На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Лариса Анатольевна Краевская,
психолог МБОУ СОШ № 131
Заельцовского района
г. Новосибирска

Роль семьи в воспитании и обучении ребенка

Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема, о которой я хочу с Вами поговорить в этом выпуске газеты, актуальна для нас не только в Год семьи. Она волнует нас, педагогов, во все времена, пока существует школа, родители, дети.

Процесс обучения детей в школе связан не только с передачей знаний, но и носит воспитательный характер по отношению к ученикам со стороны учителей. Однако самыми главными и самыми дорогими воспитателями для детей являются их родители. Мы очень часто видим как «семейные проблемы» отражаются на настроении детей, их здоровье, поведении, и на желании учиться.

Родители зачастую не понимают, что происходит с ребенком. В чем причина плохого поведения детей? Они обращаются за помощью то к педагогам, то к психологам в надеже получить ответ. В данном случае, давайте подумаем вместе….

Когда рождается в семье ребенок, родители, как правило, всегда рады этому событию. Они придумывают имя для малыша, заботятся о нем, помогают ему делать первые шаги, учат ребенка кушать самостоятельно ложкой. Словом, дарят ему огромное количество любви, ласки, внимания.

Я неслучайно употребила в своей речи слово «дарят», потому что по мере взросления ребенка и выхода его в социум того самого родительского внимания дети получают все меньше и меньше. «Мы не перестаем любить своих детей меньше от того, что они подросли, пошли в школу, стали совсем самостоятельными», – скажете Вы, родители. Однако как вы это теперь доносите до ребенка? Ведь ему очень важно быть любимым своими родителями всегда, даже когда он получил двойку по предмету или порвал единственную куртку, когда дрался с мальчишками во дворе.

Детям всегда нужна поддержка своих родителей. Именно у Вас они учатся, как жить, как общаться с другими людьми, как решать проблемные ситуации. И им очень важно поделиться с родителями своим жизненным опытом, пусть таким еще неумелым, но уже вполне самостоятельным.

Мы, в свою очередь, не всегда можем и готовы выслушать своего ребенка, потому что устали, поздно приходим с работы и уже не до разговоров. Ваш ребенок сначала просит у Вас внимания, а потом перестает это делать социально приемлемым способом. Что это значит?

Дефицит внимания со стороны родителей может проявляться по-разному:

1. Дети начинают думать, что их перестали любить, замыкаются в себе, начинают жить собственной жизнью: «ребенок – отдельно, семья – отдельно». Как правило, такие дети ищут внимания на стороне, в компаниях, которые бывают не всегда благополучными, но они там нужны.

2. Другая категория детей также начинает думать, что их перестали любить, и начинают добиваться ее различными способами. Выполнять все ваши просьбы и пожелания, даже если им этого не хотелось делать. Но внутри ребенка нарастает тревога, которая приводит к нервным срывам, проблемам в школе, ребенок не может на уроке полностью сосредоточится.

3. Следующая категория детей начинает вести себя очень агрессивно, грубить родителям и те хватаются за голову. Механизм очень прост – привлечение внимания. И чем хуже я себя веду, тем больше мне достанется внимания. Такое особенно часто происходит в семьях, где больше одного ребенка.

4. Оставшиеся дети начинают просто мстить, причем всем.

С проблемой различного проявления «дефицита внимания» у детей постоянно сталкиваются педагоги. Не получая достаточного внимания от родителей дома, дети приходят в школу и стараются это компенсировать. Одни стремятся быть «звездочками» и участвуют во всех школьных мероприятиях. Другие – обращают на себя внимание плохим поведением.

Выявляя причины плохого поведения, с учениками был проведен тест детско-родительских отношений, где дети высказывали мнение относительно своих взаимоотношений с родителями. В ответах дети чаще всего указывали на эмоциональную дистанцию, чрезмерный контроль и отсутствие сотрудничества со стороны родителей.

Иногда беседа заинтересованного родителя со своим ребенком дома и доброе, терпеливое отношение позволяют добиться хороших результатов во взаимоотношениях в семье, не прибегая к помощи специалистов.

Семья – это самое дорогое, что есть у ребенка.

Уважаемые классные руководители! Желаю успехов вам в вашей работе и в вашей семье, так как вы не просто учителя, но еще и родители.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru