На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Дополнительное образование детей

Татьяна Геннадьевна Малюшина,
педагог-психолог Дома детского творчества им. В. Дубинина
г. Новосибирска

Когда мы вместе

Семья как социальный институт, с которым так или иначе связана педагогическая деятельность учреждения образования, находится сегодня на сложном этапе своего развития. Взрослые с различной степенью успешности приспосабливаются к меняющимся социально-экономическим условиям жизни. Этот процесс адаптации является фактором, затрудняющим выполнение социально-ролевых функций, в том числе родительских.

Работа с семьей является одним из важных направлений социально-педагогической деятельности педагогического коллектива Дома творчества им. В. Дубинина. В годы реализации концепции развития учреждения 1998-2003 гг. работа в этом направлении поднялась на принципиально иной уровень, определились основные теоретические и практические положения взаимодействия с семьёй. В концепции устойчивого развития учреждения в 2003- 2008 г .г. данное направление социально-педагогической деятельности продолжало развиваться и совершенствоваться, что позволяет сегодня рассматривать его как сложившуюся систему.

Основными принципами работы, педагогического коллектива с семьей в эти годы можно назвать следующие:

1. Постепенный, логически последовательный переход от директивных отношений с семьей к партнерским.

2. Внедрение элементов психолого-педагогической диагностики в процесс анализа и планирования каждого следующего этапа взаимоотношений с семьей.

3. Поиск технологических основ реализации дифференциального подхода с семьями обучающихся.

4. Осознание новых социально-педагогических условий функционирования семьи и переосмысление в связи с этим содержательных и технологических основ взаимодействия с ней.

Отсюда обозначились стратегически перспективные цели в сфере взаимодействия с семьей:

– развитие активной педагогической позиции родителей;

– создание в сознании родителя позитивного образа ребенка;

– гармонизация воспитательных взаимоотношений в семье.

Специальные исследования, которые проводились психологами, методистами, педагогами Дома творчества им. В. Дубинина в течение нескольких лет были направлены на выявление социально-психологических особенностей родительских установок, стиля взаимодействия в семье, на изучение ожиданий родителей, связанных с учреждением дополнительного образования детей. В результате проделанной работы удалось выявить некоторые типические черты и сгруппировать родителей по набору признаков в несколько групп. Это дало возможность строить работу с родителями более дифференцированно, ориентироваться на конкретные группы родителей.

Мы выделяем четыре типа родительской позиции, условно называя их следующим образом:

– «сотрудничающие»;

– «неуверенные»;

– «агрессивные»;

– «невключенные».

Сотрудничающие – это те родители, которые берут на себя ответственность за ребенка, они вполне открыты, допускают прямое участие педагога-профессионала в решении вопросов воспитания, позитивно реагируют на различные способы работы педагога, отличные от их собственных позиционных действий. Вместе с тем они доверяют природе ребенка, отличаются оптимистичными взглядами в отношении прогнозов его развития, радуются достигнутым успехам и эмоционально поддерживают в ситуациях неудачи. Такие родители способны обсуждать с педагогом возникающие проблемы, помогают педагогу по мере сил, участвуют в предлагаемых Домом творчества совместных мероприятиях.

Неуверенные – родители, которые также чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе. Они чрезвычайно чувствительны к неудачам и негативным чертам характера своего ребенка, фиксируют в природе ребенка, прежде всего, слабые места, переживают вместе с ребенком его неудачи, утешают его, но не заражают оптимизмом. В случаях проблемного поведения ребенка теряются, надеются, что педагог справится лучше, свои воздействия сводят к увещеваниям и уговорам, они часто советуются с педагогом. Такие родители довольно охотно сотрудничают с педагогом на уровне деятельности, вовремя и тщательно выполняют поручения, участвуют в мероприятиях Дома творчества.

Агрессивные родители – это те, которые интересуются занятиями своего ребенка в Доме творчества, тщательно следят за режимом, содержанием занятий, особо внимательны к тому, сколько внимания уделено их ребенку, болезненно реагируют на случаи, когда, на их взгляд, его не достаточно. В случаях нарушения дисциплины, непосещения ребенком занятий всегда имеют оправдание, также всегда оправдывают невыполнение своих собственных функций. В проблемных ситуациях снимают с себя ответственность: виноватым является либо сам ребенок, за что его принародно отчитывают, либо педагог. К ребенку относятся либо слишком требовательно, либо непоследовательно. В случаях, когда ребенок не получает первых мест или ведущих ролей, обижаются, ищут виноватого, срываются на ребенке.

Невключенные родители свою функцию видят только в том, чтобы привести ребенка в Дом творчества. Редко выходят на непосредственный межличностный контакт с педагогом. Свои формальные функции выполняют по минимуму. Не интересуются тем, что ребенок делает в Доме творчества, используют эти занятия как поощрение за другие дела (например, могут запретить посещать занятия, если снижается успеваемость в школе). В мероприятиях участия не принимают, на просьбы педагога о помощи отзываются неохотно.

В соответствии с этими характеристиками мы работу с различными категориями родителей строим по-разному.

Сотрудничающие родители – это актив педагога. Их можно и нужно привлекать для проведения мероприятий – клубных заседаний, дней рождения, чаепитий. Использовать в выездных мероприятиях – помогать детям переодеваться в костюмы, оформлять выставки и т.д. Они – костяк родительского клуба, задел в обсуждении семейных воспитательных проблем. С помощью таких родителей до других доводится как деловая информация, так и общая идеология педагога. Они активно участвуют в семейных конкурсах, соревнованиях, посиделках. С такими родителями можно обсуждать все проблемы, связанные как с развитием, так и с поведением их ребенка, так как их реакции адекватны и конструктивны, именно с ними наиболее реально вместе вырабатывать программу помощи ребенку. Такие родители – зона социализации для других типов родителей, образцы, они оказывают на других позитивное влияние.

Неуверенные родители ждут от педагогов поддержки и помощи. В беседах с ними необходимо давать о ребенке преимущественно позитивную информацию, чаще подчеркивать роль родителя в его достижениях. Таких родителей надо больше включать в совместную деятельность, привлекать в родительские клубы, лектории, так как они сами нуждаются в психологической поддержке. Лучше не жаловаться на ребенка, а надеяться на собственные педагогические силы. Приглашать на выездные мероприятия, чаще обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное, а также подчеркивать, что достижения ребенка – это и их заслуга. Другими словами, им следует давать некий аванс позитивной оценки их ребенка.

Во взаимодействии с агрессивными родителями главное – предупреждать конфликтные ситуации. С ними необходимо строить исключительно формальные отношения, причем четко регламентированные. Лучше избегать длительных индивидуальных бесед, особенно если родитель назойливо стремится обсудить проблему индивидуального подхода к его ребенку, не жаловаться на ребенка. Показывать его успехи, достижения, подчеркивая при этом именно его собственные достижения. Претензии можно предъявлять только по поводу выполнения родительских обязанностей (нет нужной одежды, необходимых для занятия вещей и т.п.), не давать ответственных поручений (организатор чаепития), вообще по мере сил ограничивать их эмоциональное влияние на коллектив детей и родителей. Психологическую информацию лучше давать индивидуально (не на занятиях клуба, а в виде печатной продукции). С ними допустим «научный язык», демонстрация своей педагогической компетентности.

Невключенные родители – те, на которых лучше не надеяться. Однако следует найти формы заочного контакта (через кого-то, через письма и записки). Именно таким родителям нужно непременно посылать письменные приглашения на все открытые мероприятия (концерты, выставки и т.д.), доводить до них информацию о достижениях ребенка (благодарственные письма).

Такой принцип реалистичности, то есть ориентация не на то сотрудничество, которое желательно, а на то, которое реально возможно, экономит силы педагога и делает его действия в направлении выстраивания сотрудничества с родителями более эффективными. Сверх того, данный подход позволяет педагогу установить и расширять контакты. Избегание требования того, что конкретный родитель не может дать, обеспечивает эмоционально положительное поле межличностного взаимодействия его с педагогом, а потому родители, чаще всего неосознанно, чувствуя комфортность от взаимодействия, все более поворачиваются лицом, становятся все более открытыми к сотрудничеству.

Таким образом, происходит реальная смена их позиции и фактически переход их из одного типа в другой – более склонный и способный к сотрудничеству.

Осознанная дифференцированная позиция обусловливает систему в использовании традиционных и поиске новых форм сотрудничества с родителями. Каждый педагог, а также психологическая, методическая службы, административный аппарат ведут не случайный, но целенаправленный поиск инноваций в работе с семьей, которые естественным образом возникают при углубленном психолого-педагогическом анализе различных типов родителей. Постепенно внедряются в практику такие формы и технологии работы, которые конструктивно воздействуют на родительскую позицию.

Наряду с широким использованием в Доме творчества общеизвестных форм работы с родителями (родительские советы, собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, семейные праздники и др.), в течение последних лет активизировался интерес педагогов к поиску новых перспективных форм работы. Главным принципом в оценке инновационных форм является для нас ориентация их на реальные потребности конкретных семей, шире – типов семей.

Важным направлением деятельности по изучению и формированию социального заказа со стороны родителей является информационное направление, поиск и эффективное использование новых ресурсов. Для нас это сегодня – специальные выпуски газеты «Дом для творчества», создание видеожурнала для родителей и другие способы предоставления родителям информации о детях, особенностях их личностного и творческого развития. Сегодня в Доме творчества созданы и успешно апробируются образовательные программы, где родители непосредственно включены в образовательный процесс. Активную роль играют родители и в жизни детских творческих коллективов, особенно в тех, формой организации которых является клуб.

Большое внимание в последние годы уделяется у нас организации семейного досуга. Мы убедились, что систематическая работа в этом направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует детско-родительские отношения, реально укрепляет систему взаимодействия «педагог – родители – ребенок».

Опыт показывает, что реализуемая в Доме творчества система взаимодействия с семьей позволяет педагогу полнее раскрывать способности детей, шире использовать их творческий потенциал, создать единое воспитательное пространство, повысить вероятность более полного разностороннего развития ребенка, формирования его как социально активной, творческой, инициативной личности.

Системная работа по поиску и разработке адекватных форм взаимодействия с семьёй обобщена в сборнике «Когда мы вместе: опыт взаимодействия Дома детского творчества им. В. Дубинина с семьёй». Первое издание было выпущено в 2004 году и вызвало большой интерес педагогического сообщества. Опыт последних лет по взаимодействию Дома творчества им. В. Дубинина с семьёй был представлен на Всероссийский конкурс социально-значимых проектов (2007 г.) и признан победителем данного конкурса. Первый раздел настоящего сборника методических материалов представляет собой систематизированный каталог основных направлений, видов и форм работы с семьей, реализуемых коллективом нашего Дома творчества. В конце каждой статьи даны сноски на конкретные образцы, рабочие материалы методического характера, иллюстрирующие реализацию той или иной формы или метода. Набор таких иллюстративных материалов составляет содержание второго раздела сборника.

Опыт Дома детского творчества им. В. Дубинина в организации взаимодействия с семьей заинтересовал не только педагогов нашей области, он представлен в серии «Аукцион методических идей», издаваемой Волгоградским издательством «Учитель» в книге «Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования детей».

           

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru