На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории МБОУ СОШ №202
Октябрьского района г. Новосибирска

Цикл мероприятий, посвящённых семье, в рамках воспитательной программы «Времён связующая нить»

Наверное, многие классные руководители неоднократно слышат от администрации школы, что нужно включать семьи во внеклассную деятельность. Если в начальной школе это доступно и выполнимо, то к среднему звену вопрос участия родителей в жизни класса становится острым, а в старших – острейшим… Опытно-экспериментальным путём я пришла к достаточно эффективной системе работы с родителями. Я использую то, что я не только классный руководитель, но ещё и учитель русского языка и литературы. Здесь работает так называемый принцип воспитывающего обучения. Все мероприятия, направленные на семью, связаны, так или иначе, с развитием речи. Мы пишем сочинения на основе интервью: дети задают вопросы своим родителям, родственникам, бабушкам, дедушкам, ищут реликвии, рукоделия, письма, альбомы, подарки. Познание культурной истории своей семьи, её традиций и реликвий, наказов и заветов помогает подростку активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем, так как опыт, накопленный предками, универсален.

Работая таким образом, мы «убиваем сразу двух зайцев»: учимся писать сочинения и узнаём об опыте своих предков, работаем с семейными преданиями, наказами, родословными. Использую при этом музейную педагогику: мы оформляем выставки, составляем текст экскурсии, работаем экскурсоводами.

Ниже представлены мероприятия, которые включены в направление «Семьянин» моей программы по воспитательной работе «Времён связующая нить», рассчитанной на учеников 8-11 классов.

1. Классный час «Времён связующая нить»

Ученики получают 4 предварительных задания на выбор:

1. Принести на выставку семейную реликвию и рассказать о ней.

2. Принести рукоделие, сотворённое руками предков и рассказать о нём.

3. Рассказать о достижениях своих дальних предков – представить их портфолио.

4. Представить портфолио своих родственников-современников.

Экскурсия по выставке, книга отзывов.

2. Практическое занятие «Моя родословная» – азы составления родословных, составление своего генеалогического древа (ФИО, даты жизни, степень родства, род занятий, место рождения).

3. Сочинение «Наказы моих предков и мои»

План:

– Наказы моим бабушкам и дедушкам.

– Наказы моим родителям.

– Наказы мне.

– Мои наказы моим будущим детям.

4. Сочинение-исследование «Школа в истории моей семьи» – о роли школы в жизни предков.

План:

– Где учили;

– Кто учил;

– Как учили;

– Чему учили;

– Случаи из школьной жизни.

5. Интервью в газету «Школа в жизни выпускников 1994 года».

Собрать информацию о выпускнике школы … года в газету, выпущенную к юбилею школы:

– какой институт, факультет закончил;

– полученная специальность;

– место работы, должность;

– достижения профессиональные и личные;

– воспоминания о школе, учителях, случаях из школьной жизни;

– как школа повлияла на его жизнь.

6. Сочинение-исследование «Мои университеты» – выбор профессии в моей семье (профессиональное становление моих предков).

План:

– профессия, выбранная моими предками;

– как они пришли к этому решению;

– как этот выбор связан с целью жизни;

– профессиональный рост моего предка;

– ода профессии;

– мои планы, связанные с профессией.

7. Сочинение-исследование «Любовь в моей семье»

План:

– семейные легенды и предания о любви, способной на …;

– сравнение своего опыта с опытом предков в моём возрасте;

– выставка семейных реликвий, связанных с легендами о любви, экскурсия по выставке, книга отзывов.

8. «Письмо в моё будущее»

Написать письмо себе в будущем, чтобы получить его через 9 лет на вечере встречи выпускников. Письма будут запечатаны и ждут вечера встречи в 2017 году.

План:

– о моей будущей профессии,

– о семье,

– о детях,

– о моих сегодняшних планах и мечтах.

9. Проект «Энциклопедия одного слова»

Слова для выбора: Родина, любовь, душа, молитва, семья, дом, мама, детство, совесть, честь.

Класс делится на группы (5-6 человек) по желанию. Каждая группа выбирает одно слово и, поделив задания из плана, готовит черновые материалы (нужно пользоваться энциклопедиями, словарями, Интернетом др. источниками), затем делает презентацию в электронном виде с использованием рисунков, схем, таблиц, фотографий и т.д.

План лексического анализа слова:

1.Слово и его лексическое значение

2.Этимология слова

3. Однокоренные слова

4.Синонимы

5.Антонимы

6.Омонимы (если есть)

7.Слово во фразеологических оборотах

8. Сфера употребления слова

9.Слово в различных тропах и фигурах речи

10. Рифмы к этому слову

11.  Слово в пословицах, поговорках, загадках, стихах, песнях, мудрых высказываниях

12.  Слово в названиях произведений литературы, живописи, музыки, кино

13. Слово в иллюстрациях (своих, чужих)

14.  Нарисуйте памятник своему слову.

10. Литературно-музыкальная композиция «Истории той войны»

Узнать истории, связанные с войной 1941-1945 гг., встать на место тех юношей  и девушек, матерей и отцов.

– История судьбы семьи в ту войну

– История женщины в тылу

– История класса, который ушёл на войну

– История любви

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru