На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / ИТ-менеджмент в образовании
Юрий Александрович Щеглов,
доктор технических наук, профессор,
директор института прикладной информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

 

Повышение квалификации кадров для средних образовательных учреждений на основе интернет-технологий

В 2008 году в рамках проекта ИСО в НГУЭУ был создан региональный межшкольный методический центр (РММЦ) НГУЭУ со специализацией в области экономики, менеджмента, информатики и ИКТ. В сферу деятельности РММЦ НГУЭУ входит кроме прочего и решение задачи повышения квалификации педагогов, руководителей и специалистов образования (в названных областях).

В настоящее время началась работа по двум проектам, которые непосредственно связаны с повышением квалификации работников образовательной сферы. Ниже представлен их краткий обзор.

1. Проект «Экономика в школе».

Полное название проекта: «Преподавание экономики на основе современного компетентностного подхода и дидактической концепции Института экономического образования с поддержкой педагогической деятельности через сеть Интернет».

Целью проекта является повышение качества преподавания экономики в образовательных учреждениях системы образования Новосибирской области с использованием сети Интернет.

В настоящее время не существует какой-либо систематической подготовки преподавателей по экономическим дисциплинам для учебных заведений среднего специального и среднего общего образования. Тем не менее, во многих школах экономические дисциплины введены в учебный процесс. Для успешной работы в данной области требуется такая дидактическая концепция, которая бы позволила сначала преподавателю, а затем и ученикам представить экономическую жизнь страны как целостную систему взаимодействующих экономических субъектов. Эта система является составной частью жизни любого общества и ее следует понимать как одну из основ человеческого существования. Экономическое образование здесь понимается как совокупность усилий по передаче учащимся знаний, навыков, образов поведения, которые позволят им справляться с настоящими и будущими жизненными трудностями и самим активно формировать свою жизнь. Данная педагогическая концепция является для России новаторской, а образовательная технология – инновационной.

В основу предлагаемых в проекте решений легли принципы и концепции совместных германо-российских разработок, которые ведутся на протяжении нескольких лет российскими и немецкими университетами. Созданные в ходе этой работы и адаптированные к российской действительности образовательные ресурсы являются оригинальными и не имеют аналогов в России и в мире. Дидактическая концепция данных образовательных ресурсов и строящаяся на их основе учебная технология имеет целью обеспечить экономическими знаниями молодых людей, учащихся средних специальных учебных заведений, независимо от их будущей специальности. Такой подход к экономическому образованию в средних специальных учебных заведениях нашел поддержку на самых разных уровнях, где обсуждались проблемы общего (непрофессионального) экономического образования в России.

В проекте предусматривается два направления деятельности:

Направление 1. Повышение квалификации педагогов в области преподавания экономических дисциплин с использованием дистанционного режима и сети Интернет и без отрыва от производства.

Направление 2. Поддержка через сеть Интернет педагогов, ведущих занятия по предмету «экономика» в образовательных учреждениях на основе дидактической концепции Института экономического образования (г Ольденбург, Германия).

Предполагается, что участники направления 2 будут одновременно и участниками направления 1.

Основные результаты по направлению 1.

Педагоги, чья деятельность связана с преподаванием экономики, пройдут обучение и повысят квалификацию в области использования современного подхода к преподаванию экономических дисциплин на основе компетентностного подхода и дидактической модели ИЭО г. Ольденбурга (Германия). Обучение будет организовано в дистанционном режиме с использованием Интернет. При обучении будут использованы учебные и методические материалы ИЭО. Обучение будет проводиться при поддержке российских сертифицированных тьюторов (преподаватели НГУЭУ). Общий объем часов базового курса – 240.

Основные результаты по направлению 2.

ОУ Новосибирской области проведут эксперимент по внедрению в свою деятельность практики преподавания экономики в 8-9 классах на основе компетентностного подхода и дидактической модели ИЭО г. Ольденбурга.

Участники проекта и педагоги других ОУ Новосибирской области примут участие в международной школе-семинаре по обмену опытом в области преподавания экономики в школах, лицеях, гимназиях, ССУЗах.

2. Проект «Магистры управления образовательным учреждением на основе ИКТ».

Полное название проекта: «Магистерская подготовка по программе «Управление образовательным учреждением на основе ИКТ» (направление «Менеджмент»)».

Целью выполнения работ по данному проекту является обеспечение формирования в Новосибирской области кадрового потенциала руководителей, способных эффективно решать задачи управления и модернизации образования за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения поставленной цели в рамках заявляемого проекта будут решаться следующие задачи:

– Открытие на базе РММЦ НГУЭУ постоянно действующей системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления образовательными учреждениями в условиях информатизации системы образования с присвоением степени магистра «Менеджмента».

– Функционирование на базе РММЦ НГУЭУ постоянно действующей системы повышения квалификации работников образования Новосибирской области в области управления образовательными учреждениями и в области применения информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Основные ожидаемые результаты проекта.

1. В ходе работы над проектом на базе РММЦ НГУЭУ будет разработана адаптивная учебная программа и соответствующее учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации и получения степени магистра для работников системы образования Новосибирской области. Программа охватит широкий спектр вопросов использования современных информационных и коммуникационных технологий в управлении образовательными организациями и в учебной деятельности. Содержание программы будет раскрывать образовательный потенциал различных средств ИКТ, демонстрировать модели их использования в образовании. Программа будет построена по модульному принципу с адаптивным механизмом целевой подготовки специалистов под требования работодателей. Это обеспечит удобный и гибкий режим освоения программы магистерской подготовки.

2. Будут разработаны механизмы целевого набора работников системы образования Новосибирской области на обучение по программе магистратуры.

3. Параллельно с функционированием магистерской программы будет обеспечена возможность повышения квалификации для работников образования по отдельным направлениям. Для этой цели будет использована учебно-методическая база магистерской программы. Обучение по отдельным модулям магистерской программы будет осуществляться через сеть Интернет и будет доступно для всех работников системы образования. Лицам, которые освоят необходимое число модулей, будет предоставлена возможность получить степень магистра.

В результате обучения по магистерской программе слушатели будут приобретать знания и навыки в области управления и экономики организации, в области использования ИКТ в своей профессиональной деятельности. Это позволит сформировать кадровый потенциал системы образования, способный к эффективной работе по управлению образовательными учреждениями в современных условиях России.

3. Основополагающие принципы проведения курсов повышения квалификации.

Основная форма обучения в РММЦ – очно-заочная с использованием Интернет.

При использовании традиционной формы обучения невозможно провести подготовку большого количества работников образования. Организация обучения на основе Интернет позволяет преодолеть целый ряд проблем, как организационных, так и дидактических. Среди важнейших преимуществ обучения с использованием Интернет можно назвать следующие:

– основное обучение проходит без отрыва от производства;

– темп обучения и время выбирается обучаемым в соответствии с его индивидуальными возможностями;

– весь процесс обучения находится под постоянным контролем со стороны тьютора.

В рамках рассматриваемого проекта подготовка преподавателей будет строиться на основе специальной учебной технологии с привлечением Интернет.

Планируется, что учителя и работники образовательных учреждений помимо своей основной деятельности будут тратить около часа в день на изучение учебного материала по проекту. Общий срок обучения по каждому курсу – 1 месяц.

В ходе обучения будут проведены одна очная и одна заочная фазы. Очная фаза продолжительностью три-четыре дня проводится в начале периода обучения. Заочная фаза проходит без отрыва от основной работы и требует использования сети Интернет.

В очной фазе обучаемые знакомятся с программой курса, с технологией изучения курса, порядком работы в учебной среде и в сети Интернет. В заочной фазе обучаемые изучают учебные материалы, выполняют курсовое задание, принимают участие в подведении итогов работы.

Работа в очной фазе проводится в специальном компьютерном классе, оборудованном мультимедийным проекционным аппаратом и рабочими местами для обучаемых.

Для работы в заочной фазе обучаемый должен иметь возможность работать на персональном компьютере, подключенном к сети Интернет. В ходе работы не используется специальное программное обеспечение и достаточно иметь на компьютере интернет-браузер, например, Microsoft Internet Explorer или Mozilla Firefox.

В ходе обучения в заочной фазе обучаемый взаимодействует либо непосредственно с преподавателем курса, либо с тьютором (специально подготовленным наставником).

Тьютор выполняет роль методиста: он помогает обучаемым справиться с проблемами технического и дидактического характера. Тьютор следит за выполнением групповых заданий и, если необходимо, проводит контроль знаний обучаемых.

При успешном окончании курса обучаемым выдаются сертификаты государственного и международного образца, подтверждающие успешное завершение подготовки.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru