На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Марина Владимировна Зайкова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

 

Дети ИНДИГО – новое поколение людей

С тех времён, как мы открывали новые земли и знакомились с другими народами,
населяющими планету Земля, нашей первой мыслью было:
кто из них похож на нас, а кто нет, и какую пользу из этого мы можем извлечь.
Мы попытались разделить людей на категории в зависимости от формы черепа,
цвета кожи, коэффициента интеллекта и т.п.
Ли Кэрролл и Джен Тоубер

Помимо традиционных, существуют духовные и метафизические системы классификации, которые пытаются объединить людей в группы, например, на основе характеристик, связанных со временем их рождения (астрология), уровнем их жизненной энергии или почитанием тех или иных тотемных животных (китайские и индейские корни).

Американка Нэнси Энн Тэпп в 1982 году написала книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Это первое известное издание, в котором определяются модели поведения «новых» детей. Нэнси Тэпп классифицировала определённые типы человеческого поведения по цветам спектра солнечного света.

Одна из групп была цвета индиго. (Индиго – добываемое химическим путём тёмно-синее красящее вещество, в прошлом добывалось из сока тропических растений. Словарь русского языка).

Наблюдение показало, что у детей индиго (так стали называть вновь выявленную группу) совершенно иная жизненная программа, чем у нас. Индиго – это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. Это технологически ориентированные дети, это наталкивает на мысль, что в ближайшие десятилетия технология достигнет такого уровня, о котором мы не могли даже мечтать. Эти дети открывают нам двери в иной мир – мир, в котором мы достигнем того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой. В этом и состоит их цель. Они сами чувствуют, что у них особая миссия, и когда на их пути возникают препятствия, когда их блокируют, им ничего не остаётся, как убрать то, что, по их мнению, им мешает. Для них это форма выживания. В них нет страха, потому что они знают, кто они такие. Они верят в себя. По мнению Ли Кэрролл и Джена Тоубера, 90% детей младше 10 лет принадлежат к группе индиго.

Основные типы детей ИНДИГО

Выделяют четыре типа детей ИНДИГО, каждый из которых имеет свою определённую жизненную программу.

1. ГУМАНИСТЫ: они служат массам и намерены работать с людьми – это будущие врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены и политики. Они гиперактивны, коммуникабельны и способны разговаривать с кем угодно, как угодно долго в очень дружественной манере. У них очень стойкие убеждения. В детские годы они не могут понять, как это можно играть только с одной игрушкой. Они вываливают из ящиков абсолютно всё, что имеется, а потом могут поиграть, а могут и вообще ни к чему не прикоснуться. Если вы велите такому ребёнку убрать свою комнату, то вам придётся неоднократно напоминать ему об этом, потому что обычно он рассеянный. Он, конечно, примется убирать, но если ему на глаза попадётся какая-нибудь книжка, он может сесть и запоем её читать, при этом забудет обо всём на свете.

2. КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: этот тип индиго погружён в свои прожекты гораздо больше, чем все остальные. Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные. Они не бывают неповоротливыми и обычно хорошо сложены. Они хотят управлять, и часто объектами управления становятся их собственные матери, если это мальчики. А если это девочки, то под управлением у них оказываются отцы. Если они лишаются родителя, это создаёт огромную проблему в их жизни. Этот тип индиго имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте.

3. ХУДОЖНИКИ: эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других типов индиго. Обычно они лёгкого телосложения, хотя и не всегда. Они погружены в разного рода искусства. Они склонны к творчеству, это будущие учителя и художники. К какой бы сфере человеческой деятельности они ни обратились, они всегда сохраняют творческий подход. Если они идут в медицину, из них получаются неплохие хирурги или научные сотрудники. Когда они приходят в искусство, именно из них получаются выдающиеся актёры. Индиго-художник может работать одновременно с пятью или шестью разными инструментами, а достигнув подросткового возраста, он выбирает один из них и становится мастером в избранной области.

4. ЖИВУЩИЕ ВО ВСЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ. Это четвёртый тип детей-индиго. Они всегда крупнее, чем другие. Когда им исполняется год или два, вы уже не можете им ничего сказать. Они отвечают вам: «Я знаю. Я могу сделать это сам».

Они отличаются от нас. Мы часто говорим о любви, чести, мире, счастье, но редко воплощаем это в жизнь А дети индиго готовы к этому с самого рождения. Мы только ещё начали осознавать, что война – это тщета и что попытки кого-то унизить – это всего лишь один из способов самоубийства. А дети ИНДИГО знают это, ещё не родившись.

Всё, что им нужно, – это чтобы их уважали и обращались с ними как с человеческими существами – не важно, взрослый он или ребёнок.

Многим ИНДИГО ставят ошибочный диагноз – расстройство, вызванное дефицитом внимания (АДД) или гиперактивное расстройство, вызванное дефицитом внимания (АДНД), многие считаются непригодными к учёбе, и родители далеки от мысли, что их дети – потенциально одарённые люди.

Перечисленные ниже качества помогут определить, является ли ребёнок одарённым.

– Обладает повышенной чувствительностью.

– Обладает чрезмерной энергией.

– Ему быстро надоедает любое дело – может показаться, что он способен сконцентрировать своё внимание только на очень короткое время.

– Ему требуется общение с эмоционально-устойчивыми и спокойными взрослыми.

– Восстаёт против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное отношение к нему.

– Предпочитает самостоятельно выбирать способ обучения, особенно это касается чтения и математики.

– Может быстро терять эмоциональное равновесие, так как преисполнен великих идей, но испытывает недостаток в ресурсах и людях, способных помочь в реализации этих идей.

– Приобретает знания эмпирическим путём, отказываясь от зубрёжки и пассивного обучения.

– Не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечён делом, представляющим для него личный интерес.

– Весьма сострадателен; имеет множество страхов, таких как потеря близкого или страх смерти.

– Если неудача постигает его в раннем возрасте, может бросить учёбу, т.к. в процессе обучения развивается сопротивление неприемлемого для него обучения.

Все эти качества присущи ребёнку-индиго. Одарённые дети могут замкнуться, когда чувствуют себя в опасности или испытывают отчуждение, и пожертвовать своей способностью к творчеству только ради того, чтобы «быть как все».

Доктор философии Кэти Мак-Клоски утверждает, что «они знают не только, кто они, они знают также, кто есть вы. Вы не можете ошибиться, как выглядят дети ИНДИГО, как выглядят их лицо и глаза – в них отражается мудрая древняя душа».

Общаться с детьми ИНДИГО – это и большая трудность, и великая привилегия.

Альберт Эйнштейн писал в своё время: «Современные методики преподавания едва не задушили святой дух исследования; что касается этого маленького ростка, то помимо стимулирования он нуждается в основном в свободе; без этого он непременно зачахнет. Полагать, что наслаждению от самого процесса наблюдения и поиска могут способствовать принуждение и чувство долга, является очень грубой ошибкой».

В связи с этим нам необходимо по-новому взглянуть на детей ХХI века. Нам следует постигать природу детей по мере их развития и позволять им развиваться как независимым человеческим существам. Школа будущего должна развивать способности и навыки ребёнка, а не заставлять зубрить даты и факты. Мы не должны мешать детям самим открывать мир и искать в нём собственную правду. Критическое осмысление и решение стоящих перед ними проблем, развитие воображения, воспитание честности и ответственности – вот основные задачи системы образования в ХХI веке.

Старые энергетические модели обучения детей в школе основаны на твёрдом убеждении, что ребёнок – это пустой сосуд, который необходимо заполнить знаниями. Сегодня эти модели вытесняются новыми, но уж очень медленно. Образовательные методики всё больше основываются на решении проблемных задач и исследовании, но поскольку образовательная система – одна из самых консервативных систем государства, нам предстоит ещё долгий путь выхода на новые орбиты обучения новых детей.

Мария Монтессори ещё в начале ХХ века писала: «Наша цель – не просто заставить ребёнка понять и ещё в меньшей степени – заставить его запомнить, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души». Первостепенная задача программы Монтессори – помочь детям раскрыть свой потенциал во всех сферах жизни.

Уважение к каждому ребёнку – вот квинтэссенция современной образовательной философии.

У А.П. Платонова в повести «Котлован» главный герой по фамилии Вощёв, отправившись на поиски нового места под солнцем, встречается с семьёй путевого обходчика, который переругивается со своей женой, видимо, по привычке, в присутствии их маленького ребёнка, который в это время не перестаёт плакать. Он говорит им очень простые, но такие пронзительные слова: «Вы чтите своего ребёнка. Когда вас не будет, он станет жить».

Мы научили наших детей уважительно относиться к взрослым, к прожитой нами нелёгкой (причём, всегда) жизни, наверное, уже давно нам нужно было задуматься о том, как нам научиться уважать будущее в лице наших новых детей, которые, может быть, и родились лишь только для того, чтобы преподать нам этот спасительный урок.

В статье использованы материалы книги
Ли Кэрролл и Джена Тоубера «Дети ИНДИГО».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru