Танцевальная семья»

Ведущий. Танец подобен музыке: главная его задача состоит не в том, чтобы изображать, но в том, чтобы выражать. Достигая органичного слияния танцевальных движений, жестов и мимики, танцовщик создает характер героя, выражает глубину его чувств, передает сущность изображаемых событий.

Команды поочередно исполняют танцевальные композиции под классические мелодии в современной обработке: «Танец с саблями», «Танец маленьких лебедей», «Полет шмеля».

Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий. Не подлежит сомнению утверждение, что сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются домашними делами, вместе справляются с трудностями, вместе отдыхают!

Конкурс «Моя родословная»

Семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое «ветвистое» древо, т.е. кто больше знает своих предков.

Конкурс «Герб моей семьи»

Представление и защита.

Конкурс «Умелые руки против скуки»

Выставка творческих работ семьи.

Конкурс «Семейный альбом»

Самая смешная семейная фотография, а также оригинальная подпись.

Ведущий. Все политические партии рано или поздно перестают существовать. «Партия» под названием «семья» живет уже много веков. И за эти столетия люди не придумали иного объединения, но подтвердили мысль: чем больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом.

Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет таких семей, какие присутствовали на нашем вечере, тем дело возрождения пойдет быстрее. Я от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту! Будьте счастливы, и до новых встреч!

Литература

     1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003.
     2. Ковалева О.С. Моя семья // ПедСовет. 1998, №9.
     3. Коренева М.А. Из семейного архива // ПедСовет. 2004, №9.
     4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
     5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru