На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Дополнительное образование детей

Игорь Васильевич Макаров,
педагог дополнительного образования высшей категории
Центра детского творчества Советского района г. Новосибирска

Внимание! На маршруте... родители
Особенности взаимодействия родителей и педагогов в детском туризме

Задачи дополнительного образования – создание условий для раскрытия творческих способностей, воспитание гармоничной личности, развитие физического и психического здоровья ребенка, привитие полезных навыков и умений.

Влияние родителей на решение этих задач часто связано с отсутствием формальной обязанности (как в случае общего образования). Принцип добровольности и бесплатности занятий в детских объединениях, как ни парадоксально, снижает к ним интерес родителей.

Вовлечение родителей в систему дополнительного образования представляется весьма актуальным, поскольку заинтересованность родителей в получении положительного результата существенно облегчает задачу педагогу.

Для детского туризма взаимодействие с родителями приобретает особую остроту и необходимость из-за специфики предмета. Детский спортивный туризм имеет главную отличительную черту – обеспечение максимальной безопасности. В отличие от туризма взрослого, безопасность детских походов должна быть на порядок выше.

Экстремальные виды спорта на ТВ – зазывная реклама, псевдомолодежная мода, за которыми стоит коммерческий расчет, проецируются и на детский спортивный туризм, вызывая обеспокоенность родителей, чьи дети отправляются в поход.

Поэтому задачей организатора детского туризма наряду с практической организацией походов является также и преодоление негативных стереотипов, навязываемых рекламой, типа «риск – это жизнь», «даешь адреналин» и т.д.

Возникает необходимость организации виртуальной безопасностисоздания комплекса условий, при которых возникает уверенность в преодолении всех возможных проблем предстоящего похода, как участников, так и их окружения. И здесь тесное взаимодействие с родителями является определяющим.

Взаимодействие с родителями можно условно разделить на три уровня:

– информационный (общение);

– практический (сотрудничество);

– реальный (участие).

Информационный уровень предполагает предоставление достоверной информации родителям по всем интересующим вопросам. Хорошим подспорьем могут стать данные психологической и педагогической диагностики личности ребенка. Основным методом взаимодействия на этом уровне является личное общение педагога с родителями, причем наиболее эффективным следует признать индивидуальную работу (в сравнении родительскими собраниями). На этом уровне весьма полезной может быть и диагностика взаимоотношений родитель – ребенок.

Практический уровень взаимодействия начинается, когда родители, получив соответствующую информацию, предлагают посильную помощь для решения тех или иных проблем, как собственного ребенка, так и детского объединения в целом. Такое сотрудничество неоценимо при организации спортивных походов, выездных и массовых мероприятий. Следует помнить, что, как правило, родители – основные спонсоры детских походов и от сотрудничества с ними на стадии подготовки зависит успех задуманного путешествия.

Реальный уровень взаимодействия логично вытекает из предыдущего и представляет собой участие родителей в мероприятиях детского туристского объединения, включая и многодневные походы. В последнем случае организатору походов следует удостовериться в реальных возможностях таких родителей с точки зрения их туристской пригодности. Следует отметить, что участие родителей в походе полностью оправдано в случае их осознанной ответственности как взрослых членов группы за всех детей, несмотря на наличие руководителя.

Сочетание всех трех описанных уровней взаимодействия с родителями используется на практике организации спортивных походов детского объединения «Турклуб Экватор» ЦДТ Советского района, расположенного в микрорайоне Нижняя Ельцовка г. Новосибирска. Летние походы туристического клуба всегда сопровождаются взрослыми участниками из числа заинтересованных родителей (до 30% от общего количества). Участие родителей дает возможность совмещать в одном походе несколько походов различной категории сложности посредством организации туристского лагеря, что позволяет расширять круг детей, приобщающихся к туризму, и повысить безопасность походов.

Реальное участие родителей в деятельности детского туристского объединения часто продолжается и после прекращения занятий туризмом их детей, поскольку остается взаимосвязь родителей с детским объединением в лице участников походов (педагогов, детей, родителей).

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru