На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Ольга Викторовна Таран,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 Дзержинского района
г. Новосибирска

 

Личностно-ориентированный подход в работе классного руководителя. Из опыта проведения классных часов

Мы живем в бешеном ритме. Стремительно проносится время. Некогда остановиться и посмотреть вокруг себя, увидеть лучшее, что есть в этом мире: душевную чистоту, открытость, доброту, правдивость, искренность.

Даже нам, взрослым, порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о тех, кто только вступает в жизнь?

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям научиться ориентироваться во все усложняющемся мире, стимулировать у них стремление к самовоспитанию, способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки.

Вся работа должна быть построена так, чтобы не ослабевал интерес к человеческой чистоте и бескорыстию, благородству и доброте. Мы должны помочь детям понять, как остаться человеком в мире людей.

А в чем назначенье человека? Каков смысл его жизни? Как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от лишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь сделать её лучше.

Эти философские проблемы не решишь сразу. Нужно не одно-два занятия, а постоянная работа на всех уроках, классных часах. Учитель должен прожить с детьми этот их путь становления день за днем, год за годом – направляя, корректируя и помогая.

Мы должны помочь детям задуматься, какие они есть сегодня, всегда ли поступают так, как подсказывает им сердце. И думать-то некогда, ведь так мало времени: уроки, кружки, спортивные секции, компьютер, телевизор… Кажется, что всё ещё впереди, всё ещё успеем потом. Но потом иногда бывает слишком поздно.

Эти вопросы частично стараюсь решить на классных часах. Подбираю темы мини-сочинений, которые учат видеть жизнь, себя. М.А. Рыбникова в 1940 году писала, что «сочинения помогают раскрыть внутренний мир ребенка, следовательно, служат для учащихся методом их самопознания, а для учителя – средством обнаружения этого мира, а через его раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся».

Например, в 5 классе я дала возможность подумать детям над темой «Есть ли границы у свободы». Первые несколько минут была тишина. В юных головах шел быстрый мыслительный процесс. Свобода – это я все могу? Но как же быть с правилами поведения? Однако хочу – иду в кино, не хочу – не иду, захочу – поступлю в институт, захочу – пойду работать. Но смогу ли полностью быть независимым, быть вне общества. И многие, многие другие. Мне было важно, чтобы пятиклассники начали думать, анализировать, сопоставлять, попытались увидеть себя в окружающем их мире, среди людей, находящихся рядом.

Сочинение «Моё открытие летом». Его я даю в сентябре. За три месяца произошло много нового и интересного, этим хочется поделиться. По работам видно, как взрослеют наши ребятишки. Если в 5-6 классах дети пишут, что были поражены «росой, блестящей в лучах солнца», «двойной радугой после небольшого дождичка над деревенской церквушкой», солнечным затмением, то в 7-8 классе они чаще останавливаются на отношениях между людьми, стремятся разобраться в себе, оценить или переосмыслить свои поступки, понять. Нравственная рефлексия способствует развитию совестливости. И. Кон писал: «Самосознание – важнейший положительный фактор самоконтроля… люди, избегающие рефлексии и размышлений о себе, более других склонны к антинормативным поступкам».

В 7 классе я предложила не совсем обычную тему – «Мое внутреннее «я». Это было первое сочинение, когда ребёнок должен был заглянуть в себя, дать оценку какому-то поступку. Некоторые первый раз задумались, какие они. Вот некоторые выдержки из работ:

«Иногда хочется повернуть время вспять и изменить многое, что я натворила. Внутри меня творится что-то непонятное. Иногда кажется, что я живу в другом измерении, так как окружающие меня совсем не понимают».

«Я часто не согласна сама с собой».

«Мое внутреннее я очень хрупкое, услышав шутку в свой адрес, душа сразу начинает плакать, хотя внешне этого не показываю».

«Я иногда сама не понимаю, что у меня творится в душе. Но одно знаю точно, что моё внутреннее я – это моя совесть. Я люблю смотреть сериалы, слушать музыку, а внутренний голос заставляет садиться за уроки».

«Я стал прислушиваться к собственному я, стал больше осмысливать действия, которые совершил и которые совершу. Стал продумывать свои шаги на десять ходов вперед и добиваться гармонии в своем собственном мире».

Несколько лет назад я начала практиковать сочинение «Мне ещё или уже 14-15 лет». Вот выдержки из некоторых.

«Я чувствую, что я за этот год сильно изменилась. Мне стали интересны многие вещи, например, я с удовольствием слушаю классическую музыку».

«Я никогда не думала над этим вопросом. Мне исполнилось только 14, и кажется, что всё ещё впереди. Но иногда у меня появляются мысли, которых раньше не было: отчего появляются сложности и неприятности в жизни, как их преодолеть и как с ними бороться».

«Мир представлялся мне в ярких красках, разноцветным, а сейчас он какой-то пестрый, скорее черно-белый, и не знаешь, когда одна полоса сменится другой, когда произойдет взлет, а когда падение».

Потребность в осознании себя в мире и мира в себе у детей огромна. И чем раньше ребенок начнет вглядываться в себя, тем быстрее он адаптируется в обществе.

Суждения детей о жизни в таком возрасте отличает категоричность, острая критичность, завышенность критериев. Но такой максимализм – нормальная для юности форма постижения мира.

Я была уверена, что большинство напишут о том, как им побыстрее хочется стать взрослыми, отвечать за свои поступки. И такие встречались.

«Мы с мамой общаемся на равных, она прислушивается к моему мнению, спрашивает у меня совета».

«Я не боюсь жизненных трудностей, наоборот, хочу их все пережить и стать сильным и волевым человеком. И я им стану».

«Взрослым быть трудно, но меня это не пугает. Мне бы хотелось оставить позади этот возраст, когда родители говорят мне «мой ребеночек».

Но, удивительно, больше было работ, в которых дети писали о том, что они не хотели бы становиться взрослыми, им страшно уходить из мира обеспеченности в мир ответственности и проблем, они не хотели бы, чтобы переход во взрослый мир был связан с утратой подлинных ценностей – любви, справедливости, честности.

«Иногда я превращаюсь в маленького ребенка. Мне хочется кричать, бегать, поиграть какими-нибудь игрушками».

«Взрослая жизнь – сложная штука. Пока я ещё не хочу становиться взрослым, отвечать за кого-то, думать о трудностях».

«Мне не хочется становиться взрослым, ведь детство – самая счастливая пора, когда можно поиграть вдоволь, ни о чем не думать».

«Меня пугает самостоятельная жизнь. Ведь вступление во взрослую жизнь – это шаг из уже изученного и устоявшегося мира в только чуть-чуть знакомый».

Много сочинений, в которых описывается промежуточность состояния. Они ощущают себя между ещё и уже.

«Мне 14 лет. Я уже не ребенок, но ещё и не взрослая. Мне начинают нравиться мальчики. Раньше я и не догадывалась, что они могут быть друзьями».

«Мне кажется, что меня втягивает во взрослый мир. Иногда я чувствую, что готова вступить туда, могу отвечать за свои поступки, стараюсь не забывать об учебе, ведь от нее зависит моя будущая жизнь. Но чаще всего в душе я чувствую себя ребенком. Мне хочется развлекаться, гулять. Я не хочу отпускать детство, подольше бы остаться в нем».

«Я чувствую себя маленьким человеком в большом огромном мире. Я пытаюсь замедлить ход времени. Думаю о том, что мне всего 15, взрослая жизнь наступит ещё не скоро. Хочется пожить ещё беззаботной жизнью. Мне всего 15…»

Дети пишут о том, что в этом возрасте у них меняются взаимоотношения с родителями, с ними начинают советоваться, появляется равноправие в семье. Но больше всего говорят о появлении чувства ответственности, что и делает человека взрослым.

Встречались работы, в которых писали, что на взросление повлияло несчастье в семье.

«Подразумевается, что 14 лет – начало вступления во взрослую жизнь. У меня этот этап начался в 12, когда не стало мамы. Как-то эта взрослая жизнь сразу обрушилась на меня, придавила своей тяжестью. И за очень короткий промежуток времени я оказалась отгорожена от мира детства ледяной коркой. Появилось много обязанностей, которые обязательно нужно выполнять».

Детям мешает ощутить себя взрослыми ограниченная самостоятельность, материальная зависимость. Именно в этом возрасте нужно попытаться стать ребенку другом, с которым можно посоветоваться, найти решение в, казалось бы, безвыходных ситуациях, не оставлять их на перепутье одних.

Чтобы удовлетворить стремление учащихся к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность, необходимо чаще давать им возможность побывать на позиции автора. Например, в жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние, настроение, самочувствие, понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания» (синквейн). Итак, какова же эта форма?

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Одно осмысленное предложение или фраза

Итоговое слово или фраза

Эта форма позволяет концентрировать собственное сознание, за короткое время высветить свое восприятие понимания какого-либо вопроса, проблемы.

На классных часах мы пользуемся этим, решая различные вопросы – от проблем бытия (быть или не быть) до осознания величия каждого прожитого дня.

Пример синквейна

Время

Быстротечное, бесконечное

Лечит, забывает, сожалеет

Куда ты так спешишь?

Постой!

Жизнь – это выбор. Иногда мы не замечаем, что нам приходится делать его. Бывают ситуации, от которых зависит будущее, и надо самому решить, как поступить. Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире нам помогают занятия по курсу «Мой выбор» («Человек свободного общества», «Учимся строить отношения», «Мое здоровье», «Преступление или наказание», «Я и политика», «Свобода и ответственность – выбор 21 века»).

В ходе урока ребята демонстрируют умение работать в группах, взаимодействовать, высказывать собственные мысли, самостоятельно и свободно выбирать собственное решение, осознавая свою ответственность за тот или иной выбор.

Вся эта работа учит видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать различные факты и аргументы, делать выбор, сравнивать свой выбор с выбором других. На занятиях учащиеся узнают о возникающей у людей необходимости договариваться между собой, важности создания общепринятых норм и правил и последствиях их нарушений, узнают о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора, учатся высказывать собственное понимание гражданской позиции. При этом рекомендую пользоваться формулой:

П – позиция (в чем заключается твоя точка зрения – Я считаю, что…).

О – обоснование (довод в поддержку твоей позиции – потому что…).

П – пример (факты, иллюстрирующие твой довод – например…).

С – следствие (вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции –…поэтому).

Мне бы хотелось, чтобы мои ученики хоть немного научились жить чувствами. Я думаю, в этом им помогут занятия, беседы, которые мы проводим. Как хотелось бы, чтобы всё это не прошло даром. Очень хотелось бы!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru