На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / ИТ-менеджмент в образовании
Павел Владимирович Шугуров,
аспирант кафедры экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

Организация процессов разработки информационных систем в муниципальной системе образования

Сегодня в сфере образования существуют проблемы качественного и оперативного управления деятельностью образовательных учреждений. С одной стороны, они связаны со сбором информации о состоянии дел в той или иной школе вышестоящими инстанциями, и, обратно, с передачей в те или иные школы документов управленческого, организационного, учебно-методического и финансового характера. С другой стороны, в каждой школе есть чисто внутренние задачи, так называемые бизнес-процессы: образовательная деятельность (основной бизнес-процесс), учет контингента, кадров, успеваемости, учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, составление учебного расписания и управление финансами (административные бизнес-процессы).

Имеется несколько проблемных направлений: нехватка финансирования, вычислительной техники, специальных знаний, отсутствие требуемого программного обеспечения и его поддержки, а также нехватка специалистов в области информационных технологий.

Обычная средняя школа – очень сложная система, описываемая несколькими тысячами параметров (сведения о ресурсах, процессах, специфике учреждения). Таким образом, имеем дело с большим количеством информации, которую нужно уметь получить в нужное время, правильно хранить и обрабатывать. При этом имеющаяся информация должна быть достоверной, то есть отражать реальное состояние системы. Например, принятие управленческих решений невозможно, если отсутствует достоверная информация о состоянии системы.

Решением проблем получения, хранения, обработки информации о системе (в нашем случае это муниципальная система образования) может быть построение информационной системы.

Информационная система (ИС) – это комплекс средств и технологий, предназначенный для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации, и используемый аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач.

Существующая ситуация в муниципальной системе образования накладывает ограничения, которые нужно учесть для функционирования ИС. Информационная система должна работать в реальных условиях: различные условия финансирования образовательных учреждений; разный уровень оснащенности вычислительной техникой в школах; неравное кадровое обеспечение специалистами в области информационных технологий; разнообразная материальная база; различный, но не высокий, уровень знания вычислительной техники, программного обеспечения и нормативных документов в области информационных технологий.

Информационная система должна состоять из подсистем, которые будут решать конкретные внутренние задачи образовательного учреждения: подсистема учета контингента, подсистема учета успеваемости, подсистема учета учебно-методических материалов, подсистема учета кадров, подсистема составления расписания, подсистема финансового учета, подсистема организации школьного питания, подсистема учета материально-технического обеспечения и подсистема формирования отчетности. Данные подсистемы, функционируя вместе в каждой школе и обмениваясь между собой информацией, образуют единую информационную систему для нужд всей муниципальной системы образования.

Для того чтобы создать такую информационную систему, необходимо грамотно организовать процессы ее разработки и управлять ими. Под процессами разработки ИС понимаются процессы приобретения, выбора поставщика, приемки, выявления требований, проектирования, эксплуатации, внедрения, тестирования, сопровождения и документирования информационной системы.

Рассмотрим основные процессы разработки ИС более подробно. Каждый процесс по разработке информационной системы должен быть формализован каким-либо документом, в котором прописывается, как организуется данный процесс, кто является его исполнителем и кто за него отвечает.

Любая разработка информационной системы начинается с выявления требований к данной системе. Требования должны быть выставлены заинтересованными лицами, для которых и разрабатывается система, в нашем случае это работники муниципальной системы образования. Эти требования должны быть собраны, классифицированы и проанализированы специалистами, отвечающими за данный процесс. Выявленные требования к информационной системе, а также другая информация, касающаяся создания системы, оформляются в виде документа, называемого техническим заданием.

После того, как требования собраны и в целом понятно назначение создаваемой ИС, необходимо определиться с тем, какими способами она будет создаваться: разработка новой ИС или внедрение существующего типового решения. Разрабатывать новую информационную систему можно двумя путями – это своими силами или с привлечением сторонних специалистов по разработке (так называемый аутсорсинг). Оба варианта более продолжительные по времени, чем внедрение готового типового решения, и, кроме того, разработка новой системы своими силами требует наличия высококвалифицированных ИТ-специалистов в каждом объекте автоматизации (школе) или создание единого центра по разработке ИС в муниципальной системе образования.

Каким бы способом не создавалась ИС, будь то типовое программное решение или разработка новой системы, ее необходимо внедрить и протестировать на предмет соответствия выставленным требованиям. Для этих целей также необходимы специалисты, которые будут заниматься настройкой системы под нужды объекта автоматизации, ее тестированием, внедрением и сдачей в эксплуатацию. Это могут быть как работники конкретного объекта автоматизации, так и специализированный внедренческий центр, созданный в муниципальной системе образования.

После успешного тестирования и внедрения информационной системы и сдачи ее в эксплуатацию, ее необходимо сопровождать. В данном процессе, как и в предыдущем, этим могут заниматься специалисты конкретного объекта автоматизации или некий центр сопровождения информационных систем.

Для того чтобы все вышеперечисленные процессы разработки информационных систем были внедрены в муниципальную систему образования и успешно функционировали, необходимы специалисты в области управления информационными системами, так называемые ИТ-менеджеры. Этими специалистами могут быть заместители директоров школ по информационным технологиям, которые будут отвечать за организацию процессов разработки информационных систем.

При создании информационной системы предпочтительнее всего использовать проектный подход, рассматривая разработки ИС как ИТ-проекты. Его использование делает результаты работ более предсказуемыми, так как при разработке проекта задается четкая цель и составляется календарный план, разбитый на этапы. На любой стадии, если возникнет необходимость, план можно скорректировать. Изначально выявляются риски, которые ставят под угрозу успех проекта, и заранее разрабатываются меры по их предотвращению. Создание информационной системы как разработка проекта становится прозрачным, легко контролируемым и управляемым. Ведь о проекте всегда известно, в какой стадии он находится, каковы результаты, сколько ресурсов уже истрачено и сколько их еще потребуется при сохранении нынешних тенденций. Кроме того, повышается эффективность работы участников проекта, так как каждый напрямую заинтересован в его успехе.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Для того чтобы эффективно создавать информационные системы в муниципальной системе образования, необходимо решить следующие моменты:

1. Создание центра по возможной разработке или доработке, внедрению и сопровождению информационных систем. Данный центр можно создать на базе Городского центра информатизации «Эгида». Кроме того, необходимо выделение ИТ-специалистов в школах или по районам для более оперативного выявления требований, разрешения проблем и внедрения ИС.

2. Проведение курсов повышения квалификации для специалистов, выполняющих функции ИТ-менеджеров, по вопросам эффективного управления процессами создания информационных систем и для специалистов, занимающихся внедрением и сопровождением ИС.

3. Внедрение проектного подхода к разработке информационных систем в средних образовательных учреждениях.

Выполнение вышеперечисленных пунктов позволит успешно внедрять различные информационные системы в муниципальную систему образования и эффективно управлять процессами их разработки.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru