На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / ИТ-менеджмент в образовании
Дмитрий Николаевич Дмитриев,
аспирант кафедры экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

Перспективы применения архитектурного подхода в информатизации муниципальной системы образования

Архитектура муниципальной системы образования – один из инструментов управления. Применение этого инструмента позволит ответить на вопросы о том, как развивать муниципальную систему образования, сохраняя ее целостность, максимально эффективно использовать доступные ресурсы, а также позволит получить полный интеллектуальный контроль текущего и будущего состояния системы и контроль над процессом развития. Необходимо рассматривать два варианта архитектуры муниципальной системы образования – в ее текущем состоянии (AS-IS) и в желаемом, планируемом состоянии (TO-BE).

Архитектура текущего состояния муниципальной системы образования должна включать в себя полные модели структур (организационная структура, территориальная структура и т.д.), модели функций и процессов (т.е. метаописание того, как и что происходит в системе), модели данных и информации, информационных систем и всех других элементов системы.

Кроме разработки архитектуры муниципальной системы образования, соответствующей ее текущему состоянию, необходимо разработать и перспективную архитектуру (желаемое состояние муниципальной системы образования).

На основе исчерпывающих моделей существующей и перспективной архитектур муниципальной системы образования необходимо разработать стратегический план развития, то есть детально проработанный сценарий, включающий в себя описание конечного состояния (видение, цель), описание ограниченного набора способов достижения цели (основная стратегия) и описание шагов достижения цели (тактика или конкретные проекты).

Необходимо отметить, что разработкой архитектуры AS-IS, архитектуры TO-BE и стратегического плана должны заниматься специалисты. Это обусловлено жесткими требованиями к срокам – разработка должна длиться не более 3-4 месяцев, иначе полученные результаты устареют к моменту завершения проекта.

Наиболее близкий аналог архитектуры муниципальной системы образования – архитектура электронного правительства, поскольку одним из главных принципов реализации архитектуры муниципальной системы образования также является федеративная или централизованно-децентрализованная модель. Это означает децентрализованную реализацию архитектуры органами управления, районными отделами образования, вспомогательными органами, а также непосредственно учреждениями образования при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации архитектуры и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции. То есть непосредственно подразделения муниципальной системы образования остаются «владельцами» процессов и будут ответственными за актуальность и точность информации. Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через реализацию общих принципов проектирования и создание ограниченного набора общих для большого количества подразделений базовых технологических компонентов, использование которых уменьшит дублирование и обеспечит многократное использование.

Существует несколько в той или иной степени проработанных зарубежных методик разработки архитектуры предприятий. Одной из первых таких методик является так называемая «инфраструктура Захмана» – методика описания предприятия, позволяющая получить исчерпывающие ответы на вопросы: что (описание процессов организации), как (функции организации), где (инфраструктура организации), кто (люди), когда (время) и почему (логическое обоснование).

Результатом развития инфраструктуры Захмана и одним из самых развитых подходов к архитектуре организации является метод разработки архитектуры TOGAF. TOGAF предоставляет собой законченный набор инструкций разработки и применения на практике архитектуры организации. TOGAF подразумевает цикличность работы с архитектурой – формирование общей концепции, детальная проработка модели организации в ее текущем состоянии, анализ возможностей и решений, планирование изменений организации, управление изменениями, анализ результатов и уточнение новой концепции. Данный процесс является итеративным и рассматривает как аспекты бизнес-архитектуры, так и аспекты ИТ-архитектуры.

Наиболее эффективным способом организации изменений по методологии TOGAF является набор проектов, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей организации, т.е. портфель проектов. Управление изменениями системы при помощи портфеля проектов позволит получить наибольшую отдачу от реализации совокупности проектов (относительно их стоимости и относительно других потенциальных проектных инвестиций). Процесс управления портфелем проектов можно представить в виде непрерывного цикла выбора и управления набором проектно-ориентированных инвестиций (проектов).

Зарубежная наука уже может предложить готовые методики разработки архитектуры предприятий (инфраструктура Захмана, TOGAF), задачами отечественной науки становится их адаптация к отечественным реалиям. Кроме того, поскольку мы говорим о достаточно специфичной с точки зрения архитектурного подхода системе, следует сказать о ее особенностях, которые необходимо учесть:

1. Муниципальная система образования является бюджетной организацией, жестко ограниченной в финансовых ресурсах, расход которых необходимо планировать заранее и четко следовать утвержденному плану. Кроме того, образовательные учреждения могут иметь до четырех источников финансирования собственной деятельности (бюджет, гранты, спонсорская и родительская помощь).

2. Система является социальной, т.е. главной целью ее функционирования является не получение материальной или финансовой выгоды, а социальное благополучие граждан Российской Федерации.

3. Система представляет собой сложную сеть территориально распределенных учреждений, каждое из которых обладает серьезным уровнем самостоятельности, но, одновременно, является частью единого механизма.

4. Управление системой построено по многоуровневому иерархическому принципу. Для всей системы характерен высокий уровень делегирования полномочий и ответственности.

5. Серьезная зависимость самого нижнего уровня системы (учреждений образования) от того, насколько информирован аппарат управления о низкоуровневых проблемах.

За счет комплексного видения всей системы и тесного взаимодействия самых передовых информационных технологий применение архитектурного подхода в информатизации муниципальной системы образования обеспечит:

1. Удовлетворение информационных потребностей, возникающих в процессе информатизации, верхнего уровня системы (мэрии).

2. Возможность сохранения информационной целостности системы. То есть ограничить подразделения муниципальной системы образования в выборе конкретных инструментов, предоставив, в то же время, достаточное количество СОВМЕСТИМЫХ друг с другом решений (например, система Хронограф несовместима с Линукс, а система Кирилл и Мефодий несовместима с 1С бухгалтерией). Применение архитектурного подхода заведомо исключает конфликты между элементами системы.

3. Возможность разработки детально проработанного сценария развития муниципальной системы образования в целом и информационное обеспечение данного процесса.

4. Детальное понимание потенциальных и реальных результатов информатизации.

5. Дальнейшее развитие муниципальной системы образования в условиях ограниченных финансовых, материальных, кадровых и других ресурсах.

Библиографический список

1. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия/Данилин А., Слюсаренко А. – М. Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005.

2. Калянов Г.Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия – Телеком, 2002.

3. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. М.: Горячая линия – Телеком, 2004.

4. ISO 15704. «Requirements for enterprise-reference architectures and methodologies».

5. J.F. Sowa, J.A. Zachman. Extending and Formalizing the Framework for Information System Architecture. IBM System Journal, vol. 31, no. 3, 1992.

6. IFIP-IFAC Task Force (1998) «General Enterprise Reference Architecture Methodology version 1.6.2 (GERAM)».

7. ISO 14258. «Concepts and rules for enterprise models».

8. The Open Group Architecture Framework – TOGAF, The Open Group, 2007.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru