На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / ИТ-менеджмент в образовании
Пётр Михайлович Пашков,
кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

Актуальные вопросы совершенствования системы управления информационными технологиями в муниципальной системе образования

Современное состояние информатизации среднего образования можно охарактеризовать как переход от этапа ликвидации компьютерной безграмотности к этапу интенсивного использования информационных технологий в учебном процессе и управлении школой.

Специфическими чертами процесса информатизации образования являются:

– насыщение компьютерами и средствами мультимедиа как средних образовательных учреждений, так и органов управления образованием;

– широкое применение локальных, региональных и глобальных компьютерных сетей;

– доступ к современному системному и прикладному программному обеспечению;

– активное использование в учебном процессе электронных образовательных материалов;

– внедрение автоматизированных информационных систем.

Процесс информатизации сопровождается повышением доли ИТ активов в общей стоимости активов средних образовательных учреждений и органов муниципального управления образованием. Это вызывает потребность в организации эффективного управления информационными технологиями (ИТ-менеджмента), как на уровне школы, так и на уровне муниципального управления.

Для современных образовательных учреждений информация и поддерживающие ее технологии представляют собой ценные активы, которыми необходимо управлять.

Передовые школы осознают потенциал, который несут информационные технологии, и применяют их, повышая собственную ценность для учеников, родителей, педагогов и руководителей образования. В этих школах понимают риски, связанные с ИТ, такие как нормативные требования и правовые последствия, возрастающую зависимость образовательной деятельности и процессов управления школой от информационных технологий.

Умение оценивать выгоды от применения информационных технологий в образовательном процессе, управление ИТ рисками и контроль ИТ процессов являются основными элементами управления сферой ИТ в школах.

Ответственность за эффективное управление сферой ИТ лежит на руководителях муниципальных органов управления образования и руководителях образовательных учреждений. В образовательном учреждении и системе управления образованием необходимо создавать организационные структуры и процессы.

Чтобы эффективно руководить сферой ИТ, необходимо иметь представление об ИТ процессах и ИТ рисках, которыми необходимо управлять.

В стандарте COBIT они сгруппированы в 4 домена:

– планирование и организация – стратегическое и тактическое управление ИТ;

– приобретение и внедрение – процессы разработки информационных систем и создание на их основе ИТ-сервисов;

– эксплуатация и сопровождение – процессы управления информационными системами и ИТ-сервисами;

– мониторинг и оценка – процессы контроля сферой ИТ.

С целью анализа состояния управления информационными технологиями в г. Новосибирске было проведено обследование муниципальных органов управления и ряда средних образовательных учреждений.

Основной задачей обследования была проверка соответствия процессов управления информационными технологиями (ИТ процессов) в муниципальной системе образования требованиям международных и отечественных стандартов в области ИТ менеджмента.

Исследовались четыре группы процессов:

– планирование и организация;

– приобретение и внедрение;

– эксплуатация и сопровождение;

– мониторинг и оценка.

Во время обследования проводились беседы с представителями образовательных учреждений, отвечающими за информатизацию, осуществлялось их анкетирование по заранее разработанному вопроснику, изучались нормативные документы, регламентирующие деятельность, связанную с управлением информационными технологиями.

Результаты обследования позволили выявить ряд перспективных направлений совершенствования управления информационными технологиями в муниципальной системе образования.

Необходимым условием дальнейшей информатизации средней школы является наличие высококвалифицированных кадров в области ИТ. В школах, где компьютерные классы не обслуживаются системными администраторами, качество учебного процесса по дисциплинам, связанным с применением средств вычислительной техники, невысокое. Школы, где отсутствует заместитель директора по информационным технологиям, сталкиваются с серьёзными проблемами при внедрении информационных систем в управлении школой.

Для обеспечения муниципальной системы образования ИТ-специалистами необходим комплекс мер: включение в штат образовательных учреждений должностей завуча по ИТ и системного администратора, создание дополнительных сервисных и внедренческих структур в рамках муниципальной системы образования, повышение квалификации кадров и др.

Важным направлением совершенствования управления ИТ является проведение организационных мероприятий по становлению ИТ-менеджмента в образовательных учреждениях. Обследование показало, что практически во всех школах отсутствует должная регламентация ИТ процессов. Решение этой проблемы возможно путём разработки и внедрения муниципальных стандартов по управлению ИТ процессами, которые позволят школам разработать собственные регламенты. Одним из подходов к созданию эффективных ИТ процессов является их организационное распределение между образовательными учреждениями и центром информатизации мэрии.

Основным барьером на пути автоматизации управления образовательных учреждений является недостаточная подготовка руководителей школ в области информационных систем управления. Необходимо постоянно повышать квалификацию директоров и завучей в сфере новых информационных технологий и их применения для совершенствования бизнес-процессов и систем принятия управленческих решений.

С одной стороны, эффективное управление ИТ базируется на оптимальном использовании ИТ-ресурсов, включающих в себя программные приложения, информацию, инфраструктуру и персонал. С другой стороны, организация должна удовлетворять стандартам качества, требованиям безопасности и конфиденциальности в отношении собственной информации и персональных данных.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей информатизации, при условии вышеуказанных ограничений, необходимо осуществлять интеллектуальный контроль за текущими и перспективными процессами по разработке информационных систем. Инструментом стратегического контроля процессов информатизации является корпоративная архитектура.

Разработка и внедрение информационных систем в управление муниципальной системой образования требует согласования информационных потребностей множества образовательных учреждений и вышестоящих органов управления. Сложность структуры муниципальной системы образования предполагает, что для разработки стратегии информатизации необходимо использовать архитектурный подход и концепцию «Архитектура электронного правительства».

Эффективное управление информационными технологиями требует создание системы контроля ИТ процессов и оценки эффективности использования ИТ ресурсов. Следует разработать систему показателей эффективности и результативности использования информационных технологий на базе рекомендаций современных ИТ стандартов.

На основе анализа материалов обследования были сформулированы следующие предложения по совершенствованию управления информационными технологиями в муниципальной системе образования:

1. Сформировать на базе ГЦИ «Эгида» с участием районных отделов образования службу системных администраторов. Определить минимальный стандарт обслуживания компьютерных классов для всех школ, входящих в муниципальную систему образования, и обеспечить его выполнение.

2. Рекомендовать всем школам ввести либо отдельной строкой, либо на уровне совмещения функциональных обязанностей должность заместителя директора по информационным технологиям.

3. Разработать модели процессов управления информационными технологиями в муниципальной системе образования, с учётом распределения обязанностей по выполнению процессов между различными уровнями управления.

4. На основе моделей процессов разработать и внедрить в практику муниципальные стандарты в области управления информационными технологиями, а также типовые политики, планы и процедуры.

5. Организовать повышение квалификации ИТ-специалистов школ и других учреждений муниципальной системы образования в области системного администрирования и ИТ-менеджмента.

6. Сформировать в рамках муниципальной системы образования центр по внедрению информационных технологий в управление средними образовательными учреждениями.

7. Организовать повышение квалификации руководящего состава школ в области реинжиниринга бизнес-процессов и применения информационных систем в управлении.

8. Организовать повышение квалификации специалистов средних образовательных учреждений в области разработки информационных систем и управлении ИТ-проектами.

9. Разработать типовые модели процессов управления в средних образовательных учреждениях. Рекомендовать всем школам разработать модели процессов управления и принятия решений.

10. Разработать и внедрить в практику муниципальные стандарты по организации управленческих и технологических процессов разработки и эксплуатации информационных систем.

11. Разработать систему показателей для контроля ИТ процессов на различных уровнях управления муниципальной системы образования.

12. Разработать методику оценки зрелости процессов управления информационными технологиями и разработки информационных систем применительно к средним образовательным учреждениям.

13. Разработать методику аудита ИТ процессов в средних образовательных учреждениях.

14. Организовать систему муниципальной сертификации средних образовательных учреждений на зрелость процессов управления информационными технологиями.

15. Разработать систему показателей для оценки результативности и эффективности процессов информатизации средних образовательных учреждений.

16. Разработать существующую архитектуру муниципальной системы образования.

17. Разработать методику описания архитектуры подразделений и учреждений, входящих в муниципальную систему образования, и их интеграции.

18. Разработать перспективную архитектуру муниципальной системы образования.

19. Сформировать стратегический план развития муниципальной системы образования на основе внедрения информационных технологий в практику управления.

20. Сформировать методику управления портфелем ИТ-проектов для реализации ИТ-стратегии в муниципальной системе образования.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru