На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Дополнительное образование детей

Галина Конифатовна Зелинская,
заместитель директора по воспитательной работе
Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска

Работа педагогического коллектива Дома детского творчества «Центральный» с родителями обучающихся

Создание единого воспитательного пространства невозможно осуществить без взаимодействия педагогов Дома детского творчества «Центральный» с семьями обучающихся. В течение ряда лет работа с родителями является важной составной частью решения задач повышения качества работы учреждения наряду с таким направлением поисковой работы, как «ДДТ и социум». Целью взаимодействия педагогического коллектива с семьёй является создание благоприятных условий для самоопределения растущей личности в творчестве, культурных ценностях, а также в мире профессий.

В связи с выходом учреждения в режим развития, указанная цель претерпела определённые качественные изменения. В частности, сегодня мы стремимся взаимодействовать на системно-диагностической основе. Потребностно-мотивационный механизм определён нами в качестве базового для выявления направленности личности, её самоопределения в тех или иных сферах своего жизнесуществования. Эта перспективная диагностическая модель в полном своём объёме реализует возложенную на неё функцию к началу 2010-2011 учебного года. В настоящее время сделаны только первые шаги в практическом использовании данной модели. Программно-целевой подход является на данный момент основным способом диагностического управления развитием личности обучающихся.

На основе системной диагностики, опираясь на данные целевых психолого-педагогических исследований, научно-методическая служба формирует перечень актуальных проблем, решение которых способно интенсифицировать рост качества дополнительного образования. Относительно выявленных проблем, с учетом их остроты, а также имеющего потенциала для их решения, в коллективе Дома детского творчества «Центральный» разрабатываются соответствующие целевые программы. Ход и результаты выполнения этих программ контролируется соответствующими службами учреждения, в одном случае может быть психологическая, в другом – научно-методическая, в третьем – руководители структурных подразделений. Общее руководство этими программами, оценка результативности их проведения включаются в полномочия заместителя директора по воспитательной работе.

Программно-целевой метод за прошедшие годы подтвердил свою эффективность на всех ранее указанных уровнях взаимодействия педагогического коллектива с семьёй. Границы возможностей программно-целевого метода носят условный характер. Так, работа с родителями составляет, к примеру, один из важных блок-модулей программы «Семь-Я», включающих в себя наряду с блоком «Я и моя семья» и другие компоненты. Такой подход позволяет нам не на словах, а на деле создать единое пространство воспитательного воздействия на ребёнка.

В логике задач реализации программы целевого подхода мы изучаем запросы родителей на образовательные услуги, проводим анализ родительского мнения о нашем учреждении, информируем их о достижениях обучающихся через сайт учреждения, газету «Дом на Каменской», выпускаем информационный бюллетень и др.

Научное управление воспитательным процессом требует применения разносторонних методов диагностики личностно-психологического и познавательно-творческого развития ребенка. Научно-психологическая база данных позволяет педагогам – руководителям детских творческих объединений на более высоком качественном уровне выстраивать взаимоотношения с родителями.

 

Современным родителям интересно знать не только динамику развития мотивации детей, но и динамику общей направленности в развитии личности, и намечающейся тенденции при выборе будущей профессии. Для решения такого рода задач психологической службой создаются специальные пакеты документов для проведения целевых диагностических обследований.

«Карта интересов обучающихся», разработанная педагогом-психологом для детей подросткового возраста, начинающих свое обучение в Доме детского творчества «Центральный», является одним из наиболее часто используемых инструментов диагностики. Психологической службой была выявлена позиция семьи к выбранному ребёнком виду деятельности, степень семейной творческой преемственности между старшим и младшим поколениями, а также оценка роли дополнительного образования в развитии ребёнка. По данным анкетирования родителей выявлено:

93% обучающихся имеют высокую степень мотивации к деятельности, которой они занимаются в Доме детского творчества «Центральный»;

73% родителей занимают активную позицию по отношению к избранному ребенком виду деятельности (регулярно посещают родительские собрания, проявляют интерес к творческим работам ребенка, принимают участие в делах коллектива).

Уровень семейной творческой преемственности в условиях доверительного отношения к учреждению дополнительного образования (по материалам проведённого исследования группы педагогов с высокой профессиональной компетентностью) является средним – 49%.

Таким образом, установлено – семейное воспитание имеет достаточно высокую степень влияния на мотивацию к учебно-творческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей – Доме детского творчества «Центральный». Если со стороны родителей присутствуют поддержка, поощрение, уважение к выбору ребёнка, а также сотрудничество с педагогом, то все это в совокупности будет являться залогом успешности ребёнка в избранном им виде деятельности того или иного детского объединения.

 

Собранные в ходе исследования данные становятся основой для составления психолого-педагогических и методических рекомендаций для руководителей детских творческих объединений, досугового центра, руководителей структурных подразделений. Таким образом, мы обеспечиваем последовательный рост профессиональной культуры педагогического коллектива во взаимодействии с семьями обучающихся.

За предшествующие годы в педагогическом коллективе достигнуты определенные результаты в отношении наработки разнообразных форм взаимодействия с семьями обучающихся:

– родительские собрания (проводятся в соответствии с планом работы);

– индивидуальные беседы (проводятся педагогами по мере необходимости);

– подготовка информации для родителей на информационном стенде «Что нужно знать родителям»;

– систематическая подготовка материалов в рубрики для родителей в газете «Дом на Каменской»;

– концерты и праздничные программы;

– благодарственные письма;

– творческий отчет перед родителями по итогам учебного года и др.

 

Последовательное развитие системы взаимодействия педагогического коллектива с родителями в настоящее время вышло на уровень организационно-управленческих решений. В Доме детского творчества «Центральный» функционирует Родительский совет. Данный совет позволяет объединить родительскую общественность в определенную управленческую структуру.

В деятельности Родительского совета достигнуты определённые результаты. Их можно свести к следующим позициям:

– администрации учреждения необходимо полнее учесть родительскую позицию, представленную субъектами родительских запросов и педагогически-значимыми отношениями;

– возрос коэффициент доверия родителей к администрации учреждения и педагогам;

– обучающиеся все более полно осознают причастность своих родителей к жизнедеятельности Дома детского творчества «Центральный».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru